Владимир ЗАХАРОВ: «Ой, туманы мои, растуманы…»

00:00, 13 января 2012г, Культура 7049


Владимир ЗАХАРОВ: «Ой, туманы мои, растуманы…» Фото №1

Имя композитора Владимира Григорьевича Захарова тесно связано с хором имени Митрофана Ефимовича Пятницкого. Их сотрудничество началось в самом начале тридцатых годов, когда Владимиру Захарову было тридцать лет. Он родился в 1901 году, музыкальное образование получил в городе Ростове-на-Дону. Когда в репертуаре хора Пятницкого появилась его песня «Вдоль деревни», а за ней - «Дороженька», обе на стихи М. Исаковского, они сразу широко разлетелись по стране. В них уже слышался уверенный голос мастера. В хор пришел композитор, который глубоко чувствовал запросы народа к хорошей песне.

«Вдоль деревни» я впервые услышал в кинозале…

Так признанный советский поэт Михаил Исаковский ответил на вопрос многих слушателей: как он стал песенником: «Об этом, откровенно говоря, я никогда не мечтал. А все началось в 1935 году. Я случайно с киноэкрана услышал свою песню «Вдоль деревни» и был очень удивлен. Потом выяснилось, что композитор В.Захаров нашел это стихотворение в одной хрестоматии и написал музыку. А песню исполнил хор имени Пятницкого, где вместе с П.Казьминым, руководителем хора, работал композитор»:

Вдоль деревни, от избы и до избы,
Зашагали торопливые столбы;
Загудели, заиграли провода -
Мы такого не видали никогда;
Нам такое не встречалось и во сне,
Чтобы солнце загоралось на сосне,
Чтобы радость подружилась с мужиком,
Чтоб у каждого - звезда под потолком...

Знакомство М.Исаковского с В.Захаровым произошло в бревенчатом доме в Божениновском переулке, где работал хор Пятницкого. Композитор попросил у поэта новые стихи. Исаковский передал «И кто его знает». Захарову так оно понравилось, так легко поэтические строки легли на музыку, что буквально в считаные дни хор Пятницкого уже репетировал новую песню.

И когда песня «И кто его знает» прозвучала по радио, и композитор, и поэт- песенник убедились в том, какую большую силу таит в себе мелодия песни, она дает новую жизнь произведению поэта, обогащает, усиливает поэтический образ. А вот слова Исаковского о том, что музыка является душой песни: «Если бы, скажем, известные стихи В.Лебедева-Кумача «Широка страна моя родная» прозвучали вне музыки, вряд ли они завоевали бы столь длительную и всенародную славу, если бы не было вдохновенной музыки Дунаевского».

Так же получилось с песней «И кто его знает». Она ведь пришла к народу еще до Великой Отечественной войны, а мы ее поем и слушаем и в наши дни:

На закате ходит парень
Возле дома моего,
Поморгает мне глазами
И не скажет ничего.
И кто его знает,
Зачем он моргает.
Как приду я на гулянье,
Он танцует и поет,
А простимся у калитки –
Отвернется и вздохнет.
И кто его знает
Чего он вздыхает...

На один из концертов хора имени Пятницкого М.Исаковский пришел с А.Твардовским.
И осенью 1936 года появилась первая песня, написанная Захаровым на стихи Твардовского «Кружились белые березки».

Позже еще три: «Березняк густой», «Горько пиво» и «Эх, ребята, жить охота!». Они постоянно издавались на грампластинках и звучали по радио при жизни Александра Твардовского.

Песни Владимира Захарова по-настоящему народны. Каждая - оригинальное создание. Он умел делать песни так, что сплетение подголосков и наигрыши гармонистов улавливали характер современной народно-песенной интонации.

Вот один пример. Когда Исаковский передал Захарову стихотворение «Провожание», то немного переживал. Дело в том, что композитор подолгу работал над каждой песней, придирчиво относился к текстам. А у поэта это стихотворение около года лежало в письменном столе (ему никак не удавалось сочинить концовку). Песня долго не получалась. Захаров часто звонил Исаковскому, а тот в ответ говорил: «Я сделал все, что мог, чего-то добавить не могу...» А композитору хотелось перед куплетом добавить коротенькое слово «ох». Такого слова у поэта не было. Исаковскому такое нововведение не понравилось, но потом он убедился, что композитор прав: он верно почувствовал полушуточный, немного сентиментальный дух деревенской частушки. И песня получилась. Она пережила уже семьдесят лет, и ее, к счастью, мы иногда слышим по радио:

Ох, дайте в руки мне гармонь -
Золотые планки!
Парень девушку домой
Провожал с гулянки.
Ох, хата встала впереди -
Темное окошко...
Ой ты, стежка, погоди,
Протянись немножко!
Ты потише провожай,
Парень сероглазый,
Потому что очень жаль
Расставаться сразу...

Не забывал композитор и о защитниках нашей Родины. Очень популярной стала песня на стихи М.Исаковского: «Что за славные ребята»:

Приезжали из Кронштадта
К нам четыре моряка.
И словами, и делами,
И собою хороши.
Если девушка посмотрит -
Остается без души.
Наши парни приуныли -
Видно, зависть их берет,
Что девчат в одну неделю
Покорил Балтийский флот...
Как и «Шел со службы пограничник»:
Шел со службы пограничник,
Пограничник молодой.
Подошел ко мне и просит
Угостить его водой.
Я воды достала свежей,
Подала ему тотчас.
Только вижу - пьет он мало,
А с меня не сводит глаз.
И чего - сама не знаю -
Я вздохнула горячо
И сказала почему-то:
- Может, выпьете еще?

«Уходили в поход партизаны…»

Когда началась Великая Отечественная война, судьба надолго разлучила Захарова с Исаковским. Поэт жил в городе Чистополе, а Захаров с хором был во Фрунзе. Зимой 1942 года пришло письмо от Захарова: «Я бы хотел написать песни о русском народе-богатыре и песни о беззаветных героях, о колхозе, оккупированном врагами, и шуточную песню-сатиру на врагов. Шутка нужна позарез! И хотел бы я написать песню о партизанах. Такой песни нам не хватает чрезвычайно!»

Исаковский послал Захарову два стихотворения. Одно было шуточное: «Ой, ругала я судьбу» (о том, как женщина-колхозница захватила в плен фашиста), а второе посвящалось партизанам, землякам Смоленской области: «Ой, туманы мои...» Композитор сумел найти необычно простые, но в то же время сильные, впечатляющие средства, чтобы передать и скорбь, и обиду за поруганную землю, и ненависть к врагу, и уверенность в победе:

Ой, туманы мои, растуманы,
Ой, родные леса и луга!
Уходили в поход партизаны,
Уходили в поход на врага.
Повстречали - огнем угощали,
Навсегда уложили в лесу
За великие наши печали,
За горючую нашу слезу...

Поэт Исаковский сам убедился во всенародном успехе своей песни, когда ездил в свой избирательный округ на Смоленщину. Один самодеятельный коллектив под широкие аплодисменты исполнил прекрасную мелодию Захарова.

Распевалась на фронтах и в партизанских отрядах другая песня Захарова и Исаковского «До свиданья, города и хаты». Подробно расскажу о «Песне про «катюшу». Она была написана в 1944 году. А до войны М.Исаковский передал В. Захарову вместе с другими стихами «Катюшу» («Расцветали яблони и груши»), но она почему-то ему не приглянулась. А вот другой композитор - М.Блантер узрел в стихотворении «гениальный примитив». Песня получила, как известно, такую широкую популярность, о которой не мечтали ни композитор, ни автор слов. А Владимир Захаров впоследствии сильно сожалел, что не разглядел в «Катюше» песенную изюминку.

А история создания «Песни про «катюшу» такова. Исаковский уже жил в Москве, к нему по поручению генерала А.И. Нестеренко приехали гвардейцы-минометчики с просьбой написать песню о знаменитых «катюшах», реактивных минометах, наводивших ужас на фашистов. Поэт исполнил просьбу гвардейцев: стихи послал на Прибалтийский фронт, а второй экземпляр - композитору Захарову. На этот раз Владимир Григорьевич пошутил в письме: «Теперь я не откажусь от твоей «Катюши», а то ее заберет какой-то другой композитор. Считай, что у меня первый экземпляр!»

Через короткое время «Песня про «катюшу» пришла на фронт. В припеве композитор изобразил богатырский смех победителей, которые отстояли свою землю от неприятеля. В музыке нашла свой отклик незабываемая пора, когда над нашими городами гремели салюты и великий советский народ ясно предчувствовал победу над фашистами:
 

И на море, и на суше -
По дорогам фронтовым -
Ходит русская «катюша»,
Ходит шагом боевым.
Налетит «катюша» вихрем -
Чем ее остановить?
И задумал Гитлер «тигров»
На «катюшу» натравить.
Подчистую немцев косит,
Подчистую гадов бьет, -
И фамилии не спросит,
И поплакать не дает...

В песнях Захарова имя поэта Исаковского неотделимо.

Как во время войны, так и в пятидесятые годы к поэту М.Исаковскому приходили письма от молодых поэтов. В 1950 году алтайский поэт Иван Фролов прислал Исаковскому свою книжку «Моя Кулунда». Через два года Алтайское краевое издательство выпустило новую книгу И.Фролова - «О самых простых и скромных». Поэт Исаковский, поблагодарив молодого автора за книжки, прислал письмо-рецензию: «Иван Фролов пишет о своем родном крае, о советских людях, об их работе, жизни, борьбе. Но дело, конечно, не только в тематике, а в том, что пишет он по-настоящему поэтично, пишет с волнением сердца, иногда с хорошим юморком, который придает стихам особую прелесть. Язык у него простой, хороший, естественный. И поэтому многие его стихи не могут не дойти до сердца читателя, они запоминаются, и их хочется перечитывать. К таким стихам относятся «Про няню», «Девушка из отдела писем», «Наташе», а вот четверостишие из стихотворения «Озеро Яровое»:

Озеро мое, не оттого ли
Нам в степи так дышится легко,
Что щепотка этой крепкой соли
Есть в крови у нас, сибиряков?»

Михаил Васильевич Исаковский был очень внимательным к письмам своих читателей и слушателей его прекрасных песен. На его стихи помимо В.Захарова писали песни И.Дунаевский, Б.Мокроусов, В.Соловьев-Седой, М.Блантер, Б.Терентьев и другие. Лично для меня имя М.Исаковского очень дорогое. Он - мой самый любимый поэт-песенник. В 1960 году я решил написать письмо М.В. Исаковскому, признался ему в любви к его песням и попросил прислать книжку с его стихами. И такой подарок ко мне пришел с надписью: «Виктору Денисову с самыми добрыми пожеланиями. Москва, 20 января 1961 года. М.Исаковский». Этот двухтомник я бережно храню в своей библиотеке.

Значение поэзии М.Исаковского в творчестве композитора В.Захарова было значительным. И он сам титанически работал. Почти каждая его песня претерпевала ряд переделок, каждую мелодию он терпеливо улучшал. Он часто обращался к певице М.Подлатовой: «Ну-ка, Маруся, спой - как это будет звучать?»

Владимир Захаров глубоко ощущал свое призвание композитора-песенника и относился к своему труду с исключительной серьезностью. Его песни проникнуты глубокой искренностью и русской задушевностью, в них отражено время, в которое он жил и трудился для своего народа.

Виктор ДЕНИСОВ

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж