Правотворчество – серьёзная работа

00:00, 27 апреля 2012г, Политика 3153


Правотворчество – серьёзная работа Фото №1

24 апреля в Барнауле прошли депутатские слушания «Законодательство Алтайского края: состояние, мониторинг и перспективы совершенствования». Инициатором выступил комитет АКЗС по правовой политике.

В нем приняли участие депутаты краевого Законодательного Собрания, главы городов и районов края, руководители представительных органов муниципалитетов и местных администраций, прокурор края Яков Хорошев, начальник управления Министерства юстиции по Алтайскому краю Алексей Кулик, председатель Избирательной комиссии Алтайского края Ирина Акимова, уполномоченный по правам человека Юрий Вислогузов, председатель Счетной палаты Надежда Юдакова, член Совета Федерации Сергей Белоусов, а также председатель Комитета Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай по экономической политике, предпринимательству и туризму Сергей Ефимов.

Как отметил во вступительном слове председатель АКЗС Иван Лоор, депутатские слушания посвящены важнейшему конституционному полномочию АКЗС - нормотворческой деятельности: «Те, кто интересуется нашей работой, знают, что правотворчество - ответственная и нелегкая задача. Ей предшествуют деятельность депутатов на округах, работа с гражданами и органами власти, вынесение проблем на публичное обсуждение в ходе сессий, дискуссии, выработка компромисса. Только таким путем можно добиться принятия качественных и своевременных законов».

С докладом о состоянии законодательства Алтайского края в 2008 - 2011 годах и перспективах его совершенствования выступил председатель комитета АКЗС по правовой политике Андрей Осипов. По его словам, за период 2008-2011 годов принято 535 законов края. Основную массу этих правовых актов составляют законы о внесении изменений в действующие законы - почти 67 процентов от общего количества. Количество новых законов в два раз меньше – 158, или около 30 процентов от общего количества.

- С одной стороны, внесение изменений в действующее законодательство - это обычная парламентская практика. Среди юристов бытует мнение, и не без основания, что даже новый закон - это «вчерашний» закон, потому что жизнь не стоит на месте, правоотношения меняются и требуют адекватного реагирования. Закон же - это «застывшая» система норм. Отсюда возникает объективная необходимость придать ему динамику, развивать. С другой стороны, федеральное законодательство меняется. И эти изменения настолько интенсивны, что сводят усилия региональных законодателей к постоянному приведению в соответствие своего законодательства с федеральным. Практика показывает, что по крайней мере в Алтайском крае львиная доля изменений в краевые законы - по причине новаций в федеральном законодательстве. Конечно, мы не снимаем со счетов изменения и дополнения, которыми устраняются допущенные ранее ошибки или неточности, - считает Андрей Осипов.

С 2008 по 2011 год наиболее интенсивному правовому регулированию подвергалась сфера местного самоуправления. На втором месте – защита прав граждан, организация деятельности органов госвласти. На третьем месте – вопросы социальной политики. Наибольшее количество законов внесено комитетом по законности, правопорядку и защите прав граждан АКЗС. На втором – комитет по аграрной политике и природопользованию. Третье место занимает комитет по экономической политике, промышленности и предпринимательству.

- С 2008 года прокуратура края использует право законодательной инициативы. За это время нами внесено семь законопроектов, которые поддержаны депутатским корпусом, - сказал прокурор края Яков Хорошев. – В результате были внесены изменения в 28 законов, ряд касался антикоррупционных вопросов. За период прошлого созыва прокуратурой края рассмотрено 670 нормативно-правовых актов. Десятая часть из них - с составлением заключений, замечаний. Лишь один раз нами был внесен протест в связи с неучтением заключения по закону о пчеловодстве.

Во время слушаний обсуждались также проблемы взаимодействия Федерального собрания с АКЗС. Были проанализированы варианты развития деятельности Законодательного Собрания и других органов власти в области мониторинга, намечены варианты взаимодействия с прокуратурой.

По итогам заседания формат депутатских слушаний был признан оптимальным для обсуждения проблем правотворчества и мониторинга законов. В будущем предложено подобные слушания проводить ежегодно в апреле.

Фоторепортаж