Невероятное путешествие Александра Агишева

00:00, 19 сентября 2012г, Спорт 1982


Невероятное путешествие Александра Агишева Фото №1

«Будьте внимательны к своим мыслям, они – начало поступков» – с этим высказыванием Лао-Цзы барнаульский марафонец Александр Агишев совершил удивительное путешествие.

«АП» уже не раз писала про барнаульский клуб любителей бега «Восток», вместе с которым газета организовала уже пять сверхмарафонов «Уймон» в горах Алтая. «Востоковцы», кого ни возьми, личности неординарные. О любом можно написать статью или очерк. Например, Александр Агишев нынешним летом устроил себе сразу и автомобильный, и несколько беговых марафонов. Вот как он сам это описывает:

- 9 июня рано утром мы с женой Еленой просто и буднично выехали со двора своего дома… к самой западной точке Норвегии. Идея побывать на марафоне за границей сидит в голове каждого марафонца. Но хотелось большего, чем 5-7-дневное пребывание на соревнованиях, даже с учетом экскурсий по красивым окрестностям. Другое дело - вся Скандинавия. Длинный маршрут с двумя соревнованиями - в Финляндии и Швеции. Хотелось увидеть, как народ тамошний живет в других местах.

Пришлось перелопатить кучу информации в Интернете, подобрать старты, в которых можно поучаствовать, и при этом уложиться в дни отпуска.

Про Стокгольмский юбилейный марафон я знал давно, и он хорошо вписывался по срокам в маршрут. Дата 14 июля была очень удачной. Но оказалось, что я опоздал с регистрацией больше чем на полгода. Стал искать ещё что-то подходящее. Но буквально за три месяца до старта в Стокгольме организаторы приоткрыли «форточку» для дозаявок.

И я вовремя оказался у этой «форточки» в Интернете. Дозаявился, оплатил участие.

А под Стокгольм удачно вписывался и полумарафон в Турку (Финляндия), который проводится двумя неделями раньше.

Поскольку основным местом пребывания выбрали Швецию, то обратились в её посольство за визой. Получили мы ее буквально за неделю до поездки. Это изрядно потрепало нервы.

Машину особо не готовили, плановое ТО было пройдено, и за 15000 километров пробега машина ни разу не подвела, за что большое спасибо ей и ее производителям.

Дорога до Санкт-Петербурга оказалась намного хуже, чем я предполагал, особенно в Кировской, Тюменской и Свердловской областях. Но это был мой выбор. Планируя поездку, долго думал об остановках на территории России. Первым большим пунктом остановки стала учебно-тренировочная база «Динамо» в Екатеринбурге. Без проблем заселились в гостиницу базы за 1100 рублей в двухместном номере. Сходили вечером на лыжероллерную трассу, потренировались.

И впереди ждал аналогичный учебно-тренировочный центр в Костроме. Однако проживание в гостиничном комплексе «Азимут» стоило очень дорого. Поплутав, нашли пансионат подешевле.

Культурно-исторический центр Костромы произвел самое благоприятное впечатление. С большим удовольствием погуляли по нему. Ярославль не менее красивый и старый город. Здесь мы тоже с пользой провели время. Так, понемногу знакомясь с историей России, и двигались навстречу своей мечте.

30 июня в городе Турку - полумарафон Пааво Нурми. И вот мы на границе, поднялся шлагбаум, и для нас открылись дороги Евросоюза. Вся процедура заняла минут 10. Мы были слегка в растерянности, но уверенности придавало то, что мы – участники официальных стартов.

Сначала были Хельсинки, проблемы с парковками и разрешение этих трудностей. Как раз шел чемпионат Европы по легкой атлетике, на котором наш Сергей Шубенков стал победителем в беге с барьерами. А мы два дня ходили вокруг шумящего стадиона и смотрели состязания на большом экране. Билеты, увы, были дороговаты для нас: на предварительные состязания – 100 евро, а на финалы - 200 евро с человека. Потратить 8000 рублей за вечер при всей любви к спорту в начале путешествия для простого россиянина - непозволительная роскошь.

Зато вдоволь насладились околосоревновательной атмосферой у стадиона. Это был настоящий праздник для всех.

По дороге из Хельсинки в Турку решили побывать на знаменитом Лахтинском лыжном стадионе. Поразило, как много бегающих и катающихся на велосипедах, а также плавающих в бассейне рядом с лыжным трамплином, несмотря на прохладную погоду.

Турку. Очень красивый город. Полумарафон. Штатная регистрация с получением стартового номера. На следующий день чуть не опоздал на старт, забыв про разницу во времени. Трасса - один круг в 21,1 км, встречный сильный ветер. Народу очень много. Результат – 1 час 35 мин. 49 сек.

После финиша напитки и все прочее - и сразу результаты и награждение. Все очень оперативно. После финиша последнего участника марафона так же оперативно навели порядок, подмели, помыли, и город продолжил жить своей обычной жизнью. Есть чему поучиться.

Утром погрузились на паром. Впереди Стокгольм. Но это будет вечером. А днем - красивейшие места вокруг, всевозможные яхты и катера, побережье со сказочными домами и ветряки, ветряки, ветряки. Короткая остановка на Аландских островах и - дальше к Швеции. На пароме народ окунается в атмосферу беспошлинной торговли и весело проводит время в многочисленных кафе, барах и ресторанах, но все очень прилично. Свобода выбора - абсолютная, одни тусуются в барах, другие спят прямо на полу, третьи проветриваются на палубах, четвертые играют с детьми и т.д. Культурная программа очень насыщенная, охватить все мероприятия физически невозможно.

Стокгольм. Порт в самом центре города. Первые полчаса тупо кружим на машине по городу, пытаясь сообразить, что делать дальше. Наш навигатор упорно ведет нас в самый центр города, но нам туда не надо.

Переведя дух на одной из заправок, движемся в направлении к Норвегии, пересекая Швецию поперек.

Это особое чувство, когда ты в мечтах почти ступал на землю страны, где находится святое для любого лыжника место - Хольменколлен, и вот мечты становятся реальностью.

Остановились, вскипятили чай, перекусили и поехали на встречу с Хольменколленом.

Немного поплутав по Осло, выбрались на нужную дорогу. Где-то далеко за городом, километрах в 30, на склоне горы замаячило грандиознейшее спортивное сооружение - Хольменколленский трамплин. Потом мы жили около него три дня, бегали по лыжероллерной трассе, обошли все вдоль и поперек. Музей лыж, смотровая площадка на самом верху трамплина… Менялись приезжающие и уезжающие туристы на экскурсионных автобусах, а мы как зачарованные жили около этого исполина и любовались расстилающимся у его подножия великолепным Осло.

Но впереди ждали не менее значимые события и места. Туристы со всего мира съезжаются на запад Норвегии к знаменитой скале Прекестолен. Вот и мы направились к ней, нависшей над заливом на высоте почти 300 метров.

Покатавшись по горным серпантинам Норвегии неделю, побывав в разных уголках и вдоволь насладившись природой этой удивительной страны, отправились в столицу Швеции - город Стокгольм. Там - юбилейный Стокгольмский марафон.

Старт и финиш на стадионе, который принимал Олимпиаду 1912 года, здесь же запланирован торжественный обед. Времени до регистрации оставалось много, и мы знакомились с городом. Готовясь к поездке, теоретически мы были готовы к тому, что Скандинавские страны - дорогие для россиян. Но когда на практике пришлось покупать билет в метро за 200 с лишним рублей, чтобы проехать 10 километров, это стало ударом под дых!

Но ведь мы не зря экономили, зная, что в этих странах никакой халявы не будет.

Наконец регистрация. Большой зеленый газон за красавцем стадионом. Все служащие одеты в форму образца 1912 года. Милейшая обстановка. Номер в руках, фото на память, завтра старт.

Согласно расписанию 12 500 участников выпускали партиями по 2500 человек с разрывом в 10 минут. Никакой суеты и задержки. Стартуем со стадиона, бежим в город на трассу. Она не из простых. Узкая и холмистая, подъемы и спуски. Официальная дистанция 40 км 075 метров, как на Олимпиаде 1912 года. Хочешь – беги 40 км и сразу на финиш, хочешь - 42 км с дополнительной петлей. Многие бежали классический марафон 42 км, результат фиксировался и тот, и другой.

Для меня этот марафон оказался все же трудным до судорог мышц обеих ног. К счастью, к концу дистанции. Несколько раз останавливался, делал массаж мышц. Многие марафонцы испытывали такие трудности. Думаю, что профиль трассы играл большую роль. А стадион бурно приветствует всех финишировавших. Всюду атмосфера праздника и доброжелательности. Россиян на марафоне было десятка полтора. Со многими из них мы накануне встречались.

15 июля организаторы пригласили всех участников марафона на стадион на торжественную часть. И вот марафонцы, хромая, некоторые еле передвигаясь после забега, потянулись на приготовленный обед. Была большая культурная программа, было награждение.

Распрощавшись со спортивным Стокгольмом, выдвинулись в сторону Гетеборга, на юг Швеции. На границе с Данией находится шведский город Мальме, от которого начинается знаменитый Эресуннский мост, противоположный конец которого выходит уже в Дании, в столице этого государства - Копенгагене. Мост платный - 43 евро с автомобиля. Это грандиозное сооружение на высоких опорах протяженностью почти 8 км, перед Копенгагеном он уходит под воду, и часть его проходит по тоннелю.

Попав в Копенгаген, набираем на навигаторе стадионы Копенгагена, и он нам предлагает Тернби. На площадке около этого стадиона среди зелени, газонов, футбольных полей и много еще чего мы и прожили три дня, знакомясь со сказочным городом Ганса-Христиана Андерсена. Велосипедистов столько, что кажется, велосипед - основной вид транспорта в городе. Возможно, потому, что бензин еще дороже, чем в дорогой Норвегии.

Германия встретила ветром и дождем. Первый большой город - Гамбург. На окраине грязный и разрисованный и какой-то непонятный вначале. Но когда познакомились с ним поближе, просто влюбились в увиденное. Старые замки, всевозможные кафе и магазины, гуляющий разношерстный народ… И посреди всего этого великолепия монтировали финишный городок одного из этапов Кубка мира по триатлону, который стартовал назавтра.

Очень хотели посмотреть этот старт, но торопились в Берлин. Увы, Берлин ничем не удивил, несмотря на то, что берлинская трасса марафона очень быстрая и любима элитными бегунами. Красивые современные стеклянные здания как-то не вписывались, с нашей точки зрения, в старую архитектуру города. Во время Отечественной войны этот город был разрушен на 70 процентов. Может, поэтому современный стеклянный город показался нам каким-то недушевным. Тем не менее мы с интересом познакомились со столицей объединенной Германии.

В Польше по дороге был город Познань, и мы заехали его посмотреть. Впечатление очень благоприятное. Понравился центральный железнодорожный вокзал. Горожане очень приветливы и отзывчивы. В Варшаве была наша последняя ночевка за границей. Рано утром двинулись в Белоруссию на погранпереход в Бобровниках. И вот после таможенной процедуры мы почти дома, мы снова в реальной жизни.

 

Александр Богумил

Фоторепортаж