«Крякнул» - и на скамью подсудимых

Советы руководителям по наведению порядка в информационном обеспечении компании

00:00, 30 марта 2012г, Экономика 2259


«Крякнул» - и на скамью подсудимых Фото №1

Раньше за воровство имущества рубили руки, теперь штрафуют или сажают за решетку. И никого это не возмущает. Еще Глеб Егорович Жиглов в известном кинофильме говорил: «Вор должен сидеть в тюрьме». Но как только речь заходит о незаконном использовании чужой интеллектуальной собственности, отношение к проблеме смягчается. Мол, ну что тут зазорного, если скачать в Интернете взломанную программу и попользоваться ею? Все же так делают.

Беспредела стало меньше

- Почему-то никому не приходит в голову угнать из автосалона новую машину, чтобы покататься бесплатно пару недель или месяцев, а уже потом принять решение о ее покупке. Но зато многие не считают зазорным использовать для пробы пиратское программное обеспечение, - возмущается гендиректор группы компаний «Киролан» Олег Гончаров.

Понять производителя информационного продукта можно. Потрачено немало средств и времени в надежде, что при многократной продаже пользователям всё с лихвой вернется. Но находятся умельцы, которые взламывают защиту от несанкционированного пользования, создавая так называемые кряки (смотри словарь), и размещают программу в широком доступе: «Пользуйтесь, не жалко, всё равно не наше».

Притом что в стране с 1993 года существовал закон «Об авторском праве и смежных правах», защищавший производителей программного обеспечения, его мало кто выполнял. Правовой беспредел сильно тормозит развитие IT-рынка в России. Производители, вместо того чтобы заниматься разработкой новых версий, тратили силы и время на борьбу с пиратами.

Многие российские правообладатели не торопились выводить свои продукты на российский рынок, поскольку уровень предполагаемых доходов не соответствовал их усилиям. Ситуация начала меняться с 2008 года после принятия четвертой части Гражданского кодекса РФ, целиком посвященной авторскому праву и предусматривающей за нарушение закона об использовании программного обеспечения серьезные последствия, вплоть до ликвидации предприятия. Соответствующие поправки были внесены в административное и уголовное законодательство.

- Используя нелицензионное программное обеспечение (ПО), предприятие попадает в зону внимания правоохранительных органов, которые имеют право проверять всех подозрительных юридических лиц, - подчеркивает Людмила Овчинникова, юридический представитель Autodesk, Microsoft, Corel в СФО. - Согласно законодательству даже хранение копии программы в памяти компьютера является нарушением авторских прав.

За выявление фактов использования нелицензионного ПО должностные лица привлекаются к административной ответственности (штраф - до 40 тыс. руб. для юридических лиц), к уголовной ответственности (штраф или обязательные, исправительные работы, а при нанесении ущерба свыше миллиона рублей – до 6 лет лишения свободы).

Добавим, что на период проверки правоохранительные органы теперь имеют право изымать оборудование, на котором использовалось нелицензионное ПО. Проверка может длиться и месяц, и больше. На это время работа организации будет практически парализована.

- С декабря прошлого года вступили изменения в Уголовный кодекс РФ, касающиеся статьи 273 «Вредоносное программное обеспечение», - добавляет Дмитрий Клочков, зам-начальника отдела «К»  БСТМ ГУ МВД России по Алтайскому краю. - Сейчас в фабуле статьи законодатель четко указал, что к вредоносному ПО относятся средства, компьютерные программы для обхода средств защиты. То есть, используя обычную «крякалку», вы совершаете уголовное преступление.

Имея рычаги воздействия и заявления от пострадавших собственников программного обеспечения, правоохранительные органы начали ловить и наказывать воришек (смотри статистику). В основном пока тех, кто использует чужую интеллектуальную собственность в своем бизнесе. В результате за четыре года уровень пиратства снизился в России с 79 до 65%. Это принесло стране дополнительно 10 тысяч рабочих мест и около 100 млрд. рублей выручки для IT-компаний, что в свою очередь дало 5,8 млрд. руб. налогов, которые, кстати, можно инвестировать в инновации, поддерживать технопарки и т.д.

Недостатки пиратских программ…

Понятно, что платить за товар деньги не хочется, если совесть позволяет его украсть. Но оказывается, ворованное в конечном итоге обходится дороже.

- Морально-этические причины заставили нас даже в личных целях пользоваться только разрешенными программами, - рассказывает Дмитрий Старостенков, генеральный директор компании «Энтерра». - И это получилось выгоднее, поскольку, во-первых, используешь только те программы, которые действительно нужны.

Обычно «пират» старается скачать самую последнюю, самую полную версию, например, графического редактора, в котором очень много функций. Тратит много времени, чтобы разобраться в его работе, в результате почти ничего не использует. То есть эффективность контрафактного ПО гораздо ниже легального.

- Во-вторых, - продолжает Старостенков, - системному администратору придется скачивать кряки с сомнительных, зараженных вирусами сайтов. Зачастую они периодически дают сбои, программа перестает работать. Теряется время на восстановление. Может возникнуть и такая неприятность, как потеря баз данных.

Согласно опросам, проведенным в России компанией Microsoft, технологические сбои и непредвиденные расходы на информационное обеспечение у предприятий, пользующихся в том числе пиратским ПО, в четыре раза выше, чем у тех, кто соблюдает закон. Среди рисков, связанных с использованием нелицензионных программ, респонденты в первую очередь отмечали отраслевые. То есть возможность потерять членство в саморегулируемой организации или лицензию на право заниматься основной деятельностью. Во вторую очередь называют финансовые риски (возможность штрафов, простой предприятия из-за сбоев компьютерных программ).

Дмитрий Клочков обращает внимание на риски потери контроля над системами дистанционного банковского обслуживания.

- Последние два года мы фиксируем все увеличивающееся число фактов утечки сведений о ключах электронно-цифровой подписи, паролях, с помощью которых злоумышленники уводят деньги со счетов предприятий. Лицензионные программы не дают полной защиты. Но наш анализ говорит, что компании, у которых украли таким способом финансовые ресурсы, использовали пиратское ПО, - уточняет полицейский.

…и заморочки с легальными

Директор макрорегиона Сибирь и Дальний Восток Microsoft Ирина Максимова считает, что ценность лицензионного ПО можно разбить на три блока. Прежде всего это сервис, связанный с предпродажным консультированием; техническая поддержка, которую заказчики получают как от разработчиков, так и от поставщиков ПО, своевременное автоматическое обновление, получение новых версий. Во-вторых, надежность и безопасность, что позволяет уменьшить технологические сбои. В-третьих, соблюдение законов, стандартов и элементарное уважение к труду разработчиков делают компанию причастной к цивилизованному миру.

Но грамотно провести процесс лицензирования не так-то просто. На каждом предприятии обычно есть специальный человек, который отвечает за покупку и обновление оборудования. Но специалиста, который бы разбирался в лицензионных соглашениях на программы, как правило, нет. Данные функции отдают на откуп системным администраторам, которые не должны этим заниматься, потому что это не в их компетенции. Ведь программное обеспечение - сложный для управления актив.

Сначала нужно собрать и записать полную информацию об IT-инфраструктуре компании, начиная с того, где и какое «компьютерное железо» установлено. Затем необходимо провести инвентаризацию программного обеспечения: сравнить количество приобретенных лицензий с числом установленных программных продуктов, проверить соблюдение лицензионных условий. И если посчитать лицензии еще как-то можно с помощью бухгалтерии, то вот соблюсти лицензионные условия может помочь только специалист.

Олег Гончаров приводит пример, когда фирма закупила 200 лицензий на Total Commander, стараясь обеспечить этой программой всех сотрудников. Между тем лицензионное соглашение предусматривало, что оплата ведется только за одновременное пользование программой. А в фирме ею разом пользовались не более 50 сотрудников. В результате из-за некомпетентности были заплачены лишние деньги.

- Семь лет назад мы провели у себя процесс лицензирования, - вспоминает Владимир Графеев, директор НПФ «Галэкс», - и думали, что теперь у нас всё в шоколаде.

Но производители программных продуктов не стоят на месте, ежегодно обновляя приложения. Также возникает необходимость принять на работу новых сотрудников. И через некоторое время нам опять стало не хватать лицензий.

Чтобы избежать таких проблем. Графеев советует заключить договор подписки, согласно которому можно автоматически получать лицензионные обновления и техническую поддержку от правообладателя ПО.

- Оказалось, что это не самый дешевый, но самый удобный путь, - уверяет директор НПФ «Галэкс».

 

Интересно, что на фоне повсеместного проникновения в нашу жизнь лицензионного софта органы власти и учебные учреждения переходят на свободное программное обеспечение. Например, многие школы уже отказались от Windows и начали осваивать бесплатную операционную платформу Linux. Уж не пытаются ли навязать нам ненужные услуги?

- Вопрос этот не такой простой, - считает председатель комитета по информационным технологиям Алтайской торгово-промышленной палаты Павел Плетнев.

- Вначале тебе предлагают бесплатное программное обеспечение, но потом выясняется, что приходится тратить большие деньги на его сопровождение, доработку. Причем сталкиваешься с недостатком специалистов по сопровождению СПО. Приходится тратиться на подготовку таких специалистов для компании. В итоге большой финансовой выгоды не получается в сравнении с лицензионными программами. Стоимости владения тем и другим ПО соизмеримы.

Второй недостаток СПО – его меньшая распространенность. И встает проблема совместимости документов, протоколов обмена данными. В какой-то момент это может парализовать бизнес-процессы. И думаешь: «Может, уже лучше заплатить, но пользоваться этим «станком» на 100%?»

И третье. На сегодня большая часть сертифицированных средств, используемых для защиты информации, в том числе защиты гостайны, не совместима со свободным ПО. И чтобы обрабатывать персональные данные, гостайну в электронном виде, придется приобретать лицензионное ПО.

- Не случайно Министерство связи РФ - ведомство, которое задает информационную политику в стране, - в конце января заключило корпоративное соглашение с Microsoft на три года о переводе на стандартизированную платформу Windows, - замечает Олег Гончаров.

Фоторепортаж