В ГЛУБЬ ВЕКОВ С ГИТАРОЙ

В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ БАРНАУЛЬСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА ВЫСТУПИЛ ЛАУРЕАТ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНКУРСОВ ВЫПУСКНИК НОВОСИБИРСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ ИМЕНИ ГЛИНКИ ГИТАРИСТ ВЛАДИМИР ГОРБАЧ

00:00, 17 апреля 2010г, Культура 2938


В ГЛУБЬ ВЕКОВ С ГИТАРОЙ Фото №1

Для большинства из нас гитара привычно ассоциируется с походами, кострами, наконец, с посиделками в тесном дружеском кругу. Но в этот вечер собравшиеся в небольшом зале музыкального колледжа услышали совсем другую гитару. Впрочем, среди публики были преподаватели и студенты колледжа и учителя музыкальных школ, для которых это не было неожиданностью. А вот для тех, кто попал на концерт почти случайно, возможности, скрытые в привычном инструменте, стали почти откровением.

Стул, пюпитр с нотами и гитара… Больше ничего не потребовалось Владимиру Горбачу, чтобы провести благодарных слушателей по извилистым улицам итальянских городов времен позднего Ренессанса, по роскошным залам дворцов испанских королей, перенести через океан в Аргентину к кострам индейских племен… Звуки арфы и шелест парчи, скользящие в чопорных придворных танцах фигуры и извивающиеся в ритуальных действах смуглые полуобнаженные тела – все это словно выплеснулось из-под пальцев музыканта…

Кроме того, в качестве конферансье собственного концерта Владимир Горбач давал краткий комментарий почти к каждому номеру. Так мы узнали, что соната композитора Хоакина Турины посвящена лучшему гитаристу XX века Андресу Сеговии. Сам Сеговия и стал ее соавтором, изменив некоторые части произведения и наполнив сонату мелодиями, близкими к испанскому фольклору. Из объяснений Горбача стало понятно, почему в музыке приверженца новой гитарной школы композитора Альберто Хинастеры звучат какие-то первобытные мотивы. Хинастера, живший и творивший в Париже, щедро расцветил свое произведение индейскими мелодиями своей родины – Аргентины.

Мнение, что понимать музыку лучше всего душой, неоспоримо. Но совсем не плохо, если к пище для души прибавляется и пища для ума. Именно такой информацией к размышлениям и стали пояснения Владимира Горбача. После концерта мы задали музыканту несколько вопросов.

– Владимир, можно ли сформулировать в нескольких словах, чем новая гитарная школа отличается от классической?

– Для произведений классической школы гитара – это органичная часть общего, то есть музыку специально для исполнения на гитаре никто не писал. В эпоху Ренессанса гитары в том виде, в котором мы ее знаем, вообще не существовало, а произведение, которое я исполнил сегодня первым, вообще написано для арфы. Современные же композиторы учитывают индивидуальность этого инструмента и создают музыку, которую можно исполнить только на гитаре, используя характерные приемы игры и присущие только ей краски.

Думая над программой сегодняшнего концерта, я постарался сделать "шаговый" репертуар, охватывающий около 500 лет, чтобы наглядно проиллюстрировать возможности инструмента. Это своеобразное путешествие во времени от музыки Ренессанса до произведений композиторов XX века.

– Вы сегодня проводили мастер-класс для студентов музыкального колледжа. Что вы стараетесь передать на таких занятиях, чему научить?

– Прежде всего я анализирую техническую базу, которой обладают ребята. В этом возрасте, когда проходит становление юных музыкантов как будущих артистов, исполнителей, изучение ремесла – это основа, которая поможет в дальнейшем. Также я всегда рассматриваю исторические аспекты искусства игры на гитаре – это помогает объективно интерпретировать музыкальные произведения.

– Что ни говори, а гитара в России ассоциируется прежде всего с песнями. Вы сами не пробовали петь?

– Конечно, пробовал, и мне это очень нравится. Но пение под гитару – это совсем другой вид искусства. Мне кажется, что повсеместная популярность гитары не столько в ее возможностях как инструмента, сколько в ее мобильности. Гитару всегда можно взять с собой в поход, к друзьям, музицировать на природе. Но на классической гитаре даже техника игры другая. Можно сказать, что обычная и классическая гитары похожи только внешне.

– Вы – лауреат шестнадцати международных конкурсов. Выступали в Италии, Германии, Франции, на родине гитары – в Испании. Котируется ли российская гитарная школа на международном уровне?

– Сейчас молодые российские гитаристы все чаще побеждают на различных фестивалях и конкурсах международного уровня и все увереннее заявляют о себе.

Анна АЛЕКСЕЕВА

Фоторепортаж