Сохранив в себе душу

Литературный фонд «Август» в очередной раз представил читателям поэта с удивительным взглядом на мир – Николая Богормистова

00:00, 06 сентября 2011г, Культура 2150


Сохранив в себе душу Фото №1

Он – «пожизненный журналист». В настоящее время работает корреспондентом краевой газеты «Мы и здоровье» (до этого в течение 10 лет работал главным редактором газеты «Наш Новоалтайск»).

Литературные произведения Богормистова публикуются в краевой периодике, он – соавтор нескольких коллективных поэтических сборников. ЛФ «Август» и журнал «Барнаул» выдвинули его книгу «Тысячелистник» на соискание краевой литературной премии имени Л. С. Мерзликина по итогам нынешнего года.

Необычные сравнения, метафоры призывают остановиться и пристальнее всмотреться в привычные пейзажи: «Шелковой розовой косынкой / Над закатом облако висит»; «Хлестких молний длинные бичи», «Сосен бронзовые струны», желтый лист – «осенней краски проба», «В ветвях, как в сетях, / Запуталась рыбкой звезда», «поле, как булка в сахаре», «Любовь появилась белым / Облачком на горизонте»… Метафоричность, авторская сопричастность ко всему изображаемому задают особый лирический тон сборнику.

Одно из стихотворений начинается строками: «Раскрасил я свои стихи / И звуками наполнил». И это действительно так. Цветопись Николая Богормистова завораживает. Одни стихотворения – монохромны («Красный вечер», «Стихи о зеленом», «Синее небо»), другие играют яркими красками, в которых доминируют оттенки красного и желтого (розовый, алый, багряный, рыжий, золотой), третьи поражают контрастностью или «акварельностью» (черное поле и рыжая осень; лист «цвета хурмы» и «белый театр зимы»; «сизое с позолотой» крыло тучи; «молочно-синеватая дымка» реки).

Цветовые эпитеты насыщены не столько изобразительным, сколько эмоционально-экспрессивным содержанием. Дополняют многокрасочную картину мира звуки и запахи: «полыни запах горький», «Духмяная, цветущая земля/ Звенит-поет на сотни голосов», «Музыка кузнечиковых струн/ все так же нескончаемо звучит», речушка «светло поет на перекатах», поэт слышит «тихий шепот снегов», «сонный голос ночной электрички»…

Природа у автора одушевлена: «ластится котенком колосок», «январь стучится в закуржавевшее окно», «березы плачут, / Роняя слезы в траву», «Осень стелет для зимы свою постель», «ночь крадется издалече», «Тучка чешет гребнем леса / Голову вихрастую»… Часто олицетворение достигается путем облачения в метафорические «одежды»: «Шапки белые надели / Кисти красные рябин. / В толстых шубах дремлют ели», весна «в венке из цветущих черемух / И в лентах из речек и лент», «Скинет роща шкуру лисью», «осени желтый костюм»…

Мир природы, увиденный поэтом, удивительно гармоничен, полон любви и взаимопонимания: «Солнце нежными руками / Гладит Землю – дочь свою», «Накрывает тучку вечер / Алыми полотнами», «на солнце нежась, синеет талая вода», «травы полудень заласкал»… Даже ночь воспринимается как сказка, чудо («Сказка новогодней ночи», «В колдовскую ночь на Купалу»).

Диссонансом природной гармонии звучат стихотворения, описывающие несовершенство мира людей («21-й век», «Живет отдельно мудрость от людей…», «Монолог пророка», «Нечто об аде»). Выстоять в этом мире, где «сплелись цинизм с предательством в клубок», где «играет планетой-мячиком юнец, а руки в крови…», где друг друга зверски убивают, творят «жестокие злодейства», возможно только сохранив в себе душу и обретя мудрость. От тревог и забот, усталости и невзгод спасет родная земля, мир природный – неиссякаемый источник, из которого лирический герой черпает силы и вдохновение:

Здесь, в деревенской глуши,
Я слушаю трепетнымсердцем,
Смотрю глазами души.

Наблюдательность, любовь к природе, приобщенность к ее ритмам, чувство всепроникающей связи лирического героя с родной землей, яркая образность помогают поэту за простотой, пустотой и хмарью увидеть «золотую резьбу» и «дорогое кружево» («Тысячелистник»), расцветить «злое время» и оживить воспоминания…

Лариса ЗИНЧЕНКО, кандидат филологических наук.

Фоторепортаж