Отец в ответе за сына?

Кому и как «икаются» проблемы неудачного бизнеса родственников

00:00, 17 августа 2011г, Экономика 2136


Отец в ответе за сына? Фото №1

В редакцию обратился постоянный читатель «Алтайки», житель Поспелихинского района пенсионер Александр Павлов. Разумеется, с тревожным посланием. Суть такова.

Ситуация

«…Всю жизнь я трудился в родном селе и никогда не касался коммерции. А вот сын с женой в свое время открыли магазин и занялись торговлей. Но в январе 2009 года Сергей оставил дело на супругу и уехал на Север. Сноха еще повозилась до августа 2009 года, потом бросила дело и перебралась с детьми в Рубцовск.

В июле 2010 года у меня дома побывал представитель корпорации «Алтайспиртпром». Он объявил, что за продавцами бывшей торговой точки числится долг, и заговорил об оплате якобы приобретенного мною спиртного. Но ведь я ничего у предприятия не брал! Однако пообещал прояснить ситуацию».

По словам Александра Васильевича, они с посланцем фирмы договорились устно. Если сынок согласится с требованиями, то начнет передавать отцу деньги на погашение долга. Частями. Но позже Сергей заявил, мол, корпорация вправе истребовать возврата средств через суд, при наличии подтверждающих документов: «Удовлетворят иск – буду платить…» Далее Павлов пишет:

«…Сообщил новость сотруднику компании. А в августе 2010 года тот снова приехал в село с претензиями. Но я твердо настаивал на непричастности к проблеме».

Другая сторона

«Так-то оно так, да по-другому», - следует из официального сообщения руководства «Алтайспиртпрома» за подписью генерального директора Владимира Вагнера.

«В 2008 году корпорация получила лицензию на розничную продажу алкогольной продукции в магазине Поспелихинского района. Там работал продавец (жена Сергея. - Прим. автора). С ней заключались договоры: трудовой и о полной материальной ответственности. В период с 2008 по 2009 год (включительно) мы неоднократно проводили ревизии и выявляли недостачи товарно-материальных ценностей. Продавец их возмещала…»

По данным Владимира Анатольевича, затем организация приняла решение закрыть отдел в магазине за его нерентабельностью… Из официального ответа:

«Возможно, с мыслью о наживе продавец похитила и присвоила принадлежащие корпорации товарно-материальные ценности и скрылась в неизвестном направлении. На телефонные звонки не отвечала. Позже с сотрудниками отдела экономической безопасности (ОЭБ) с нами по телефону связался ее муж Сергей Павлов. Он пожелал добровольно оплатить часть похищенного…»

Еще подробности

Еще в письме гендиректора «Алтайспиртпрома» значится, что в разговоре Сергей пояснил:

а) оказывается, супруга должна не только корпорации, но и многим другим поставщикам

б) дабы возместить ущерб, он решил продать свой магазин

в) он сам произведет требуемый расчет, ибо прекрасно понимает - действия жены подпадают под уголовную ответственность.

При чем здесь наш пенсионер? Со слов руководителя компании, Павлов-младший пообещал: ежели у него не получится спихнуть торговую точку сразу, тогда он станет перечислять определенные суммы с «северного» заработка на счет родителя. А отец в свою очередь будет передавать взносы в кассу компании. Причем и Павлов-старший с этим согласился - дал контактный номер телефона (который еще сыграет неприятную роль). Но, в общем, проблему попытались разрулить без подачи заявления в правоохранительные органы.

Почти кульминация

Сергей продал магазин, но деньги отдал не отцу, а жене в Рубцовск. Так, видимо, было удобнее – там находится филиал корпорации. Сроки прошли, а женщина словно испарилась.

«Связаться с ней не представляется возможным, на известный номер сотового оператора она не отвечает, - ответствует в послании Владимир Вагнер (ко всему замолчал «на северах» и Сергей Павлов. - Прим. автора). - До настоящего времени причиненный корпорации ущерб в 32000 рублей не возмещен…»

Гендиректор подчеркивает:

«…Все контакты и обмен информацией осуществлялись именно по просьбе отца и сына. Они поясняли: «Мы в ответе за своих близких и сделаем все, дабы решить данную проблему…» В настоящий момент готовятся документы для подачи заявления в правоохранительные органы по факту хищения ТМЦ (товарно-материальные ценности), принадлежащих корпорации».

Подчеркну и я. Представители «Алтайспиртпрома» намерены предъявить претензии именно супруге Сергея. Но перед тем изрядно помотали нервы Павлову-пенсионеру.

Те самые «контакты»

Как описывает Александр Васильевич, в сентябре 2010 года спецы корпорации включили номер его сотового телефона в систему автоматического напоминания. Это когда на приеме звучит нудное: «Вы должны позвонить в компанию и урегулировать вопросы погашения долга…» Подобные сигналы шли с интервалом от одного до трех часов, круглосуточно и весьма давили на психику.

«Из-за них я не мог спать ночью, - жалуется респондент. - Катавасия продолжалась четыре месяца, до 2011 года. С 1 января по 14-е все стихло, но дальше мучение возобновилось… Повторяю, я у компании не должник. Никогда у «Алтайспиртпрома» ничего не брал. И у меня есть свидетели тех разговоров…»

При всем уважении к правде обеих сторон не могу отдельно не согласиться с мнением Александра Васильевича. Отмечу особо: в той его части, где сказано о недопустимости телефонного прессинга стороннего человека. Ведь вы и сами прекрасно понимаете, что никакая ответственность на нем не висит. А когда-то сказанные слова, извините, к делу не пришьешь. И хорошо, что в «Алтайспиртпроме» это наконец поняли.

P. S. По соображениям этического характера имена и фамилии жителей Поспелихинского района изменены.

Комментарий специалистов

Закон есть закон

Выводы юристов Алтайского долгового кризисного консультационного центра:

- Согласно статье 307 Гражданского кодекса обязательства носят личный характер и обусловлены личностью, фигурой конкретного должника. Соответственно предъявление каких-либо требований к третьим лицам, пусть даже и родственникам должника, возможно, например, в результате их правопреемства. Однако в данном случае недопустимо с точки зрения действующего законодательства… По большому счету и при желании бойкого адвоката ситуация, действительно, может быть трактована как вымогательство. А это статья 163 Уголовного кодекса.

В ГК установлены способы защиты гражданских прав. Например, обращение в суд. Поэтому кредитор вправе потребовать взыскание долга в судебном порядке. Но такого варианта, как изложенный, закон не предусматривает. При первых же подобных фактах (угрозы, оказание давления) необходимо сразу обращаться с письменным заявлением в прокуратуру (ссылаясь на статью 10 закона «О прокуратуре») и в полицию (ссылаясь на статьи 2 и 5 закона «О полиции», указав в заявлении на то, что вы уже подали заявление в прокуратуру).

Также необходимо подать заявление в управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю. И очень бы желательно записывать разговоры на диктофон. Либо включайте на телефоне режим громкой связи в присутствии третьих лиц (по возможности, не близких родственников).

Кстати

Мнение опытного человека

Анатолий Ижболдин-Кронберг, кандидат экономических наук, доцент Барнаульского филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института, член экспертного совета при Общественной палате края:

- Сегодня масса желающих всучить вам кредитный продукт или товар. Приходишь в банк или магазин, а там в готовности отряд товарищей: «Нет денег на телевизор?! Помилуйте, какие пустяки! Вот тебе кредит, и вперед!» А взять яркую рекламу типа «0% первый взнос! 0% по текущим взносам!». И только погодя становится ясно: чудес не бывает, закон сохранения энергии, по выражению физиков, никто не отменял и банки не занимаются благотворительностью. На выходе же сумма для клиента вырастает порой и на 50, и на 70, и на 90 процентов!.. Помните, главное правило коммерческих организаций – получение выгоды. Взял в долг – отдай. Отсюда вывод: любые бизнес-намерения надо четко документировать, а строки, напечатанные в соглашении мелким шрифтом, нужно внимательно читать!

Глас народа

Ряду читателей был задан единственный вопрос: «Кредит - это для вас серьезный поступок, плевое дело или несусветная глупость?»

Лилия Болотова, бухгалтер:

- Я брала кредит в банке единственный раз в жизни. 60 тысяч рублей на ремонт ванной комнаты. Кафель, трубы, водонагреватель - сами понимаете, процесс затратный... Вроде бы все рассчитала до копейки и расплатилась в срок, но до сих пор вспоминаю тяжесть финансовой ответственности на душе. А сейчас, пожалуй, остерегусь влезать в кабалу. Знаю, как кредиторы поступают с должниками.

Борис Пыльников, предприниматель:

- И с банком одно время завязывался, и товар у поставщиков под реализацию брал. Ну так коммерция предполагает известный риск. А кредитоваться или нет?.. Тут, наверное, каждый должен решать сам за себя. И лучше обо всем договариваться на берегу - просчитывать последствия на три ряда.

Наталья Старыгина, работник торговли:

- Я с товарами дело имею каждый день. Тут нужен глаз да глаз. И с долговыми проблемами хорошо знакома на собственном опыте – ипотека, автокредит, стиральная машина в рассрочку. Этакий ремешок, который подстегивает, придает известный стимул к жизни – знай поворачивайся…

Фоторепортаж