Омоложение

Почему на несколько лет отодвигается старость

00:00, 10 августа 2012г, Экономика 2492


Омоложение Фото №1

В России грядет очередная реформа, призванная улучшить финансовое положение Пенсионного фонда России (ПФР). И, похоже, для этого придется как минимум увеличить возраст выхода работников на заслуженный отдых.  

На официальном сайте ПФР появилось сообщение, что в следующем месяце Министерство труда и социальной политики РФ должно подготовить стратегию развития пенсионной системы России с целью «достижения ее долгосрочной устойчивости, повышения уровня пенсионного обеспечения граждан старшего поколения, снижения дефицита ПФР в части выплат трудовых пенсий». Для этого в середине июля была создана рабочая группа под председательством министра Максима Топилина.

Живем дольше…

В 2002 году в стране была проведена пенсионная реформа с целью «обеспечения финансовой устойчивости ПФР, повышения реального размера пенсий и предотвращения кризиса пенсионной системы в связи со старением населения». Не сказать, чтобы она совсем провалилась, но спустя десять лет специалисты сели за написание стратегии, которая преследует ровно те же цели.

Может, потому, что общество по-прежнему стареет. По данным Росстата, показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении в 2009 г. по сравнению с 2006 г. вырос у мужчин – на 2,4 года, у женщин – на 1,4 года. Если в 2002 году россиян, имеющих право выхода на пенсию по старости, было 19,2%, то на начало 2010 года – 21,6%. Более свежую официальную цифру найти не удалось, хотя научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин в эфире радио «Эхо Москвы» говорил о 27% пенсионеров.

Есть и еще один показатель, характеризующий динамику старения – так называемый возраст дожития, используемый чиновниками ПФР при расчете пенсии. Так вот с этого года он увеличен с 18 до 19 лет. То есть россияне в среднем стали жить на пенсии на год дольше.

…а платим меньше

Если пенсионеров все больше, то работающих, то есть тех, кто платит в ПФР, все меньше.

И даже рост их зарплат и, как следствие, страховых взносов не поспевает за потребностями пенсионеров, которым еще требуется периодически повышать выплаты.

В подтверждение этого тезиса приведу цифры, которые были представлены в декабре прошлого года во время встречи журналистов с председателем правления ПФР Антоном Дроздовым. Из них следует, что в прошлом году на пенсионное обеспечение было потрачено 4,1 трлн. руб., при этом взносов на страховую часть трудовых пенсий собрали только 2,36 трлн. руб. Разницу 1,73 трлн. руб. пришлось покрывать из федерального бюджета. В текущем году дефицит ожидается на уровне 2,22 трлн. руб., а в следующем - 2,45 трлн. руб. Ситуация даже не стабилизируется, а ухудшается. И ладно, если бы федеральный бюджет пух от нефтедолларов, но и он нынче принят с нехваткой в 68 млрд. руб. А Фонд национального благосостояния, который изначально создавался для покрытия дефицита ПФР, в связи с кризисом по 2014 год может использоваться на латание дыр в федеральном бюджете. Так что сильно не разгуляешься.

Недавно Антон Дроздов признался «Российской газете», что если не принять решения по пенсионной реформе, то Россия пойдет по инерционному пути.

- У нас начнут падать ключевые параметры: коэффициент замещения и соотношение пенсии к прожиточному минимуму, - пояснил глава Пенсионного фонда.

Надо сказать, что оно и так уже падает. Если в 2010 году средняя пенсия составляла 1,782 прожиточного минимума, то в 2011 году - 1,751.

Минфин уже сделал ПФР несколько предложений по оптимизации бюджета на 2013 год, в частности, пропустить одну индексацию социальных пособий, материнского капитала, а также занизить индексацию пенсий. Конечно, эти меры вызывают недовольство и ПФР, и депутатского корпуса, и, главное, пенсионеров. Но даже если они будут приняты, не решат принципиальных проблем. Нужны кардинальные изменения. И, судя по всему, первые решения по пенсионной реформе Госдума утвердит уже нынешней осенью.

Отменить накопления

Какие же сегодня идеи предлагают правительство и экспертное сообщество?

Одна из них – пустить накопительную часть пенсии на текущее потребление. Газета «Ведомости» пишет, что правительство по этому вопросу разделилось на два лагеря: одни - за, другие - против.

Напомним, что накопительная часть пенсий формируется у застрахованных работников, родившихся после 1966 года, и составляет 6% от пенсионных отчислений. Управляют этими средствами в зависимости от воли граждан Внешэкономбанк, негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании.

По подсчетам Минтруда, если накопительную часть отнять у нынешних управляющих и пустить в общий котел, то к 2016 году можно ликвидировать дефицит ПФР.

Думается, что эта идея не пройдет. Во-первых, накопительная часть несоизмерима с дефицитом Пенсионного фонда. В этом году она, по расчетам ПФР, составит 424,6 млрд. руб., в 2014 году вырастет только до 570 млрд. руб.

С ликвидацией накопительной части рушится вся логика нынешней пенсионной системы, которая перекладывает часть ответственности за финансовое обеспечение старости на самого гражданина. Теряет смысл программа софинансирования пенсионных накоплений, набирающая всю большую популярность у россиян среднего возраста (см. статью на этой странице).

Потеря значительного денежного потока подорвет и без того неблестящее финансовое положение большинства негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний. В конце концов, с отменой накопительного элемента в пенсиях теряется вера граждан в то, что государство все еще идет по либеральному пути развития экономики.

В общем, вариант маловероятен.

На отдых - позже

Гораздо реалистичнее выглядит предложение Минфина и ряда близких к правительству экономистов о повышении пенсионного возраста. Оно-то как раз находится в контексте мировых тенденций. В развитых странах пенсионный возраст сегодня составляет от 63 до 67 лет. И если Госдума увеличит выход на заслуженный отдых для женщин до 60 лет, а для мужчин – до 63 лет, то это позволит решить сразу несколько проблем. Не только снизить дефицит ПФР, но сократить число пенсионеров. Сегодня эта многочисленная категория граждан регулярно ходит на выборы и тем самым вынуждает правительство повышать им пенсии в ущерб интересам всей экономики. Либеральные экономисты типа бывшего министра финансов Алексея Кудрина и руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича дают понять, что, уменьшив число пенсионеров, можно снизить и их электоральное влияние, и нагрузку на бюджет.

Кстати, в федеральном выборном цикле 2012 год - для этого самое подходящее время.

Льготы – за счет работодателей

Конечно, только увеличением срока выхода на заслуженный отдых не обойтись. Поэтому предлагается увеличить минимальный требуемый стаж и отказаться от досрочных пенсий. Антон Дроздов выступает против повышения пенсионного возраста, но о необходимости решения проблемы льготников он говорит давно.

Еще при советской власти работники, занятые во вредных и опасных условиях труда, получили право выходить на пенсию на пять, а то и на десять лет раньше. Эти льготы остались. Теперь надо с ними разбираться: не отменять, а найти для них отдельный источник финансирования, чтобы все не платили за льготников.

Наиболее справедливое, на взгляд руководителя ПФР, решение – финансировать за счет работодателей, которые создают рабочие места с вредными и опасными условиями труда. Для этого придется повышать для них страховой тариф.

В отдельных случаях может применяться система, стимулирующая отказываться от раннего выхода на пенсию за счет повышения зарплаты бюджетникам. В основном речь идет о представителях силовых структур, некоторые из которых получают право на пенсию в 35 лет.

Использовать «народное благосостояние»

Несколько предложений по совершенствованию пенсионной системы высказал недавно Евгений Ясин. Он считает, что в России по примеру большинства стран работники должны самостоятельно платить взносы в ПФР и в другие страховые фонды. (Сегодня за них это делает работодатель.) Скорее всего, эта идея будет на руку работодателям и властям, так как позволит номинально увеличить зарплаты и вывести их из тени. Но может привести к снижению поступлений в ПФР, ведь найдется немало работников, которые, вместо того чтобы отнести деньги в Пенсионный фонд, пустят их на текущие нужды.

Другая мысль Евгения Григорьевича заключается в том, чтобы сделать Фонд народного благосостояния эндаументом ПФР, то есть целевым капиталом, доходы от которого идут на пенсионные счета. В принципе, и сегодня «народное благосостояние» не лежит мертвым грузом на счетах Центробанка, а вкладывается Минфином то в облигации, то в депозиты с целью наращивания денежной массы. При этом максимальные проценты (7,25%) за использование средств платит Внешэкономбанк, остальные - меньше. А вот если эти денежки, а их больше 3 трлн. руб., давать в кредит российским предприятиям под 9-10%, то и у Пенсионного фонда дела бы пошли лучше, и экономика оживилась.

Кстати, Правительство РФ допускает до 30% средств Фонда национального благосостояния направлять на кредиты юридическим лицам, но Минфин не разрешает такой вольницы. В это время бизнес вынужден брать взаймы в банках под 12-20%.

 

***

Какие из представленных выше идей воплотятся в жизнь, будет известно уже через пару месяцев. Но даже если возраст выхода на заслуженный отдых повысят, в этом, несмотря на финансовые потери, есть и положительный момент. Пока работник не достиг возраста «икс», у него еще официально есть порох в пороховницах и коллеги не посматривают косо, дескать, уступи место молодым.

Нелишняя «трёшка» в месяц

Набирает темпы Программа государственного софинансирования пенсий. За три года ее существования участники перечислили на свои счета в Пенсионном фонде РФ более 12 млрд. рублей.

Как сообщает пресс-служба ПФР, на сегодня в программе участвует более 8 млн. человек. В этом году они уже внесли свыше 1,8 млрд. рублей, что почти на 300 млн. рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Делать взносы в рамках программы каждый работающий гражданин может помесячно или разовым платежом, причем как через бухгалтерию своего предприятия, так и через любой банк. Третьей стороной софинансирования может выступать работодатель. Вступить в программу и сделать первый взнос нужно до 1 октября 2013 года. Государственное софинансирование – тысяча на каждую тысячу - выделяется в течение 10 лет с момента внесения гражданином первого взноса в пределах от 2000 до 12 000 руб-лей в год.

Средства софинансирования и добровольных взносов участников программы передаются Пенсионным фондом России в те же управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды, которые управляют средствами их накопительной части пенсии. Если гражданин не выбирал УК или НПФ, то его пенсионные накопления инвестируются в государственной управляющей компании «Внешэкономбанк» в составе расширенного инвестиционного портфеля.

Важно напомнить, что при выходе на пенсию пенсионные накопления, которые сформированы в рамках программы, можно будет получать не только в виде накопительной части трудовой пенсии по старости, но и в виде срочной пенсионной выплаты. Ее длительность определяет сам пенсионер, но она не может быть менее 10 лет.

К примеру, если вы в течение 10 лет в рамках программы вносили 12 000 рублей в год, на вашем индивидуальном лицевом счете фиксируется: 120 000 + 120 000 + инвестиционный доход = 365 408 рублей (при условии доходности 7,52 % – это среднегодовая доходность расширенного инвестиционного портфеля «Внешэкономбанк» в 2009–2011 гг.).

Если при выходе на пенсию вы оформите эти накопления в качестве срочной пенсионной выплаты на 10 лет, ежемесячная прибавка составит не менее: 365 408 рублей/120 месяцев = 3045 рублей. Причем этот расчет не учитывает дополнительные взносы работодателей, если они выступают третьей стороной софинансирования.

Подробная информация о Программе государственного софинансирования пенсии – на сайте www.pfrf.ru и по телефону центра консультирования граждан по вопросам вступления в программу 8 800 505-55-55 (круглосуточно, по России – звонок бесплатный). 

Фоторепортаж