«Броня» крепка, и «танки» наши
Пробивная сила боевой машины и резвость трелёвочного трактора
00:00, 09 августа 2012г, Экономика 2297
Их успешно совместили технари на заводе в Боровлянке Троицкого района. Получился лесопожарный трактор. И особенно актуально он смотрится сегодня на фоне «прожаренной» обстановки региона и его окрестностей. Да и требуется…
Верхним взглядом
В темно-синем лесу, где тpепещут осины, а с дубов-колдунов облетает листва… Впрочем, осин здесь не густо. С дубами и вовсе швах. Зато строевых сосен хоть отбавляй – вперемежку с березовым древостоем.
Катится автобус через бор дремучий, дивный и могущий гореть как порох… Видели когда-нибудь верховой пожар? Ни приведи лесной бог. Это вам не песенка про трын-траву. А для противостояния огню нужны обученные люди и, конечно же, мощная спецтехника. Её-то производством и занимаются в самой глубине Троицкого района. Как говорится, куют железо не отходя от кассы.
Если даже на секунду забыть о социально-экономической выгоде и притоке налогов в районный бюджет, то актуальность подобного дела прямо подчеркивает сама окружающая среда – по ходу извилистой дороги в Боровлянку. Просто грунтовка тут в одночасье выскакивает из чащобы и некоторое время бежит-лепится вдоль местного горельника. Очень старого и страшного.
Стволы торчат подпаленными будыльями, словно редкая расческа. Только великанская. Ни дать ни взять – эпицентр Тунгусского взрыва. Вспоминая то давнее пекло, в народе до сих пор зябко поводят плечами:
– От ведь полыхало! Людей хотели из поселков эвакуировать…
Судьба миловала (стучу по дереву). И к нашим дням в боровлянцах прочно угнездились глубокое уважение к природному ресурсу и осторожность к пламенной стихии. Среди прочего здесь изготавливают специализированную технику, которая борется с огнем, обеспечивает работу лесопромышленному комплексу России. Прямо так, ни больше ни меньше… Сначала, однако, расставлю все точки над i.
Промточка
Глава администрации района Олег Чигирев, еще провожая в путь, дал точную информацию. «Сибирь-Техника» развернулась на промплощадке акционерного общества «Боровлянский завод Лесхозмаш». А тот ведет историю с 1972 года, с базы Центральных ремонтно-механических мастерских. Раньше там потихоньку занимались капремонтом лесных машин, собирали противопожарное и навесное оборудование, мостовые краны и прочее.
– Выпуск спецтехники начали сообща в 2003 году, когда в Боровлянском лесничестве прошли первые испытания лесопожарного трактора, созданного по документации рубцовского «Алттрака», – добавил он… В общем, сориентировал на местности.
Собственно, я бы и так не заблудился. Один из моментов этой их новейшей истории мне помнится прочно. Потому как в октябре 2009 года с рабочим визитом в Боровлянке побывал губернатор Александр Карлин. Проводил большое совещание по комплексному развитию правобережья Оби. Заодно осмотрел школу и посетил предприятие.
Технари постарались. Представили «огнеборца» как положено (ну и другое, по мелочи). Махину, сравнимую по мощности с легким танком, Александр Богданович взял на заметку – видимо, понравилась. Спросил тогда, не подумывают ли производственники о сотрудничестве с рубцовскими коллегами. Те вроде приняли к сведению, но оказалось, что и сами с усами…
Площадка
А вот и красавцы собственной персоной! Несколько штук рядком выстроились на сдаточной площадке… Действительно, в облике чувствуется сильный «ген» некогда славного «Алттрака»… Наверное, кабина виновата. Легко узнаю её рубцовскую трелевочную суть … Ближе понимаю: сходство лишь внешнее. Как иногда бывают похожи вовсе неродные люди.
Какая уж тут трелевка?! Впереди навешен тяжеленный бульдозерный нож клином, сзади – не менее увесистый плуг, сверху – баки с водой. Разве что гусеничная часть?
– Базовое шасси мы используем Абаканского опытно-механического завода в Хакасии, – остужает мою ностальгию генеральный директор «Боровлянского завода Лесхозмаш» Сергей Сорокин. – На его основе выпускается целая линейка техники: лесопожарные тракторы, валочно-трелевочные машины, те же трелевки.
Где теперь тот «Алттрак» с былой славой крупнейшего тракторостроительного предприятия?! С другой стороны, рынок – штука жесткая. Раскачиваться некогда. Как шутили солдатики в бытность Советской армии, кто первый встал – того и тапки…
Тонкости
- Уточните для проформы ваши отношения с «Сибирь-Техникой», - адресуюсь к руководителю. - У кого под рукой главная кнопка?
- Это наш основной, стратегический партнер - именно по тематике лесного противопожарного оборудования, - расставляет акценты Сергей Борисович. – То есть организация финансирует большую часть проекта. Вкладывает интеллектуальную собственность в разработку еще нескольких.
По его словам, на подходе выпуск новой модели погрузчика. В перспективе – освоение к нему целой линейки навесного оборудования - для леса и коммунального хозяйства.
- Так и двигаемся вместе, - заключает гендиректор. – Показательным я бы назвал прошлогодний рабочий период. В целом по госзаказу мы тогда отправили 60 изделий в 11 регионов страны. И география обширная: от Владивостока до Калининграда. Плюс – в Республику Казахстан.
Я интересуюсь: чем же выдающимся обладает хваленый ТЛП-4М – лесопожарный трактор? Сорокин смело выдает:
- Знаете, я бы провел аналогию с автоматом Калашникова… Существует много оружия точного, высокоэффективного. Но есть и привычная «машинка» - простая и надежная… У нас то же самое в мирных целях - можно ремонтировать в полевых условиях, не подведет в экстремальной, жизнеопасной ситуации – при тушении лесных пожаров. Короче, танки грязи не боятся!
- Друг лесника?
- Скорее уж спаситель, - констатирует собеседник.
Показательно
Заводчане показали товар лицом. Вывели одну из ТЛП в поле (то бишь в лесной массив) и устроили показательный заезд. Штукенция, доложу я вам! Судя по всему, сил у нее действительно через край.
Многотонный железный «носорог» резвился на сыпучем боровом песке, словно породистый жеребец на ровном месте. Заложил крутой вираж и перышком перемахнул глубокую канаву, победно бодал «рогом» валежник и орудовал плугом. Подчеркну, ни одно живое дерево при этом не пострадало.
Под конец главный инженер «Лесхозмаша» Александр Степанов дал отмашку и механик включил пожарные стволы. В разные стороны ударили тугие струи воды. Они призваны защищать экипаж и машину от близкого пламени, если припрет горячий момент…
Разгоряченный «зверь» замер остывая. Из нутра выбрался водитель-испытатель Владимир Абрамовский. Смахнул пот со лба, с улыбкой похвалил-резюмировал:
- Хороша ласточка!
Спору нет. Незадолго до нашей встречи представители «Сибирь-Техники» участвовали во II Международном агропромышленном форуме «День сибирского поля-2012». Их гусеничная лесопожарная техника (ТЛП-4М) получила высокую оценку посетителей.
Николай СИНЕГУБОВ (фото).