"Ты - народ и я - народ!"

54-й сезон Молодежный театр Алтая открыл на новой сцене долгожданной премьерой музыкального спектакля «Бумбараш»

00:00, 11 октября 2011г, Культура 1925


"Ты - народ и я - народ!" Фото №1

Он поставлен к 70-летию художественного руководителя МТА Валерия Золотухина и к 40-летию выхода на экран прославившего его фильма. В театре, в общем, не скрывают, что наш «Бумбараш» – своеобразное посвящение народному артисту. Сам Валерий Сергеевич, кстати, не только оценил результат в числе первых зрителей, но и подарил часы своему преемнику, молодому артисту Александру Савину, сыгравшему главную роль.

Однако это не должно вводить в заблуждение тех зрителей, которые только планируют поход в театр: со всенародно любимым фильмом Николая Рашеева и Аркадия Народицкого у спектакля Вячеслава Кокорина меньше общего, чем можно ожидать.

Красные, зеленые, золотопогонные

Общее – это прежде всего чудесная музыка Владимира Дашкевича и стихи Юлия Кима. А вот идеологические акценты в истории про молодого человека, вернувшегося из плена после Первой мировой войны и попавшего на неразличимую линию фронта войны Гражданской, ожидаемо сместились.

По сюжету рядовой Бумбараш попадает в австрийский плен. А вернувшись после войны в родную деревню, обнаруживает, что все, включая возлюбленную Варю (актриса Юлия Пошелюжная) и колоритного брата Гаврилу (Святослав Токаренко), считают его погибшим. Кроме Вари, вышедшей замуж за Гаврилу, лишь старый друг Яшка (Алексей Межов) рад чудесному воскрешению героя. Этот трогательный очкарик, романтически уверовавший в коммунизм, агитирует Бумбараша вступать в ряды большевиков.

Такой путь не кажется очевидным ни герою, ни зрителям: в округе околачиваются то белые офицеры под предводительством поручика Ильина, то красные, ведомые комичным Василием Ивановичем в пышных усах, то банда брата Гаврилы и Соньки-атаманши. И все одинаково неприятны: офицеры – ностальгирующие высокородные хамы, большевики – бестолковые, и комиссар их (актер Евгений Бакуменко) – туповатый солдафон, про бандитов и говорить нечего.

Но главное - Бумбараш, которого пытаются завербовать все противоборствующие силы, уже «настрелялся досыти» и желает лишь вернуть возлюбленную, о чем и сообщает в песне «Надоело воевать». В этом, в общем, и состоит главное отличие спектакля от канонического фильма: герой не собирается вступать в ряды красных, чтобы сражаться «в тот тяжелый час за рабочий класс», а до самого конца сторонится войны.

Вся эта история разворачивается в предельно лаконичных декорациях, придуманных художником Марией Кривцовой. На сцене лишь белая стена условного дома, стоящего на пригорке (в какой-то момент это возвышение естественно трансформируется в пологий берег реки, на котором бабы стирают белье).

А начинается спектакль с выхода музыкантов популярной барнаульской группы «Другие дяди». Это ведь настоящий мюзикл, тут играют и поют живьем, и, кстати, поют артисты Молодежного театра очень неплохо. Поэтому ансамбль, состоящий из скрипки, ритм-гитары, бас-гитары, соло-гитары и ударных, сначала немножко демонстративно настраивает инструменты, чтобы сопровождать действие почти непрерывно. В углу сцены для музыкантов предусмотрена небольшая оркестровая яма. Аранжировки принадлежат молодому композитору Ольге Шайдуллиной, которая для ограниченного набора инструментов умудрилась переложить все жанровое богатство музыки Дашкевича – и городской романс, и марши, и лирические песни.

Слова и музыка

От музыкантов здесь вообще зависит очень многое, и участие их следует рассматривать почти наравне с игрой актеров. Так, именно выразительнейшая скрипка Петра Каменных задает особое настроение сцене неожиданной встречи главного героя с поручиком Ильиным и наполняет ее неоднозначным смыслом. А музыкальная тема «Ходят кони» и вовсе стала рефреном, ее несколько раз играют и начинают петь, но обрывают на середине, пока в финале все артисты хором не допоют второй трагический куплет.

Такая зависимость спектакля от живой музыки – и плюс, и возможный минус. Автору этих строк довелось посмотреть «Бумбараша» дважды – на генеральном прогоне (не часто последняя репетиция собирает аншлаг!) и на третий день премьеры. За несколько дней, прошедших между просмотрами, «Бумбараш» здорово изменился в мелочах. Но главное, если сначала музыка и сценическое действо шли параллельно, то сейчас артисты и музыканты, кажется, все-таки нашли взаимопонимание, сыгрались. В общем, на премьере зрители аплодировали куда чаще и щедрее.

Именно общий актерский кураж наполняет жизнью несколько разреженное пространство спектакля и не позволяет действию провисать. Почти для каждого артиста тут предусмотрен свой звездный эпизод: Яшкина песенка и замечательный комический танец с притопыванием отставленной ножкой, «Журавль…» Дмитрия Гомзякова, романс атаманши Софьи (фатальную женщину играет опытная актриса МТА Галина Чумакова). Наконец, зажигательная песня Бумбараша «А вот я на фронте был», под которую пританцовывают все односельчане героя.

Что же касается самого Бумбараша, то воспитанник «золотухинского набора» академии культуры и искусств Александр Савин не обладает бешеной, фонтанирующей энергией своего наставника. Но и режиссерское решение, кажется, не предполагает, что он должен держать на себе весь спектакль. За трагическими событиями, разыгранными с комедийной лихостью, он наблюдает со стороны, будучи не в силах предотвратить гибель близких людей, и эта скорбная отстраненность ему вполне удается. Правда, если гибель Яшки и Лёвки логично увязана в сюжете, то смерть Вари в свете происходящего на сцене выглядит странно и несколько портит эффектный финал. По сюжету в решающем бою между красными, белыми и бандитами погибли все – и все актеры, выстроившись на сцене рядами и отвернувшись от зрителей, снимают мундиры и остаются в белых рубахах навыпуск, словно смерть отменила все идейные противоречия. Но вот кто делает тот роковой выстрел, оборвавший жизнь Вари, многие зрители так и не поняли.

Отдельно следует сказать о танцах, которые поставил режиссер по пластике известный хореограф Игорь Григурко. Особенно удались массовые сцены – чинные проводы Бумбараша на войну или, наоборот, расхристанная пляска девиц с задранными подолами, которая знаменует торжество революции и наступление смутного времени.

Справка «АП»
Главные роли исполняют выпускники «золотухинского курса» академии культуры и искусств Александр Савин и Юлия Пошелюжная. В постановке заняты и другие выпускники академии, а также студенты второго набора Валерия Сергеевича и старшее поколение артистов МТА. Режиссер Вячеслав Кокорин – заслуженный деятель искусств России, лауреат премии Станиславского, член жюри Национальной театральной премии «Золотая маска» (2006). Режиссер по пластике Игорь Григурко – заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, номинант театральной премии «Золотая маска», лауреат и дипломант международных фестивалей и конкурсов, создатель и художественный руководитель театра пластической драмы «ЧелоВЕК».

Мнения

Татьяна Бондаренко, заместитель директора Художественного музея по научно-просветительской работе:

– Эмоции от спектакля самые положительные – в нем есть и комическое, и трагическое, временами просто мурашки по коже. А какой финал!.. Мне показалось, актеры играли на невероятном подъеме, очень старались. И это неудивительно: новый театр, новая сцена и Валерий Сергеевич Золотухин в качестве зрителя просто обязаны вдохновлять.

Что касается идеологических моментов, то это довольно скользкая тема. Дело в том, что и красные, и белые показаны с сарказмом, никто не вызывает у зрителей симпатий. Хотя был ведь один замечательный эпизод, встреча Софи и поручика Ильина, во время которой зрители поняли, что их герои – настоящие живые люди. Сейчас убеждаю ребенка, что на «Бумбараша» надо обязательно сходить.

Светлана Несмеянова-Шматова, зрительница:

– Наш «Бумбараш» - это молодость, задор, энергия – настоящее цунами. Хотя внешне спектакль и похож на лубок, его содержание кажется мне очень глубоким - это призыв не ломать, не убивать – не важно, во имя чего. Нет ни правых, ни левых, но в этой беспощадной борьбе рушится сама жизнь. Возможно, это только взгляд моего поколения. Я уверена, что спектакль очень актуален для современной молодежи, хотя, казалось бы, Гражданская война - это такое далекое от нас время, почти сказочное. Но если молодые зрители смогут проникнуться глубинным содержанием спектакля, он их не оставит равнодушными. Что же касается главного героя, то у молодого артиста Александра Савина получился прекрасный Бумбараш – обаятельный, искрящийся.

Фоторепортаж