БЕЗ СТАРОГО ЖИРКА

ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ, ЗАСТРОЙЩИКАМ ПРИДЕТСЯ СНИЖАТЬ ИЗДЕРЖКИ

00:00, 14 мая 2010г, Экономика 2092


БЕЗ СТАРОГО ЖИРКА Фото №1

По результатам 2009 года Алтайский край оказался одной из немногих территорий, где объемы ввода жилья продолжали расти, несмотря на экономический кризис, а вот в первом квартале этого года темпы строительства снизились по сравнению с началом прошлого года на 22,8 процента. Что мешает развиваться отрасли, обсуждали 29 апреля участники «круглого стола» «Обмен опытом в области взаимодействия строителей и власти».

В прошлом году отрасль перешла на саморегулирование. Из 2100 алтайских строительных компаний только 800 вступили в саморегулируемые организации (СРО). Члены СРО несут общую финансовую ответственность за качество выполняемых работ, внося в «общий котел» 300 тыс. рублей. Для многих мелких компаний это оказалось непосильной ношей. Примерно 300 фирм либо ушли с рынка, либо занялись простыми работами, которые можно выполнять без всякого допуска, либо перешли на нелегальное положение, пользуясь фальшивыми разрешительными документами.

Конечно, для таких участников рынка предусмотрена статья 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство», но, как говорят строители, привлечь по ней непросто. Административные органы ждут представления от налоговой инспекции, та ссылается на правоохранительные органы.

 

Там не догнули, здесь перегнули

В СРО «Союз строителей Западной Сибири» входят в основном компании среднего и малого бизнеса. Ее гендиректор Сергей Брякотнин говорит, что их проблемы связаны не только с большой суммой взносов, но и с недоработкой законодательных актов и регламентирующих документов, которые определяют деятельность строительных организаций. В качестве примера Брякотнин приводит приказ № 624 Минрегионразвития, вступающий в действие с 1 июля 2010 года и отменяющий приказ № 274, который еще и не начал работать. Оба содержат перечни видов опасных работ в строительном комплексе. В первом документе список из 400 видов. Готовясь к переходу на саморегулирование, большинство предприятий получили свидетельства по этому перечню. Теперь правительство его вдвое сократило. На некоторые работы не надо иметь никаких разрешений. Например, на монтаж вентилируемых фасадов или внутренних инженерных систем. Казалось бы, радоваться надо: рушатся административные барьеры, а легальные строители опять недовольны.

- Что будет, если керамогранитная плита, смонтированная неподготовленным специалистом, упадет с 20 этажа? А если прорвет батарею отопления?! – возмущается Сергей Брякотнин. - Этот приказ подвергся жесткой критике в строительном сообществе. Мы направляли соответствующее обращение в правительство, но строителей не услышали. Теперь нам предстоит проделать огромную работу в рамках нового приказа.

С другой стороны, требования ужесточаются. Так, в постановление правительства № 48 «О минимально необходимых требованиях к выдаче свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства» включены такие ограничения, что только четыре - пять строительных предприятий края, по мнению Брякотнина, способны их соблюсти. Между тем среди этих объектов есть инфраструктура железнодорожного транспорта и аэропортов, к которым можно отнести, например, склад или пожарное депо. С таким объектом справится кто угодно. Группой СРО в правительство направлены предложения по корректировке постановления, но реакции на них нет.

Следующая проблема, которую называли участники «круглого стола», – высокий уровень налогов на землю. Для мелких организаций в сельской местности платить его накладно, но и отказаться от земли нельзя, поскольку на ней находятся подъездные пути, участки для складирования и хранения материалов.

Все дело в деньгах

По информации Союза строителей и инвесторов Алтайского края, в этом году заложено на 40 % меньше новых домов, чем год назад. Участники рынка одной из причин такого снижения называют нехватку готовых участков в Барнауле, на который приходится половина всего жилищного строительства в крае. Замначальника управления Алтайского края по архитектуре и строительству Андрей Геттих говорит, что земля для строительства имеется. В настоящее время около 5,5 тыс. га переведены из сельхозземель в земли поселений, из них 2,5 тыс. га – на окраинах Барнаула. Но здесь нет ни дорог, ни коммуникаций. Для обустройства участков управление вместе с муниципалитетами привлекает средства федерального и краевого бюджетов, заверил Андрей Геттих.

Барнаульские власти в свою очередь надеются на краевые и федеральные деньги.

Председатель комитета по строительству администрации Барнаула Сергей Демин подтвердил, что город должен создавать условия для жилищного строительства, готовить земельные участки для продажи с аукциона. Но в бюджете Барнаула отсутствуют необходимые средства для подготовки инфраструктуры.

- Стараемся обустраивать участки с использованием вышестоящих бюджетов. Есть надежда, что нам удастся попасть в соответствующую федеральную программу на 2011-2012 год, - сообщил Сергей Демин.

Но, пожалуй, более важные причины спада отрасли лежат в финансовой плоскости.

С одной стороны, спрос населения на жилье не вышел на докризисный уровень. Строители говорят, что сегодня большая проблема найти заказы.

- Мы вынуждены их искать за пределами Алтайского края, - констатирует Сергей Брякотнин. - В то же время за выполненную работу, в том числе на муниципальных объектах, мы не можем вовремя получить деньги. Оплата затягивается до полугода.

Это притом, что оборотные средства строителей на две трети состоят из кредитных ресурсов. «Перехватить до получки» для мелких и средних компаний по-прежнему большая проблема. Большинство банков не хочет с ними работать, опасаясь невозврата займов.

Строители хотели бы иметь побольше хорошо оплачиваемых госзаказов, участвовать в целевых программах, в которых администрация края субсидировала бы часть банковской ставки. Но прижаться к государственным деньгам застройщикам все сложнее.

Правительство собирается приобретать на рынке только дешевое жилье. Так, газета «Коммерсант» за 27 апреля сообщила, что Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (РЖС) намерен выкупать у девелоперов (заказчиков. - Прим. Е.Ш.) 25 – 30% готового жилья, построенного на государственных землях. Часть жилья предполагается выдавать очередникам, остальное поступит в свободную продажу. За основу выкупной цены берется нормативная стоимость, которую каждые полгода определяет Минрегионразвития для каждого субъекта РФ, и дисконтируется на 15%. Как отмечают эксперты, чтобы хоть как-то конкурировать с фондом на открытом рынке, девелоперам придется идти на существенное снижение цен, поскольку выкупная цена может оказаться на 65% ниже существующих рыночных цен.

В этой ситуации кажутся уместными замечания обозревателя журнала «Эксперт Сибирь» Олега Носкова, прозвучавшие на «круглом столе». Сопоставив динамику жилищного строительства и среднедушевого дохода для ряда регионов страны и зарубежья, он пришел к выводу, что период бурного роста цен на недвижимость сопровождался почти пропорциональным ростом издержек в строительстве, связанных как с технической отсталостью отрасли, так и с ростом коррупции. В итоге значительно выросла себестоимость строительства, что в настоящее время сдерживает снижение цен на жилье.

Стимулирование же спроса на жилье, по его мнению, можно осуществлять только в условиях комплексных мер по снижению себестоимости строительства, что связано с технической модернизацией строительного комплекса. Но где взять деньги на модернизацию, Носков не уточняет.

Фоторепортаж
Блоги