НЕ МАХНУТЬ ЛИ В АНТАРКТИДУ?

00:00, 14 апреля 2010г, Культура 2297


НЕ МАХНУТЬ ЛИ В АНТАРКТИДУ? Фото №1

"АП" продолжает рассказывать о лауреатах губернаторской премии имени Степана Павловича Титова. За краеведческую деятельность и работу в школьных музеях дипломом победителя отмечен Михаил Ягунов, учитель географии и биологии Волчно-Бурлинской общеобразовательной школы Крутихинского района.

Почему педагога обожают его ученики, становится понятно сразу: Михаил Гаврилович – обладатель замечательного чувства юмора.

– Помогает ли мне юмор в учительской работе? Да не то слово! Все анекдоты про Вовочку – они из жизни, я вам точно говорю!

В том, что педагог достоин высокого звания просветителя, сомневаться не приходится. Автор двух учебников – по географии Крутихинского района и села Волчно-Бурлинское, а также рабочих тетрадей и атласов, – обозначая свое учительское кредо, цитирует известного географа Юрия Ефремова: "И тем полней люблю, чем глубже знаю". Вот и прививает любовь к родному селу своим ученикам уже с 1975 года, когда, окончив Горно-Алтайский пединститут, вернулся в свою школу преподавать географию и биологию.

– Нам тогда давали хорошие практические знания, учили уважать и знать природу, – рассказывает Михаил Гаврилович об учебе в институте. – Например, в прошлом году мы с детьми ездили на "Летнюю лесную школу" в Горный Алтай, и я на прогулках показывал им любое растение и называл его на русском и латыни. Ученики изумлялись, как можно все это удержать в голове, а мне, напротив, странно, как можно этого не знать. Было много полевой практики, мы ловили бабочек, собирали растения, все это оказалось очень важно…

Теперь Михаил Гаврилович таким же образом учит своих школьников, и на вопрос, не трудно ли выманить нынешних детей на "полевые наблюдения", отвечает, что они сами его и выманивают.

– Когда-то специалист из Института садоводства Сибири попросил меня вести фенологические наблюдения в районе (наблюдения сезонных явлений природы. – Прим. авт.) и отсылать их в Русское географическое общество в Петербург. Но одному мне за всем не уследить, все-таки протяженность села – 10 километров. А дети, если заметили, например, что прилетели скворцы, – получают оценку. Недавно, правда, одна девочка сочинила, что видела трясогузку, очень нужна была ребенку пятерка. Пришлось объяснить, что трясогузки – насекомоядные, для них еще рановато и, наверно, она приняла за нее другую птицу… В конце года мы обобщаем наблюдения, отправляем сведения в Петербург, а оттуда нам присылают чудесные благодарности: "Мы, деятели Русского географического общества, ценим ваш труд…" – и так далее. Детям очень приятно!

География – не кабинетная наука, утверждает Михаил Ягунов. И этот принцип без труда внушает ученикам. Узнав, что корреспондент "АП" родом из Барнаула, он в шутку сочувствует и азартно рассказывает, какие чудесные в Волчно-Бурлинском озера и какой замечательный сосновый бор. "Недавно с десятиклассниками на уроке проходили Францию, и тут в окно увидели, как сороки вьют гнездо. Тут же прервали урок и несколько минут наблюдали, открыв рты, как они прутики носят по одному и как филигранно их укладывают", – и тому, что ученики Михаила Гавриловича действительно с замиранием сердца следили за птичками, невольно веришь.

Однако географию невозможно изучать в отрыве от истории. И потому Михаил Ягунов пишет исторический очерк народного образования в селе и просит учеников собирать экспонаты для школьного краеведческого музея, в котором уже хранятся удивительные монеты с верблюдами из бог знает какой республики, рейхсмарка 1934 года выпуска и другие вещицы. Причем наблюдательность такого рода он пытается развивать даже у взрослых:

– Недавно съездил друг в Индию, и я спросил его: что ты мне привез? Он мнется, говорит, ничего особенного. Потом вспоминает про кусок красного дерева и вручает мне. И лучшего подарка из Индии мне и не нужно!

"Летняя лесная школа", организованная совместно с Геблеровским экологическим обществом, и профессиональные учительские конкурсы (а в 1999 году Михаил Гаврилович был участником краевого "Учителя года"), по мнению педагога, важны прежде всего для профессионального роста, развития и обмена опытом между учителями. Сейчас Михаил Гаврилович постоянно переписывается с коллегами, с которыми удалось познакомиться на подобных мероприятиях, обменивается практическими наработками. С педагогом из Залесовской школы даже планирует совместные проекты вроде посадки аллеи дружбы – а значит, будет повод для небольшого путешествия с учениками.

– Объявление Года учителя в России принесло удовлетворение, – говорит Михаил Ягунов. – И не потому, что мы были забыты и заброшены, а сейчас ждем каких-то подарков, это не так. Просто это еще один стимул работать лучше, соответствовать высокому учительскому званию. Я с большим нетерпением жду грядущих Титовских чтений – на таких чтениях всегда потрясающие учителя выступают, такие умницы!

А еще учитель из Крутихинского района мечтает… об Антарктиде. Даже со своими выпускниками два года назад поделился планами. Они, усвоив юмористический тон Михаила Ягунова, пообещали, что, как только встанут на ноги, сразу купят ему билет в один конец. "А обратно?" – "Ну вы же знаете все морские течения – вот и сделаете плот!".

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж