Чтобы здоровья прибавилось

00:00, 11 августа 2011г, Медицина 3554


Чтобы здоровья прибавилось Фото №1

На вопросы читателей «Алтайской правды» отвечает начальник Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Виктор ЯКОВЛЕВ.

Реализация программы модернизации здравоохранения Алтайского края на 2011-2012 годы – так была обозначена тема «прямой линии», которая прошла на минувшей неделе в редакции «АП». Спектр прозвучавших вопросов, которые волнуют жителей края, был довольно широк. Впрочем, судите сами.

О зарплате и доплатах

- Здравствуйте, Виктор Васильевич. Я врач, работаю в стационаре. При реализации программы модернизации здравоохранения у нас в отделении вдвое сокращается количество коек, а значит, и медицинских ставок. После 8 часов вечера детское отделение остается без присмотра. Допустимо ли это, особенно при том, какое внимание в последнее время уделяется детству, повышению рождаемости и т. д.?

- А ваше отделение находится в одном корпусе с другими? И общий пост не организован? Мы разберемся в этой ситуации. Но предварительно скажу, что количество коек определяется численностью населения и основывается на федеральных нормативах, причем эти нормативы зависят еще и от уровня заболеваемости и сложившегося уровня обоснованной госпитализации. Я переговорю с вашим главным врачом. Если сокращение сделано правомерно, решим, как правильно организовать работу постов.

- Добрый день, звоню вам из района. Будут ли повышать зарплату врачам, которые работают в стационаре? Моя дочь работает в инфекционном отделении ЦРБ…

- Это зависит прежде всего от решений, принимаемых на федеральном уровне. Но вы, наверно, в курсе – недавно губернатором края было подписано постановление о введении доплат ряду категорий специалистов стационаров – оперирующим хирургам, анестезиологам-реаниматологам, врачам – молодым специалистам со стажем после окончания вуза не более трех лет. Это первый шаг, за которым могут последовать другие. И второй момент. Если в отделении начнут внедрять федеральные стандарты оказания медпомощи, то его персонал будет получать оплату по новым увеличенным тарифам, в которых доля на зарплату выше. Значит, для коллектива отделения есть прямой интерес участвовать в этой программе. И третий момент – повышение зарплаты, которое будет касаться всех медицинских работников.

Важно понять еще вот что. Во многих инфекционных отделениях нередко находятся такие больные, которые не нуждаются в госпитализации. Например, с респираторными заболеваниями, я даже видел отделения, в которых лежат с чесоткой. Таким больным должна оказываться не стационарная помощь, а амбулаторная.

Если инфекционное отделение в структуре пролеченных больных содержит большую часть тех, кто мог бы лечиться амбулаторно, мы рекомендуем главному врачу сохранять в стационаре половину ставки врача-инфекциониста, а остальную часть передавать в поликлинику, в так называемый КИЗ (кабинет инфекционных заболеваний). Больные будут лечиться амбулаторно – или можно организовать дневной стационар – и тогда инфекционист попадает под сегмент модернизации здравоохранения, в частности, повышения доступности амбулаторной медпомощи, - и начинает получать стимулирующие выплаты как специалист поликлиники. При этом – самое главное – качество медпомощи тем больным, которые сегодня порой необоснованно находятся в стационаре, никоим образом не страдает. Конечно, закрыть инфекционное отделение нельзя, оно должно быть всегда готово к потенциальному приему больных, но часть объема работы можно передать в поликлинику, при этом врач и, что немаловажно, медсестра, которая работает с этим врачом, начинают получать совсем другие зарплаты. Если вы назовете свой район, я переговорю с главным врачом, обсудим варианты…

Пока только для медиков?

- Я Татьяна Дмитриевна, живу в Барнауле. Скажите, логопед, который работает в детской поликлинике, кем является? Имеет ли он право на льготы, которые вводятся для медиков сейчас?

- К сожалению, нет. Работая в лечебном учреждении, он относится к категории специалистов, имеющих высшее немедицинское образование. Нормативная база по доплатам в амбулаторном звене, которая реализуется с 1 апреля, включает только врачей и средних медработников в поликлиниках, имеющих соответственно высшее и среднее медицинское образование. И это касается не только логопедов. Например, в онкодиспансере работают физики, электронщики, ядерщики, в лабораториях – специалисты-биологи с высшим образованием.

Мы считаем этот порядок не совсем правильным, поскольку без логопедов, лаборантов-биологов и т. д. полноценную помощь в ЛПУ получить нельзя. Но, к сожалению, такова пока нормативная база. Не хочу ничего обещать заранее, но с кадровой службой Главного управления мы проводим анализ и, возможно, внесем какие-то предложения, которые позволят дифференцированно подойти к оплате труда этих категорий специалистов.

Кстати, сейчас мы работаем над поручением губернатора – посмотреть, каким образом улучшить реабилитацию детей, страдающих ДЦП. А так как по этому направлению трудится много специалистов без медицинского образования, но необходимых для качественной реабилитации, то, возможно, мы и здесь внесем предложения на этот счет. Понимание необходимости этого у нас есть.

Плюс контроль качества

- Я Раиса Георгиевна, звоню из Барнаула. Скажите, какие-то капитальные изменения в здравоохранении намечаются у нас или нет? Сейчас врачи не лечат, только выписывают лекарства. И они, по-моему, не заинтересованы, чтобы лечить. Вот участковым терапевтам зарплату повысили, и они все-таки стараются…

- Но выписывание лекарства на основе их правильного выбора – это ведь тоже лечение. А вообще вы поднимаете очень сложную проблему, лежащую в плоскости взаимоотношений врача и пациента, которые должны быть доверительными. В целом в крае у наших врачей достаточно высокий уровень квалификации и главное – результатов работы. Снижаются смертность, инвалидизация, осваиваются новые методы диагностики и лечения, во многих медучреждениях с успехом внедряется высокотехнологичная медпомощь.

- По программе модернизации здравоохранения много поступает нового оборудования. Оно ведь очень дорогое, надо, чтобы там работали специалисты хорошие, чтобы их обучили, чтобы они знали точно, что за болезнь у человека. Теперь насчет частных врачей. Есть такие, кто организовал свои клиники, чтобы только деньги брать. Как их можно контролировать?

- Для этого у нас в Главном управлении есть отдел лицензирования и контроля качества медицинской деятельности. Если у вас какие-то претензии к работе врача или лечебного учреждения – частного, муниципального, государственного, – смело обращайтесь туда.

- Прислали бланки новых больничных листов. С ними столько мороки…

- Новый больничный лист введен недавно, и действительно, он сложнее в заполнении. Но этот документ утвержден Минздравсоцразвития, мы его изменить не вправе. Он может заполняться и на компьютере, а программа информатизации будет полностью реализована только через полтора года. Отсюда и сложности…

О профилактике и лечении

- Я Юлия Владимировна, звоню вам из Барнаула. У меня дочь – дошкольница. Недавно в «АП» я прочитала, что у нас есть детские центры здоровья, где можно обследовать ребенка. Где они находятся и как туда попасть? Нужно ли направление от нашего участкового врача-педиатра?

 

- Центров здоровья для детей у нас пока два: при поликлинике краевой клинической детской больницы и барнаульской городской детской поликлинике № 2. Организована предварительная запись по телефону, вы сами можете назвать время, когда вам с ребенком будет удобнее прийти. Никакого направления брать не нужно, комплексное обследование проводится бесплатно, захватите только полис и свидетельство о рождении или паспорт ребенка.

- Меня зовут Валентина Карловна, живу в Панкрушихинском районе. Скажите, можно ли после перенесенного инфаркта восстановить сердце так, чтобы оно вновь стало здоровым?

- Это зависит от многих обстоятельств, в основном медицинского характера. Инфаркты бывают разные: мелко-, средне- и крупноочаговые. Но после каждого остается рубец на сердце. А если и прежде оно было нездоровым, скажем, поражено атеросклеротическим процессом, был так называемый кардиосклероз, то вернуться в полное здоровье вряд ли удастся. Но есть определенные препараты, которые компенсируют ту сердечную недостаточность, какая при этом может возникнуть. Это дело индивидуальное. Если вы говорите о себе, давайте пригласим вас в кардиодиспансер…

- Нет, о моем муже, и в кардиодиспансере он уже отлежал с инфарктом. А инвалидность ему не дают. Будто бы он здоров…

- Эти вопросы рассматривает служба медико-социальной экспертизы, ее главное бюро находится в Барнауле на пр. Ленина, 5. Можете обратиться туда, чтобы провести повторную комиссию другим составом специалистов.

- Из Бурлинского района вас беспокою, Екатерина Николаевна. У меня внуку 2 годика. У него родовая травма головы. Почему ребенку нет бесплатного лечения? Ему назначили такое дорогое лекарство – на 9 тысяч рублей, это больше месячной зарплаты матери. А бесплатных лекарств, сколько лечимся, ни разу не получали…

- Мы выйдем на вашего лечащего врача и главврача больницы, разберемся в ситуации и постараемся по возможности вам помочь.

- Я из Петропавловского района звоню, Татьяна Владимировна, инвалид 2 группы. С лекарствами по моим заболеваниям у нас проблема. Или нет никаких, или, было такое, выписали одно, а оно противопоказано мне по другому заболеванию. И еще нужна помощь, чтобы попасть в Новосибирск на операцию. Мне 37 лет, я жить хочу, детей на ноги поставить…

- Постараемся разобраться в вашей проблеме и ответим вам.

Если в селе нет аптеки

- Звоню вам от имени жителей района, которые к нам обращаются, я редактор Бурлинской районной газеты Татьяна Валентиновна Заплатникова. Кто конкретно должен создать условия для торговли медикаментами в сельских ФАПах (фельдшерско-акушерских пунктах)?

- Есть постановление правительства о том, что с 1 сентября в сельских поселениях, где нет аптечных учреждений – частных, муниципальных, государственных, – торговля лекарствами должна начаться либо в сельских амбулаториях, либо в ФАПах. Для этого нужно сделать несколько шагов. Шаг первый – обучить медработников правилам реализации медикаментов. Кстати, у нас уже обучено около 900 человек. Второй – получить лицензию, выдача производится нашим управлением по упрощенной схеме. И третий – администрация должна организовать заключение договора между медицинским работником – будущим реализатором лекарств – и аптекой. Определить совместно с больницей перечень лекарств, объемы, которые потребуются, что зависит от численности населения. Два обязательных условия: это должен быть безрецептурный отпуск, есть специальный перечень лекарств, которые отпускаются без рецепта, и второе – там не должно быть кодеиносодержащих препаратов.

В договоре должны быть прописаны объем поставок, отчетность и тот процент от реализации, который получит фельдшер. Лет 20 назад они получали 5 процентов, то есть пусть не намного, но зарплата медика подрастет. Но главное – люди не поедут из своего села в райцентр за, скажем, стандартом цитрамона, значит, лекарственная помощь станет доступнее.

- У нас договоры еще не заключены. А вы не хотите сказать, что ФАПы должны быть как-то дополнительно оборудованы?

- Нет. Все очень просто: покупаются небольшая витринка, куда раскладываются препараты, шкаф для их хранения. Ваша аптека должна выехать и определиться на месте, что и как сделать. В 131-м федеральном законе в полномочиях поселения охрана здоровья населения не прописана. Но там есть статья, которая говорит, что эти полномочия могут делегироваться из района в поселения, и в половине районов края полномочия делегированы, а в остальных – нет. Если полномочия остались на уровне муниципального района, то все эти заботы лежат на главе администрации района, если делегированы, то это задача главы поселения.

- А если есть рецепт, выписанный врачом, неужели фельдшер не может привезти лекарство?

- Конечно, по рецепту может, но на реализации таких лекарств не должно быть.

Спасибо, доктор!

- Надежда Ивановна Клинникова из Ельцовского района вас беспокоит. Виктор Васильевич, я имею честь знать вас лично, много раз к вам обращалась и всегда вы мне помогали. В мае 1994 вы помогали мне спасать отца… Сейчас у меня два вопроса. В Заринске есть хороший доктор – Юрий Елисеевич Богомолов. Я в городскую администрацию писала – почему он до сих пор не заслуженный врач? Сколько он спас народа!

- Юрия Елисеевича я знаю лет 30, что он врач хороший – тоже знаю. Поговорю с главой администрации о возможности его поощрения…

- И еще вопрос. Я являюсь почетным донором, удостоверение об этом есть. Но вот медали нет. Как ее можно получить?

- Сколько раз кровь сдавали, Надежда Ивановна?

- 43 раза…

- По медали я сейчас конкретно ничего сказать не могу, ответим вам позже. Приятно было с вами поговорить, спасибо за звонок!

- И вам спасибо!

 

* * *

Как видим, разговор у Виктора Яковлева с читателями «АП» получился обстоятельный и откровенный. На часть вопросов, прозвучавших до начала «прямой линии» и переданных Виктору Васильевичу, наши читатели получат ответы позднее. И поскольку заявленная тема – модернизация здравоохранения – из числа тех, что волнуют всех и каждого, встречи с начальником управления будут продолжены. Следите за газетой!

Фоторепортаж
Блоги