Жить и надеяться

Если человек не может ходить, это не значит, что он не может жить, познавать, получать радость от общения и просто быть счастливым. Инвалидность – это не приговор, а лишь повод посмотреть на жизнь по-другому

00:00, 07 декабря 2011г, Общество 1898


Жить и надеяться Фото №1

«Главное сейчас – выучиться, - говорит Лера, - у меня всё получится. Ведь я упрямая и не умею сдаваться!» Валерия Мухина - семиклассница, а уже успела покорить лицеистов прекрасным голосом. Теперь ни одно мероприятие не проходит без Лериных песен. При всей своей активности девочка ещё учится на отлично и дома – первая помощница для мамы.

«В людях я ценю доброту и отзывчивость, поэтому люблю своих учителей», - поделился с нами Артур Шмидт. В свои 19 лет он усиленно осваивает программу седьмого класса. Увлекается шахматами и отличается особой тягой к знаниям.

«Боевой дух помогает! Ещё бы - восемь лет в гимнастике», - рассказывает мама Елизаветы Исаевой. За хрупкими плечами девочки - семнадцать медалей и участие в чемпионате мира по художественной гимнастике. Травма, смена школы, другой круг общения – всё это не сломало Лизу. Она активно покоряет вершины мастерства плавания. «И обучение у девочки теперь более эффективное и интересное!» - радуется мама.

Разные люди, разные судьбы. Что же их объединяет? Все они – ученики краевого центра дистанционного образования, который создан на базе Алтайского краевого педагогического лицея.

Обучение ведётся в рамках приоритетного национального проекта «Образование», который осуществляет программу «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». В сентябре 2009 года первые 42 счастливчика были переведены с надомного обучения на дистанционное.

Почему именно АКПЛ? В лицее имеются специализированные помещения, транспорт. А главное – это бесценный опыт работы в профильных сменах для детей с ограниченными возможностями.

Подробнее об этом сообщила Ольга Ногайцева, заместитель директора по дистанционному образованию:

- Мы предоставляем качественное образование детям вне зависимости от их места проживания, технических условий и физических возможностей.

- Как проходит отбор детей?

- Проект рассчитан на ребят, которые способны обучаться и сесть за компьютер. Для ребёнка нужно собрать стандартный пакет документов. Затем в рамках определённого набора мы передаём их адреса для подключения к Сети. Если вдруг с учащегося сняли инвалидность и он переводится в другое учебное заведение, то освобождается вакантное место, куда следующий может претендовать в течение учебного года вне конкурса.

После второго набора, который был в апреле, в центре обучается 122 ребёнка. За это время мы смогли увеличить нагрузку по основным предметам в два раза. А вот о дополнительном образовании детей вопрос пока остаётся открытым. Ведь помимо учебной деятельности планируется творческое развитие: рисование, занятие музыкой, занимательная информатика и другое.

- В чём же причина?

- Пока нет финансовых возможностей. Кстати, весь проект для детей, родителей и педагогов абсолютно бесплатный. Помощь из федерального бюджета будет не только продолжена, но и увеличена с каждым годом.

- А какие педагоги у вас работают?

- В основном это лицейские учителя, преподаватели
АлтГПА и педагоги по совместительству. Все прошли курсы повышения квалификации.

- Каким образом организован учебный процесс?

- Преподаватель: компьютер + Интернет. Ученик – аналогично. Общение происходит через веб-камеру. Для каждого ребёнка выстроены индивидуальная программа, расписание, которое ориентировано на его способности. После виртуального звонка необходимо узнать о состоянии ученика и определиться с темпом работы. Задания он сможет распечатать на принтере и, уже выполненные, пропустить через сканер. Затем работа с оценкой и комментариями возвращается к ученику тем же путём.

Каждый решает сам: заниматься ему полностью дистанционно либо получать очно-дистанционное образование (т.е. некоторые предметы ведут преподаватели-надомники).

- По мнению сопредседателя «Всероссийского педагогического собрания» Валентины Ивановой, дистанционное обучение не может заменить очного, но является ему «хорошим подспорьем». Вы с этим согласны?

- У большинства ребят с ограниченными возможностями отсутствует какой-либо социальный опыт. А на уроках педагоги часто приводят детям примеры из жизни. Тут же широкополосный доступ к сети Интернет позволяет в режиме реального времени выложить на экран картинку, анимацию, ролик. Ребёнок сразу понимает и включается в учебный процесс. Тем самым, я считаю, дистанционное обучение расширяет образовательные возможности наших детей.

К домашнему заданию тоже нужен творческий подход: нарисовать героя произведения, сфотографировать в комнате все окружности и т.п. А благодаря цифровым технологиям некоторые ребята открывают в себе талант к такого рода деятельности. Никита Курочкин, наш ученик, сам создал сайт центра дистанционного образования. Теперь все могут знать о мероприятиях и событиях центра. Другие ребята участвуют в лицейских, краевых, всероссийских конкурсах и олимпиадах. Но самое главное – ребенок может общаться со своими сверстниками в социальных сетях или по скайпу.

- А лицеисты и учащиеся центра как-то общаются?

- У нас хорошо развито волонтёрское движение. Летом мы проводим профильные смены, где в основном педагогические классы активно работают с детьми, развивают их способности, проводят совместные мероприятия. А главное – получают общение, которого им так не хватает дома, и заводят крепкую дружбу. После прошлого лета в Горном Алтае ребята нашего центра предложили встречаться чаще.

Счастлив ребёнок – счастлива мама! Именно поэтому родители в один голос твердят слова благодарности учителям и администрации центра. Ведь в нём «каждая минута посвящена детям».

Проект стартовал со старших школьников. На данный момент к ним добавились средние классы. В скором времени планируется переходить и к начальной ступени обучения. В Алтайском крае внедрение проекта идет по окружному принципу. Центром дистанционного образования был выбран город Барнаул. На сегодняшний день география проекта достаточно большая: Новоалтайск, Алтайский район, Краснощёковский, Рубцовский, Ключевский, Каменский и другие. Постепенно будут расширять охват территорий. И уже к 2013 году 90% всех детей с ограниченными возможностями планируется перевести на дистанционное обучение.

К слову сказать, подобные проекты уже успешно реализуются в Москве, Чувашии, в Ленинградской, Ростовской, Тверской областях и даже на Камчатке.

Анна КОЛЬЧЕНКО, студентка факультета журналистики АлтГУ.

Фоторепортаж