Регулируют, регулируют, да не вырегулируют

Как алкогольный рынок реагирует на попытки государства навести порядок

00:00, 23 сентября 2011г, Экономика 1560


Регулируют, регулируют, да не вырегулируют Фото №1

Специфика хмельной продукции заставляет государство пристально следить за ее производителями и торговцами. Регулярно участники рынка получают от парламентариев поправки в законы, которые направлены на ужесточение правил игры. И в большинстве случаев успешно их «переваривают», оставаясь на плаву.
О том, как чувствуют себя алтайские водочники и как они реагируют на новые инициативы законодателей, корреспондент «АП» поговорил с Максимом Байкаловым, генеральным директором завода «Тейси».

Подход единый

- Максим Семенович, статистика говорит, что за семь месяцев объемы выпуска алкогольной продукции в крае снизились на 3 процента. В чем причина стагнации?

- Три процента – не такое уж значительное падение в масштабах всей отрасли края. Правда, по отдельным предприятиям изменения существенные.

Как известно, с 1 января 2010 года рынок страны стал контролироваться новой федеральной структурой - «Росалкогольрегулирование» (РАР). Весь прошлый год она проводила проверки предприятий на соответствие алкогольному законодательству. И хотя новых требований не появилось, но подходы стали более жесткими, никаких поблажек и уступок нарушителям не делалось.

- О каких изменениях идет речь?

- Например, по условиям хранения алкогольной продукции. Раньше мы опирались только на СанПиН. Новый регулятор издал на эту тему технические условия, в которых определили температурный режим хранения, вид поддонов, расстояние от отопительных приборов и т.д. За несоблюдение требований стали наказывать вплоть до отзыва лицензии.

- Какую цель преследует государство, изменив политику по отношению к участникам рынка?

- Думаю, это делалось с благими намерениями – навести порядок в отрасли. Никого специально не выдавливали, со всех был одинаковый спрос. Некоторые предприятия не выдерживали, предпочтя закрыться. Например, завод СТС. Его руководство после проведения контрольно-технологической проверки даже не стало подавать заявку на продление лицензии. Видимо, оно посчитало, что затраты на приведение завода в соответствие требованиям РАР не окупятся. Есть определенные сложности и у нашего предприятия.

Проблемы с лицензией испытывал и ряд местных оптовиков.

Каменский ЛВЗ последнее время имел статус филиала Иткульского спиртзавода. На головном предприятии посчитали, что ему и своих водочных мощностей достаточно, и отказались от продления лицензии на Каменском ЛВЗ.

То есть рынок лихорадит. Никто до конца не понимает, кто останется. Но все понимают, что идеальных предприятий нет и при желании всегда можно найти, к чему придраться. Ясно, что на рынке слишком много игроков, контроль за ними усложнен, и государство под предлогом наведения порядка попытается часть удалить.

- Но на смену одним приходят другие?

- Да, в 2010 году после долгой остановки запустился Змеиногорский винно-водочный завод, и в настоящее время он вышел на проектную мощность. Бийский спиртзавод свою деятельность вел с переменным успехом, производство то возобновлялось, то останавливалось. Сейчас там запустили водочное производство. Но в октябре на заводе кончается срок лицензии. Удастся ли им получить новую, неизвестно.

- Кстати, сколько она стоит?

- Государственная пошлина 5 млн. рублей плюс затраты на приведение предприятия к нормам. Нам это удовольствие обошлось в 15 млн. руб.

Рынок покупателя

- Известно, что в следующем году довольно существенно повышается акциз на алкоголь. Как это может повлиять на продажи?

- Для нас это не новость, повышение акцизов происходит ежегодно от десяти до сорока процентов. Идеология государства направлена на снижение алкоголизма.

По большому счету водка сейчас не самый дорогой продукт из тех, что лежат на прилавках магазинов. Поэтому очередное повышение налога вряд ли приведет к снижению спроса на алкоголь, если, конечно, не будут реализованы планы довести минимальную цену до 250 рублей. Но проблема алкоголизма лежит не столько в ценовой, сколько в социальной плоскости. Если человек захочет выпить, то всегда найдет альтернативу легальному алкоголю, приобретя самогон или суррогат.

- Участники алкогольного рынка говорят, что повышение минимальной цены на водку снизило продажу контрафактной продукции. Вы тоже можете подтвердить это?

- Конечно. Как можно при себестоимости легальной поллитровки в 65-70 рублей продавать ее дешевле? Тем не менее в некоторых алтайских магазинах водка продавалась по 52 рубля. И, кстати, первым, чем занялось «Росалкогольрегулирование», - устранение с рынка такой явно контрафактной продукции. Торговцам теперь нет смысла рисковать, закупая безакцизную водку у мошенников.

Рынок формирует не продавец, а покупатель. И если раньше он готов был приобретать сомнительного качества напитки, экономя на каждой бутылке 20-30 рублей, то теперь, когда цена единая, лучше брать водку надежного производителя.

Но говорить о полном искоренении контрафакта пока рано. Легко было в свое время выпустить джинна из бутылки, а теперь трудно его опять туда упрятать. Государство придумывает какие-то ограничения, а мошенники находят способы их обойти. И этот ком будет катиться, пока последние не почувствуют реальную опасность. Сейчас наказание носит административно-экономический характер. Нет ни одного громкого уголовного процесса в отношении руководителя или собственника завода. Что для них штраф в 100 тыс. рублей, когда на нелегальном обороте зарабатывают миллионы долларов в месяц.

- Вы можете оценить долю нелегальной водки в Алтайском крае?

- Аналитики называют цифры от 30 до 60 %. Но на самом деле точных цифр, думаю, никто не знает.

Мощности не те

- Видимо, недавно принятые депутатами поправки в 171-ФЗ и призваны противодействовать нелегальному производству и обороту алкоголя?

Вот, например, введено лицензирование перевозок спирта. Что оно дает?

- Государство видит, что ему тяжело выявить нелегальное производство. Весь нелегальный спирт делается на тех же заводах, что и легальный, только в ночную смену или сливается в неучтенные емкости и т.д. На каждый завод инспектора не посадишь. При этом можно арендовать любую подходящую цистерну и отправить спирт потребителю. Полиция не в состоянии проверить, законно ли произведена эта продукция. Предполагается, что лицензирование перевозок внесет дополнительные сложности для тех, кто сбывает неучтенный спирт. Вряд ли захочет лицензированный перевозчик рисковать, ведь ему надо декларировать груз.

- А для чего запретили продажу слабоакогольной продукции (до 7 %) в таре больше 330 миллилитров?

- Это, я полагаю, сделано, чтобы как-то уберечь молодежь от алкоголизации. По статистике, большую часть джин-тоников потребляет подрастающее поколение. Последнее время эти напитки продают в пластиковых бутылках емкостью полтора литра. Много зарегистрировано случаев отравления не из-за низкого качества, а от передозировки. А небольшая фасовка должна ограничить потребление, тем более напиток в ней получается относительно дороже.

Но эта новация направлена на потребителей, а вот для производителей наиболее важное изменение касается соответствия минимальных объемов производства установленной мощности.

С начала следующего года на каждом предприятии должен проводиться расчет мощности, то есть максимального количества продукции, которое может произвести предприятие. Если раньше мощность определялась для статистики, то теперь надо будет ее декларировать, и отклонение в меньшую сторону ниже определенного законом уровня будет служить основанием для приостановки действия лицензии, так как предполагается, что на свободном оборудовании производитель делает неучтенную продукцию.

Механизм реализации пока не понятен. Сейчас применяются методы расчета для предприятий, предназначенных для розлива одного-двух видов водок. Сегодня же, когда на заводе выпускают сорок наименований, как того требует рынок, приходится останавливать производство, менять уголь в колонне, перенастраивать технологическую линию. В результате объемы выпуска будут заметно ниже установленной мощности. При этом регулирующие органы пока не предложили новую методику расчетов. Если появится понятный расчет мощности, то на легальных производителей подозрение в махинациях не упадет.

- Почему нельзя решить проблему кардинально, национализировав отрасль?

- Кто сказал, что на государственном предприятии труднее украсть, чем на частном?

Возможности для этого у руководителя предприятия практически одинаковые. Я бы сказал, что на частном предприятии даже сложнее мошенничать. Не каждый предприниматель готов рисковать своим бизнесом ради сиюминутной выгоды, и он будет следить за своим топ-менеджером.

Кстати, государство имеет в собственности около 80 предприятий. Пока их доля на полках магазинов – несколько процентов. Кто им мешает развиваться и завоевывать рынок?

*   *   *

Минфин хочет «пьяных» денег?

В Госдуму внесен законопроект Министерства финансов, который предусматривает повышение ставок акцизов на табак и алкоголь. Индексация предусмотрена в связи с повышением цен на потребительские товары, а также с учетом прогнозируемого уровня инфляции на 2012-2014 годы. Минфин предлагает в ближайшие годы резко повышать налог, чтобы в 2015 году вывести его на среднеевропейский уровень.

Согласно законопроекту ставки акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, а также на слабоалкогольную продукцию увеличиваются в 2014 г. по сравнению с 2011 г. в 2,2 раза, на вина натуральные - на 60%, на пиво с содержанием объемной доли этилового спирта 0,5-8,6% - на 80%.

По мнению руководителя Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, инициатива Минфина может привести к ряду негативных последствий. Реально будут уничтожены все позитивные процессы на алкогольном рынке, направленные на снижение доли нелегальной продукции и связанные с деятельностью
«Росалкогольрегулирования». Сегодня сумма акциза и НДС в бутылке водки 0,5 л составляет 81 руб., а реальная минимальная розничная цена не 120-130 руб., как считает Минфин, а 150 руб., так как реальная наценка оптовых компаний составляет не 10%, а 18-20%, а розничная наценка - около 30%. При этом надо отметить, что на сегодняшний день в России водка дороже 150 руб. составляет менее 12% легального объема рынка, а с учетом нелегального - менее 8%. Резкий рост акцизов существенно поднимет цену алкоголя.

Розничная цена легальной бутылки водки составит в 2012 году 215 руб. Для примера - сегодня водка дороже 200 - 220 руб. за 0,5 л составляет 2% объема легального рынка. Через 2,5 года в 2013 г. минимальная розничная цена на водку составит уже 280 руб. Введение предложенных Минфином мер приведет к падению рынка легальной водки и ЛВИ, полагает эксперт. При этом значительно вырастет объем нелегального рынка водки и ЛВИ, а также суррогатов. Рост ставки акциза приведет к дальнейшему резкому падению объема легального рынка в 2012 г. (объем легального рынка составит максимум 50 млн. дал при объеме нелегального рынка в 80 млн. дал и рынка суррогатов в 110 млн. дал).

В результате в 2013 году легальный рынок водки сократится относительно 2010 г. в 3,6 раза, до 35 млн. дал, а собираемость акцизов будет ниже сегодняшнего уровня. Все это приведет к уходу с рынка 70% легальных производителей.

По материалам «Российской бизнес-газеты».

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж