Громкое имя, вечная тема

00:00, 31 августа 2012г, Культура 1541


Громкое имя, вечная тема Фото №1

Выставка «Марк Шагал. Библейские сюжеты» в Художественном музее приурочена к 125-летию мастера и Году Германии в России (ввиду того, что представленная коллекция дивных литографий была собрана анонимным московским предпринимателем по немецким частным коллекциям). В Третьяковской галерее сейчас тоже работает выставка Шагала, и в экспозиции в основном опять графика. Сотрудники Третьяковки ставили перед собой задачу проследить истоки его творческого языка. Так вот, ее приурочили к Году французского языка и литературы, потому что более полувека художник прожил во Франции. Это, впрочем, несущественные детали. Как отмечают искусствоведы, любая выставка Шагала в России вне зависимости от концепции и повода обязательно будет долгожданной, а большую часть представленных на ней работ, увы, можно назвать малоизвестными.

Проект, представленный нашим музеем, уникален уже потому, что литографий из библейского цикла Марка Шагала нет ни в одном музейном собрании России. В конце прошлого десятилетия 76 литографий, которые сейчас экспонируются в Барнауле, были куплены московским бизнесменом у немецких коллекционеров. Он не стал прятать свое приобретение, а позволил ему путешествовать по всей стране. За несколько лет выставка побывала во многих регионах. Наши музейщики заприметили ее в 2010 году в Новосибирске, долго готовились к ней и договаривались с объединением, которое занимается ее «прокатом».

Открытие получилось камерным, что странно: все-таки имя Шагала, как казалось, должно было привлечь куда больше зрителей. Зато такая атмосфера соответствует эмоциональному строю этих нежных, светлых работ. Удивительно, но именно таковы иллюстрации даже к самым кровавым и драматичным ветхозаветным сюжетам вроде битвы Давида с Голиафом или убийства Авеля Каином! Кажется, что они нарисованы беззаботным ребенком, еще не понимающим, что такое боль и смерть.

– В этих работах одновременно наивная простота и глубокая мудрость, – говорит сотрудница Художественного музея Наталья Гончарова. – Когда мы готовили экспозицию, нас самих заворожили тема библейских сюжетов и удивительное прочтение, предложенное Марком Захаровичем. Воплощению замысла художника помогли и его происхождение, и его интерес к Библии, и специально предпринятое им в 30-е годы путешествие по Палестине, Сирии и Египту. Да и такой вид печатной графики, как литография, был выбран им не случайно: она казалась ему наиболее близкой к живописи, а мы сегодня понимаем, что она наилучшим образом соответствовала стилю позднего Шагала.

В музее цитируют изречение, согласно которому тот, кто любит искусство, собирает живопись, а тот, кто его понимает, собирает графику. С другой стороны, как-то специально понимать, вникать в эти работы даже неискушенному зрителю не придется, ведь в них и правда нет ничего сложного. Вот отрешенно музицирует на золотой арфе царь Давид в красном одеянии, вот Моисей получает десять заповедей, буквально протянув руки к небу, а потом еще на двух литографиях трепетно обнимает скрижали (на одной он смотрит вверх, а на другой – вниз). А вот и цветущий райский сад, населенный осликами, лошадками и птичками, которых всегда было в избытке и на более известных нашему зрителю «витебских» полотнах Шагала. Искусствоведы говорят, что навсегда покинутую художником родину так же легко узнать на библейских литографиях, как и его любимую жену и музу Беллу, предстающую в образах ветхозаветных героинь.

В цветных работах основную смысловую и эмоциональную нагрузку несет именно насыщенный цвет. Черно-белые же литографии лаконичны и порой даже тяготеют к абстракции. Среди них есть простые книжные заставки («Цари»), но есть и целые философские высказывания, выраженные в форме этакой кляксы – как стихийное «Сотворение Евы». В той же технике черно-белой литографии Шагал, опираясь на канон православной иконы, создал совершенно иное по настроению «Вознесение Илии».

Сам автор озаглавил работы кратко, но специально для этой экспозиции к ним были подобраны комментарии – выдержки из библейских текстов. Например: «Смотрю на землю, и вот она разорена и пуста… Ибо так сказал Господь: вся земля буде опустошена, но совершенного истребления не сделаю. Восплачет о сем земля, и небеса помрачатся вверху, потому что Я сказал, Я определил, и не раскаиваюсь в том, и не отступлю от того. Книга пророка Иеремии». Это комментарий к драматичному темному листу «Иеремия», на котором пророк изображен погруженным в невеселые раздумья.

Музей выстроил экспозицию так, чтобы она «читалась» слева направо – как бы в хронологическом порядке. Кроме того, здесь можно посмотреть небольшой документальный фильм о Шагале, снятый в СССР (и его стоит посмотреть!), а для детей показывают мультфильмы,
иллюстрирующие Ветхий Завет.

 

Справка «АП»
Литография – это разновидность печатной графики, основанная на технике плоской печати. Поверхность отшлифованного литографского камня обрабатывается жировым карандашом либо жирной тушью. После травления поверхности камня специальной смесью рисунок смывают, а затем с помощью валика на камень наносят печатную краску, которая ложится только на непротравленные участки, на которые был нанесен карандаш, что в точности соответствует рисунку, сделанному художником. Оттиски печатаются на специальном литографском станке. В случае цветной литографии эта процедура повторяется для каждого отдельного цвета.

История
Шагал задумался о создании иллюстраций к Книге Книг еще в 1920-е годы, заказчиком проекта тогда выступил пригласивший его во Францию известный парижский коллекционер, торговец произведениями искусства и друг художников Амбруаз Воллар. Однако мастер понял, что для воплощения замысла ему сначала необходимо побывать в библейских странах, и это путешествие, ставшее для него сильнейшим впечатлением в жизни, он предпринял в 30-е годы.
Задуманное Волларом издание не увидело свет. В 1933 году произведения Шагала были публично сожжены в Германии, в Мангейме, по приказу Геббельса. Незадолго до Второй мировой войны погиб Воллар, а сам художник в 1941 году был вынужден покинуть Францию, чтобы вернуться только в конце 40-х. В 1952-1956 годах он опять приступил к библейским иллюстрациям уже в технике цветной и черно-белой литографии, и к 1960 году появилась новая большая серия.

Фоторепортаж