Игротека 64+

Кратчайший путь

00:00, 31 августа 2012г, Спорт 2769


Игротека 64+ Фото №1

В августе 1972 года - в аккурат 40 лет назад - я тиснул свою первую заметку (репортажик с одного из региональных турниров)  в «Алтайской правде». Был мне тогда 21 годок, я только что демобилизовался из рядов Советской армии, и, естественно, воспоминания об армейских буднях  еще не отпускали. С котлетами и прочим на второе управлялся по привычке только ложкой (вилки в нашей армейской столовой не полагались). Но, как гласит одно известное изречение, все проходит. И по прошествии стольких лет во многом уже ушла-испарилась из памяти армейская юность. Но к воспоминаниям о ней вернул  звонок из... Германии.

- Володя, здравствуй, - прозвучало  в трубке, - это Владимир Линк.

40 с лишним лет не общался я со своим  товарищем по шахматной сборной нашей Энской части, дислоцировавшейся в степях Даурии в забайкальском приграничье! Хотя и знал, что с любимой игрой Володя не расстался и на гражданке...

Где-то в конце 80-х Иван  Черноколов, ныне покойный «бессменный шахматный часовой» (многолетний  инструктор  Барнаульского  клуба на Некрасовской), передал мне привет от Владимира. Но разговаривал  Иван Яковлевич  не с ним самим, а с его дочерью Лилей, ставшей тогда чемпионкой края «по селу» среди школьниц. Лиля  рассказала про отца, что он много лет ведет шахматный кружок в школе  своего  родного села Николаевка Михайловского района и работает там учителем труда.

От Черноколова же узнал о несчастье, случившемся с Владимиром -  в уборочную страду сильно повредил позвоночник,  упав с  сеновозки, ноги перестали ходить...

И вот этот неожиданный звонок  бывшего однополчанина (номер телефона  он узнал от  михайловского шахматиста Владимира Лихацкого, с которым я общаюсь как с участником конкурсов «Игротеки»)... Рассказал: они с супругой Галиной уже несколько лет  живут  в небольшом городке Хузум близ Гамбурга - в  доме  одной из  дочерей и зятя. Передвигается, увы, на инвалидной коляске.

Естественно, мы ударились в воспоминания про нашу  часть, располагавшуюся неподалеку от города Краснокаменска. Он тогда только-только строился и,  собственно, никаким городом еще не был. Но нашлись энтузиасты - вроде из числа командированных  в эту глухомань  специалистов, - оборудовавшие в полуподвале  одной из первых краснокаменских жилых пятиэтажек шахматный клуб!  И  осенью 1971-го - как бы не  в день открытия этого шахматного очага - сборная нашей части сразилась там с местными гражданскими. Мне достался  соперник  средних лет,   интеллигентного вида, грамотно разыгравший дебют (чего я  никак не ожидал) и после нашего жаркого боя снисходительно  объяснивший, что  на таком-то ходу я  бесцельно двинул одну из пешек, из-за чего потерял  важный темп. Но я и сам до этого допер по ходу партии, увы, так и не выпутавшись из тяжелой позиции. И в целом мы продули тот матч, а вскоре после  этого крайне огорчительного  события Володя Линк, призывавшийся на полгода раньше, ушел на дембель, а нашему призыву, как мы говорили, надо еще было зиму пережить. И вот в один из тех зимних дней (а морозец в степях Даурии тогда стоял нешуточный) помковзвода отдал мне извещение на долгожданную посылку из отчего дома, но пока ее транспортировали  из Барнаула в  забайкальскую глубинку,  наша часть перебралась на новые квартиры. За посылкой надо было идти в старый полк, для чего я «рекрутировал» двух добровольцев (естественно, им полагались кусманы от доброго  шмата соленого сала и другого провианта, присланного мне из дома). Имена этих ребят, увы, запамятовал. До старой части мы добрались засветло, когда возвращались, начало уже смеркаться. И тут один из добровольцев сказал, что есть кратчайший путь обратно - по сопкам. «Сэкономим километра три, если не больше». Пошли этим путем и где-то часа через полтора сообразили, что  эта «экономия» нам может дорого обойтись. В общем,  заблудились мы  в низеньких, без малейшей растительности сопках-близнецах Даурии!

Что еще угнетало в той ситуации - незадолго до этого двое солдат из нашей части - М-ов и Н-ко - ушли в самоволку и попытались перейти границу с великим соседним государством. Естественно, они были задержаны  бдительными погранцами, на утреннем плацу комполка полковник Иван  Дьяков рвал и метал (а отношения с великим соседом были  в ту пору весьма напряженными). «Таких случаев на этом участке границы, - прожигал батя суровым командирским взглядом выстроившийся перед ним личный состав, - не было со времен войны с милитаристской Японией!» Неудачливых перебежчиков строго наказали... И вот если бы мы не поспели к вечерней поверке (а все шло к этому) - могли ведь  в полку и тревогу объявить в связи с новым дезертирством!  Эта жуткая мысль заставляла идти вперед, но если бы мы знали, в какую сторону! Очень хотелось присесть  и поспать, что могло обернуться вечным сном. Просто каким-то чудом  мы  все же вышли к цели, уже совсем выбившись из сил, под собою не чувствуя ног и сильно опоздав к отбою. И взводный, ясное дело, был на сильном взводе, и прибежал в тамбур  казармы дежурный по части старлей c красными пятнами на щекастом лице и начал кричать, что пришлось оповестить ближайшие погранпункты на случай  возможного нарушения границы еще тремя идиотами из нашего войскового соединения. «Вас бы тоже надо, - напрягал голосовые связки старлей, - упечь в дисбат (для непосвященных - дисциплинарный батальон, армейская тюрьма. - В.Н.) годика на два». - «Судите, но дайте сперва отдохнуть», - одинаково  отрешенно подумал каждый из нас троих провинившихся. И с этим мы  тотчас рухнули на  спартанские солдатские  наши коечки как подкошенные, провалившись в сладкое забытье.

...В армейскую двухлетку я не раз публиковал свои шахматные опусы (как и этот небольшой этюдик на диаграмме) в журнале Министерства обороны «Военный вестник». Ведущий отдела в этом издании полковник, мастер спорта Александр Калинин высылал мне - добрая душа! - хороший гонорар, который я мгновенно оставлял с «товарищами по оружию» в полковой чайной. Мы там махом опустошали по 3-4 банки сгущенного молока на брата... Сейчас это кажется абсолютно нереальным!

 

*   *   *

Звездочка, зажгись!

 

В Барнауле только что завершилось краевое  шахматное первенство среди школьников, в котором сразились более 160  юных дарований.  В этих турнирах первые места (по возрастам) традиционно делят воспитанники тренеров Барнаула и Бийска, но каждый год - в разных пропорциях. Ну и малую толику высших наград иногда  завоевывают ребята из других городов, а также и районов края. На этот раз 6 золотых медалей оставили у себя хозяева поля, три достались юной гвардии из Бийска.

Можно говорить, что в некоторых возрастных группах есть явные лидеры. 4 «золота» завоеваны со 100-процентным результатом!

7 очков из  7 набрали  триумфаторы турнира Костя Бугаев из Алтайского района (мальчики до 8 лет), барнаулец Максим Клименко (до 12), бийчанин Никита Ножкин (до 18) и Виктория Лоскутова (девочки до 10 лет) из Барнаула.

Одновременно с краевым первенством в чешской столице Праге проходило первенство Европы, откуда Алтай шахматный обоснованно ожидал хороших вестей. Ведь в турнире «мальчики до 12 лет» там играл  барнаулец Алексей Сорокин, об успехах которого в  региональных состязаниях юных «Игротека» неоднократно писала. Стартовал Алексей хорошо, после 4 туров шел в лидирующей группе с 3,5 очка. Но на финишном отрезке, увы, играл не столь удачно. В итоге с 5,5 очка занял по коэффициенту Бухгольца 37 место ( всего в этой возрастной группе сразились 150 ребят).

А в целом юные дарования из России сыграли  на европейском первенстве в Праге очень достойно и завоевали 10 медалей, из них золотых- 5, серебряных - 3 и 2 «бронзы»!

*   *   *

Сэр Джордж Томас порадовался бы...

Вопрос для викторины типа «Кто хочет стать миллионером?»: «Откуда пришло название популярной ныне игры бадминтон?»

Ответ: из Англии. В 1873 году  известный британский энтузиаст спорта герцог Бофорт построил в своей старинной усадьбе Бадминтон-хаус первую площадку для игры в бадминтон.

Англичане считаются родоначальниками этой игры, и любому из ее поклонников наверняка известно имя сэра Джорджа Томаса.

Это был разносторонне талантливый человек! Во-первых, Джордж многие годы входил в число сильнейших шахматистов Британии. Достиг звания международного мастера, «снимал скальпы» с таких великих гроссмейстеров, как Хосе Рауль Капабланка, Макс Эйве... Он был и прекрасным игроком в теннис, в 1911-м дошел до полуфинала Уимблдона в мужском парном разряде.

Но главных успехов добился в игре, пропагандируемой еще герцогом Бофортом.

Сэр Томас побеждал в чемпионатах Британии по бадминтону - в мужском одиночном разряде - четыре года кряду (1920 - 1923)! А в парных соревнованиях становился победителем 21 чемпионата старой Англии!

Это именно он предложил в 1939-м проводить чемпионат мира по бадминтону  среди мужских команд по аналогии с  Кубком мира по футболу, теннисным Кубком Дэвиса. Эти турниры  спустя два года по окончании  Второй мировой и стали проводить и назвали их Кубком Томаса.

Сэр Джордж прожил долгую жизнь, родился в 1881-м, ушел в 1972-м. Через 20 лет после смерти этого удивительного человека осуществилась его мечта - бадминтон наконец-то включили в программу летних Олимпийских игр.

Правда, в мировом бадминтоне сейчас на первых ролях отнюдь не родоначальники этой игры - англичане, а китайцы...

Добавим, что на летних Играх-2012 в Лондоне российская пара бадминтонисток Нина Вислова и Валерия Сорокина взяли «бронзу». Это первая медаль отечественного бадминтона  на Олимпиадах. И будем надеяться - не последняя...

 

*   *   *

Несъедобный ферзь

Белые начинают и делают ничью

Фоторепортаж