О Шукшине-учителе

Завтра – день памяти нашего знаменитого земляка

00:00, 01 октября 2011г, Общество 4764


О Шукшине-учителе Фото №1

«Одно время я был учителем сельской школы для взрослых. Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное и интересное (я преподавал русский язык и литературу). Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье».
В.М. Шукшин, «Монолог на лестнице».

В 50-е годы вечерние школы в нашей стране стали одним из основных типов средних учебных заведений. Обучение осуществлялось без отрыва от производства и охватывало трудящихся, которые ранее не получили законченного семилетнего или среднего образования. В вечерних школах давался тот же объём знаний (и по окончании те же права), что и в дневных.

При Сростинской средней школе существовала вечерняя школа, но организация учёбы малограмотных и безграмотных была налажена слабо, часто менялись директора и учителя. Молодежь не стремилась получать знания. Вот как об этом рассказывает Мария Ивановна Раковская: «Школа в Сростках вечерняя была, молодёжь училась, Шукшин преподавал в этой школе, ходил в шубе с чёрным портфелем. А я в школу не ходила, учёба в голову не шла». О плохой организации учебного процесса свидетельствует и приказ 1951 года: «За уклонение от участия в организации работы по ликвидации неграмотности и малограмотности, за недобросовестное отношение к этому серьёзному вопросу директору Сростинской средней школы объявлен выговор с занесением в личное дело. Данный приказ довести до сведения всех директоров и учителей школ» (из архива районо Красногорского района).

В сентябре 1952-го издаётся новый приказ: «О ликвидации неграмотности и обучении малограмотных в крае». В соответствии с приказом Министерства просвещения РСФСР от 3 сентября 1952 года о ликвидации неграмотности и обучении малограмотных в РСФСР и приказом Алтайского крайоно от 7 октября 1952 года Сростинский отдел народного образования отмечает, что «директора, заведующие школ, учительские коллективы недостаточно занимаются организацией работы по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Так, планы и задания по ликвидации неграмотности и обучению малограмотных из года в год не выполняются ни одной школой.

Крайне неудовлетворительно поставлена работа в Усятском с/исп, Ключевском, Березовском, Быстрянском, Сростинском в большинстве начальных школ. Директора и завшкол не имеют плана обучения неграмотного и малограмотного населения».

В приказе, в частности, говорилось о необходимости мобилизовать учителей, сельскую интеллигенцию, учащихся старших классов, успешно справляющихся с учебным планом, и других работников для обучения неграмотных и малограмотных.

В 1953 году директором Сростинской школы назначен Николай Николаевич Жабин и по совместительству он же - директор вечерней школы. Дела начинают идти успешнее, налаживается процесс обучения в вечерней школе.

В 1953/54-м, один учебный год, довелось и В.М. Шукшину поработать в школе учителем и исполнять обязанности директора Сростинской вечерней школы сельской молодёжи. В автобиографии 1966 года Василий Макарович пишет: «Во все времена много читал. Решил, что смогу, пожалуй, сдать экстерном экзамен на аттестат зрелости. Сдал. Только опять провалился по математике, остался на повторный экзамен. Осенью сдал. Считаю это своим маленьким подвигом – аттестат. Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал. После этого работал учителем вечерней школы рабочей молодёжи, исполняя одновременно обязанности директора этой школы. Преподавал русский язык, литературу и историю в 7 классе».

К обязанностям учителя и директора В.М. Шукшин приступил в октябре 1953-го, так как именно с октября начинались занятия в вечерней школе. До начала занятий Василий Макарович сдавал экзамены в пединститут Горно-Алтайска. Сведения о его поступлении в пединститут не найдены, но Александр Павлович Борзенков, друг Василия Макаровича, вспоминал, что Шукшин приезжал в Горно-Алтайск, просил разрешения пожить у Борзенковых, а потом планировал перейти в общежитие или снять квартиру.

Сдав несколько экзаменов, Василий Макарович вернулся в Сростки к матери, о чём свидетельствует запись в похозяйственной книге за 1952-1953 гг.: «Пер. Набережный, 8. Куксина Мария Сергеевна, работает в с/по парикмахером с 1938 года; Шукшин Василий Макарович,1929 г. р., среднее образование, директор вечерней школы, 1946 г. – Советская армия, прибыл 26.12.1952 г.; Шукшина Наталья Макаровна, 1931 г.р., 1950 – г. Новосибирск».

В вечерней школе В.М. Шукшин вел сначала 13 часов, затем 16 часов (согласно ведомостям о зарплате), преподавал не только в 7-м классе, но и в 5-6-х классах и иногда замещал учителя немецкого языка в дневной школе. По воспоминаниям учительницы математики Зинаиды Ивановны Ковязиной, дневная и вечерняя школы располагались в одном здании. Уроки начинались в 18 часов, занятия проходили с понедельника по субботу, по четыре урока.

В селе Сростки по улице Спекова живёт Мария Тихоновна Марченко. Родилась она в крестьянской семье в 1929 году, в 1936 году пошла в школу, которую окончить не удалось: нужно было работать, пришлось учёбу оставить. В 1953 году она решила вернуться к учёбе, но в вечерней школе. Сама Мария Тихоновна рассказывает так: «Кому интересно на танцы, на танцы ходили, а я в школу вечернюю, любила читать». О Василии Макаровиче вспоминает: «Хоть и были мы с ним одногодки, учились в одной школе, в параллельных классах, на уроках в вечерней школе был строгим, задавал домашние задания, спрашивал, но и рассказывал очень интересно. Классы были небольшими: Блинов Иван, Стебунова Мария, Беляков Александр». Александр Константинович Беляков тепло отзывался о Шукшине: «В классе он учитель, на перемене – товарищ».

Василий Макарович чувствовал большую ответственность и уже в начале своей педагогической деятельности написал статью «Учиться никогда не поздно», которая вышла 11 октября 1953 года в газете «Боевой клич». 10 декабря 1953-го в той же газете печатается статья «Больше внимания учащимся вечерних школ». Шукшин в статьях поднимает проблемы работы вечерней школы. В статье «Учиться никогда не поздно» он пишет: «Довольно богатый опыт имеет и наша районная вечерняя школа. За несколько лет работы она многим дала возможность дальнейшего обучения в средних учебных заведениях (очных и заочных). Товарищи, оканчивая 7 классов вечерней школы, поступают в техникумы, училища, школы специального обучения, блестяще выдерживая вступительные экзамены».

Перед друзьями Василий Макарович не хвастал, о своей работе говорил шутливо (многие знали, как он учился в школе). Геннадий Александрович Кащеев, друг Шукшина, вспоминал: «День был тёплый, потом пошёл снег хлопьями. Шукшин стоял в «москвичке», руки в карманах. Я его спросил, что он тут делает (это было у чайной на тракте), Василий ответил:

- Да вот любуюсь, как ребятишки снегу радуются.

- Чем занимаешься? Где работаешь?

- Скажу – засмеёшься. В школе учителем и директором. Подвернулся – попросили поработать».

Кроме работы в вечерней школе В.М. Шукшин выполнял общественную работу. Ещё до получения аттестата зрелости, 13 апреля 1953 года решением бюро Сростинского РК ВЛКСМ он был принят в члены ВЛКСМ, а 11 ноября 1953-го единогласно избран секретарём учительской комсомольской организации при Сростинской средней школе. Эту должность В.М. Шукшин исполнял вплоть до своего отъезда в Москву на учебу. За время работы секретарём комсомольской организации В.М. Шукшин избирался делегатом районной комсомольской конференции, в рамках агитационно-массовой работы выступал с лекциями перед сельской молодёжью. И вечерняя школа, и общественная работа в комсомольской организации – это период набора материала, подготовка к поступлению во ВГИК.

Интересно, что однажды Василий Макарович сыграл роль учителя в фильме Ю. Победоносцева «Мишка, Серёга и я» (1961 г.) с большой убедительностью и по-шукшински правдиво.

К школьной теме Василий Макарович возвращается и в 1971 г. в беседе с корреспондентом газеты «Советская культура» К. Ляско: «…я сам учительствовал, был директором вечерней сельской школы, моя сестра учительница. Мне обидно видеть, как роль учителя на селе теряет своё значение. В моё детство – это были военные годы – большинство учителей в нашей школе составляли ленинградцы, эвакуированные на Алтай. Глубочайшая благодарность им. Они жили трудно… Трудно – да, но как много значил учитель в селе! К нему шли за советом, старались оградить от лишних хлопот… Горько это сознавать, но своё значение учитель на селе утрачивает. Что происходит?»

Наталия ЧИФУРОВА, Всероссийский мемориальный музей-заповедник  В.М. Шукшина.

Фоторепортаж