Через муниципальный «фильтр»

28 июня состоялась 8 сессия Алтайского краевого Законодательного Собрания

00:00, 30 июня 2012г, Политика 3930


Через муниципальный «фильтр» Фото №1

Фото Наталья ТЕПЛЯКОВА

Пожалуй, самым бурным перед депутатскими каникулами стало обсуждение закона «О внесении изменений в Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов». Согласно документу глава региона избирается на прямых выборах сроком на пять лет, не более чем на два срока подряд.

Активные прения вызвала норма о так называемом муниципальном фильтре. В соответствии с федеральным законом на выборах губернатора края в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и  избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Выдвижение кандидата должны поддержать 5 процентов депутатов и глав – эту норму депутаты АКЗС установили в ходе первого чтения документа в мае. В июне к депутатам обратился совет муниципальных образований Алтайского края, который предложил увеличить размер «фильтра» до 10 процентов. Это предложение вынес на обсуждение сессии комитет АКЗС по местному самоуправлению.

Но в ходе обсуждения стало ясно, что обсуждение этих новаций не приводит к выработке общего мнения. Три оппозиционные фракции имели иное мнение по данному вопросу. Поэтому председатель АКЗС Иван Лоор объявил пятнадцатиминутный перерыв, во время которого состоялось заседание совета фракций.

Но и после него согласовать позиции не удалось.

- Выражая уважение и сочувствие руководителям муниципальных образований, наша фракция исходит из интересов избирателя, - заявил лидер фракции КПРФ в ЛДПР Виталий Сафронов. – Отсутствие института самовыдвижения кандидата и повышение порога сбора подписей с 5 до 10 процентов ограничивают возможности выдвижения кандидатов на пост губернатора от других общественных движений и политических партий. Понятно, в чьих интересах принимаются такие решения. Поэтому наша позиция остается прежней.

От фракции ЛДПР выступал депутат Андрей Щукин. Он заверил председателя совета муниципальных образований Светлану Агаркову, что «кандидат на пост губернатора края от ЛДПР посетит все муниципальные образования и постарается очаровать всех ваших коллег в свою пользу… А пока позиция фракции в АКЗС, согласованная с руководством партии, остается неизменной».

- Мы посовещались с коллегами и по-прежнему считаем, что институт самовыдвижения необходим, поэтому позиция остается прежней, - заявила руководитель фракции «Справедливая Россия» Людмила Суслова. Она предложила вновь вернуться к первому чтению и обсудить спорный вопрос. Но это решение не было поддержано депутатским корпусом.

- Мы еще раз обсудили предложение совета муниципальных образований края по увеличению числа депутатов, которые должны высказаться в поддержку того или иного кандидата в губернаторы, до 10 процентов, - высказался руководитель фракции «Единая Россия» Борис Трофимов. - Логика совета понятна: в рамках демократических процессов представителям муниципальной власти хочется быть вовлеченными в механизм участия в выборах будущего губернатора. В  то же время, учитывая мнение коллег по депутатскому корпусу из других фракций, мы обратились к членам фракции, к председателю совета муниципальных образований Светлане Агарковой с предложением по снижению «фильтра» до 7 процентов. Это предложение мы выносили на совет фракций. И это не уступка, а шаг навстречу, не просто компромисс, а решение вопроса принято с учетом мнения всех заинтересованных сторон.

Однако и это предложение не было поддержано оппозицией. Три фракции продолжали настаивать на минимальном участии муниципальных депутатов в отборе кандидатов в губернаторы. Несмотря на это, поправка «Единой России» была принята большинством голосов, а сам Кодекс о выборах утвержден в окончательной редакции.

- Понятно, что обсуждение законодательных изменений в выборный процесс было самым эмоциональным на сессии, - считает председатель АКЗС Иван Лоор. – Часть депутатов захотела вновь вернуться к обсуждению вопроса о самовыдвиженцах на губернаторский пост. Но ведь эта тема была закрыта еще во время первого чтения законопроекта. И вторая тема - пороги сбора
подписей депутатов муниципального уровня. Недавно состоялся съезд муниципальных образований региона, который предложил законодателям поднять планку до десяти процентов. Считаю, что это было бы правильное решение, позволяющее поднять статус органов местного самоуправления, депутатов местных поселений. Но бурная реакция трех оппозиционных фракций по этому вопросу заставила изменить первоначальное решение. Поэтому я прервал ведение сессии и в перерыве был проведен совет фракций. Появилось встречное предложение «единороссов» опустить планку до семи процентов. Но и это решение не устроило оппозиционные фракции. Хотя то большинство, что есть у партии «Единая Россия», позволило принять этот документ в окончательной редакции.

Одними из центральных для обсуждения стали проект закона Алтайского края «Об исполнении краевого бюджета за 2011 год» и проект закона Алтайского края «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края за 2011 год».

Как пояснил заместитель губернатора края, председатель комитета администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике Владимир Притупов, основные направления бюджетной и налоговой политики Алтайского края в 2011 году определены в соответствии с Бюджетным посланием президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике в 2011-2013 годах». Они ориентированы на стабильное развитие, повышение эффективности и конкурентоспособности экономики Алтайского края, а также на создание условий, необходимых для долгосрочного устойчивого развития региона после мирового финансового кризиса. Формирование и исполнение краевого бюджета в 2011 году осуществлялись в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Алтайского края.

- Налоговая политика в отчетном году была направлена на решение задач, связанных со стабильным развитием экономики края, обеспечением необходимого уровня доходов бюджетной системы и поиска возможностей его повышения, созданием условий для модернизации экономики края и стимулированием ее инновационного развития, - подчеркнул Владимир Притупов. - В соответствии с принципами бюджетного законодательства бюджетная политика в области расходов краевого бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов ориентирована на исполнение принятых социальных и иных первоочередных расходных обязательств Алтайского края. В первоочередном порядке при исполнении расходной части краевого бюджета средства направлялись на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы; на исполнение социальных обязательств перед населением края с учетом индексации размера выплат в 2011 году; на реализацию федеральных, краевых и ведомственных целевых программ; на оказание финансовой помощи бюджетам муниципальных районов и городских округов.

- В прошлом году мы четырежды возвращались к рассмотрению этого документа, - выступил с содокладом председатель комитета по бюджету, налоговой и кредитной политике Александр Романенко. – И во всех случаях корректировки проводились в сторону увеличения доходов и расходов. Так, расходы были увеличены на 17 миллиардов рублей. Средства эти пошли на капитальные вложения в социальную сферу. В частности, удалось сократить очереди в детские сады за счет открытия дополнительных групп и строительства новых детсадов. Увеличились дотации на сбалансированность бюджетов муниципальных образований.

С докладом по вопросу «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края за 2011 год» выступила директор ТФОМС Марина Богатырева. Она отметила, что расходы бюджета фонда по основному направлению деятельности - реализация Территориальной программы ОМС - в 2011 году составили 8895,5 млн. рублей и увеличились на 11 процентов, что способствовало увеличению уровня финансового обеспечения средствами ОМС в расчете на одного жителя. Было проведено увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы.

Отличительной чертой бюджета 2011 года стала реализация такого важного социального проекта, как программа модернизации здравоохранения Алтайского края, в рамках которой предусмотрено укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, внедрение современных информационных систем в здравоохранение, внедрение стандартов медицинской помощи и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи. Депутатами отмечена последовательная работа территориального фонда по увеличению финансовых параметров системы ОМС, что позволило обеспечить не только стабильное финансирование медицинской помощи, но и сохранить социальную стабильность в части выплаты заработной платы медицинскому персоналу.

На сессии депутаты привели в соответствие с федеральным законодательством в сфере жилищных отношений и реформированием медучреждений ряд ранее принятых документов. Как сообщила председатель комитета АКЗС по социальной политике Елена Гергель, на основании законов Алтайского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» и «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий льготы по оплате вывоза бытовых отходов предоставляются в рамках компенсации расходов на оплату коммунальных услуг. При этом Жилищным кодексом РФ определен исчерпывающий перечень коммунальных услуг, в который услуга по сбору и вывозу бытовых отходов не входит. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» и Общероссийскому классификатору услуг населению «сбор твердых и жидких бытовых отходов» и «вывоз твердых и жидких бытовых отходов» отнесены к жилищным услугам. Таким образом, льготы по вывозу бытовых отходов согласно федеральному законодательству должны предоставляться в рамках компенсации расходов на оплату жилого помещения.

При подготовке ко второму чтению проект был дополнен нормами, уточняющими расчет компенсации расходов за отопление. Предлагалось уточнить, что компенсация расходов на отопление будет рассчитываться в пределах установленных нормативов потребления услуги и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки.

Таким образом, законопроект приводит нормы законов Алтайского края от 03.12.2004 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» в соответствие с положениями федерального законодательства. Размер компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как был, так и остается 50 процентов.

Также депутаты утвердили план противодействия коррупции в Алтайском краевом Законодательном Собрании на 2012 - 2013 годы. Такая работа проводится в соответствии с федеральным законодательством. Более подробно с положениями этого документа можно познакомиться на официальном сайте АКЗС.

Фоторепортаж