«Мальчик ты мальчик, до девушек обманщик»

00:00, 01 сентября 2011г, Культура 1893


«Мальчик ты мальчик, до девушек обманщик» Фото №1

Вряд ли диск«Святки на Алтае» появится на полках меломанов - слишком необычна музыка, записанная на нем. Здесь собран святочный фольклор во всем его жанровом многообразии: от озорных, а то и хулиганских колядок до вечерочной мелодрамы про несчастную девицу, на которую «небыль насказали» («У пенечка два следочка»).

Особая ценность этих записей в том, что они собраны у нас на Алтае и в Восточно-Казахстанской области. Сделано это было в начале 90-х, во времена существования в Барнауле центра русского фольклора и этнографии. Нам всем повезло, что его сотрудники успели запечатлеть «уходящую натуру»: найти и записать песни старожилов и переселенцев. Позже сделать это уже никому не удавалось по той простой причине, что «носителей» песенного фольклора не осталось даже в самых глухих углах.

Как отмечает составитель сборника «Святки на Алтае» Вероника Бодрова, традиции лучше хранили достаточно замкнутые слои общества – казаки, староверы. Лучшие свои записи, самые ценные находки фольклористы сделали в казачьих поселениях и в «поляцких» селах. «Поляки», конечно, не настоящие, имеются в виду потомки старообрядцев, которые сначала ушли с родных мест в приграничные с Польшей районы, а позже их переселили в Сибирь. Вероника рассказывает, что 20 лет назад можно было приехать в казачью Тулату или в Екатериновку, где жили потомки староверов, и с ходу записать старинный обряд или цикл лирических казачьих песен небывалой красоты. Причем в клубе собирались в тот день представители нескольких поколений. Вероника возила своих учеников в такие «заповедные» села, чтобы они осваивали аутентичную манеру исполнения, подлинную интонацию, напевность народной песни, слушая стариков.

Сегодня все эти богатства остались лишь в записях, хранящихся в фондах художественного музея Алтая, который принял сотрудников фольклорного центра после его закрытия.

Так что издание диска – уникальная возможность прежде всего для специалистов познакомиться хотя бы с некоторыми его образцами. Здесь, например, можно найти колоритную вечерочную песню «Родился малешенек», записанную в чарышском селе Маральи Рожки – это один из пунктов знаменитой казачьей линии, по которой селились на границах империи служилые люди. Фольклористы России исходили эту линию вдоль и поперек, но первыми в эти места пришли наши, алтайские специалисты.

Анне Максимовне Юрьевой из села Сибирячиха Солонешенского района во время записи было почти сто лет, она уже и с постели-то не вставала, но нашла в себе силы и спела «Ой, каледу». Колядка удивительная. Во-первых, она длинная, что для этого жанра большая редкость. Она вся построена на повторах, чем невольно завораживает, затягивает слушателя, а с нарастанием темпа ты и вовсе не замечаешь, как ноги сами начинают отстукивать ритм. Жаль, конечно, что не нашлось уже в Сибирячихе никого, кто подпел бы бабе Нюре. А вот игровую «Как у дяди Трифона» исполняет на диске целый ансамбль из села Старокопылово Заринского района. Сотрудники отдела русской традиционной культуры, которые по-прежнему много занимаются с детьми, уверяют, что среди их юных учеников «Трифон» пользуется особой популярностью. Игра и правда заводная, и бабушки-исполнительницы так хорошо смеются, когда описывают безбровых сыновей дяди Трифона, и так задорно притопывают: «Они не пили, не ели, друг на друга все глядели…»

Как известно, Святки – время, когда складывались молодые пары, и в основном женихание происходило на вечерках. Так что на диске много хороводов, которые заканчиваются целованием. Это и классика святочного фольклора, как тот же «Скоморох», записанный в селе Чарышском, так и редкие образцы жанра. Их подарила нам Пелагея Григорьевна Чеснокова из села Зыряновка Заринского района. А подблюдная песня «Илию», записанная в том же районе, даже вошла в академический 60-томник «Памятники фольклора Сибири».

Осталось отметить, что диск выпущен печатной компанией «Артика», фото на обложке – Михаила Хаустова. На его снимке – солистки ансамбля «Стрела», который создала в колледже культуры ученица Бодровой Марина Сигарева. Выпущен диск благодаря целевой краевой программе «Культура Алтая». Осенью «Святки» подарят участникам семинара руководителей фольклорных ансамблей края, который пройдет в музее в год 20-летия центра фольклора.

Следующим мог бы стать диск с казачьими песнями. Они так хороши, что еще в конце 90-х АО «Русский диск» выпустило пластинку с их записями. Но ее сегодня и прокрутить-то не на чем. Веронике Бодровой удалось отцифровать часть записей, но ей нужна помощь в благородном деле сохранения нематериального культурного наследия нашего края.

Татьяна ИЛЬИНА

Фоторепортаж