ЕЩЕ ОДИН ВЗГЛЯД НА ВОЙНУ

КРАЕВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ПРЕЗЕНТОВАЛ ПОСЛЕДНИЙ ИЗ ОБЕЩАННЫХ "ВОЕННЫХ" ВЫСТАВОЧНЫХ ПРОЕКТОВ ЭТОЙ ВЕСНЫ

00:00, 07 мая 2010г, Культура 2106


ЕЩЕ ОДИН ВЗГЛЯД НА ВОЙНУ Фото №1

Сложносочиненная экспозиция "Война на первых полосах" представляет передовицы военного времени самой популярной тогда молодежной газеты страны "Комсомольская правда", а также три серии работ современных новосибирских фотографов, обратившихся к теме героического прошлого задолго до юбилея Победы.

Впрочем, и после 9 Мая музей обещает не бросать победную тему, которая будет в некоторой степени представлена даже на грядущей "Музейной ночи" 15 мая. И проект "Война на первых полосах", как надеется директор музея Инна Галкина, сможет привлечь внимание молодых посетителей этой акции.

– Сегодня у нас совершенно необычная выставка – и по характеру организации, и по тому, что на ней представлены два разных вида историко-культурных памятников, – заметила на открытии Инна Галкина. – Экспозиция состоялась по инициативе "Альфа-Банка" и газеты "Комсомольская правда", которые выставили факсимильные копии первых полос "Комсомолки" (абсолютно точно воспроизводящие оригинал, вплоть до мелких особенностей бумаги и дефектов печати), на которых в хронологическом порядке отражен ход войны. И даже беглого взгляда на эти страницы достаточно, чтобы понять, насколько всенародной была наша Победа.

Кстати, этот проект реализован в 22 городах России. Но только в Барнауле над пожелтевшими передовицами с заголовками вроде "Гитлеризм будет стерт с лица земли" и "Большевик сильнее танка" можно увидеть еще и художественную часть экспозиции: пронзительные портреты пожилых ветеранов войны работы Андрея Лашкова и Евгения Иванова, руководителей новосибирского отделения Союза фотохудожников России. С Евгением Ивановым у нашего музея в последнее время сложились теплые отношения, уже вылившиеся в две запоминающиеся экспозиции – "Анатомия балета" и "Мой друг – уличный музыкант".

Социальный пафос фотографа, снимавшего ветеранов в интерьерах их квартир (серия "Ветераны Великой Отечественной войны"), сочетается с тончайшим психологизмом и большим мастерством детали. Высказанная куратором выставки Евгением Пешковым немного крамольная мысль, что такое долгожданное всеобщее счастье после Победы обернулось для многих фронтовиков не очень-то легкой жизнью, натолкнулась на протест со стороны самих присутствовавших ветеранов. Но художник выразил эту, возможно, не осознаваемую героями печаль со всей документальностью, на которую только способна фотография. Кто-то одинок и живет в компании телевизора, кто-то запечатлен со счастливыми благополучными правнуками, кто-то на кухне, другие, усталые и отрешенные, в стареньком кресле, а рядом висит китель, усеянный орденами. Есть кадры, намертво застревающие в памяти: целующиеся счастливые пожилые супруги, держащие в руках свои фотографии времен военной молодости.

Серия "Солдаты Победы" – совместный проект Евгения Иванова и Андрея Лашкова – представляет черно-белые портреты ветеранов крупным планом. А сольный проект Андрея Лашкова "Спасенное детство" буквально соединяет в одном кадре лица фронтовиков с чьим-то сегодняшним беззаботным детством. Впрочем, есть у всех этих работ одна общая черта: гордость за тот далекий подвиг, мерцающая в глазах ветеранов.

Все выступавшие на открытии выставки говорили о ее значимости для патриотического воспитания молодежи. Управляющий операционным офисом "Алтайский" "Альфа-Банка" Владимир Чернобровин посетовал, что с этим воспитанием сейчас все не очень здорово, и выразил надежду, что ветераны поделятся своими воспоминаниями с молодыми людьми. Галина Кубрина, начальник отдела культурного наследия краевого управления по культуре и архивному делу, напротив, вступилась за молодежь, напомнив, что она активно участвует в поисковых группах и устраняет "белые пятна" в истории страны. Однако в том, что сегодня важно помнить сам дух нашей исторической победы, были солидарны все.

Фоторепортаж