ГЛАВНАЯ НАУКА ЖИЗНИ

ДОКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК ЛЮДМИЛА КОЛМОГОРОВА СЧИТАЕТ, ЧТО ВАЖНЕЙШАЯ ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ – ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ

00:00, 09 апреля 2010г, Медицина 2825


ГЛАВНАЯ НАУКА ЖИЗНИ Фото №1

– Людмила Степановна, раз «доктор психологических наук», значит, их много?

– Сегодня это многоотраслевое знание: детская психология, социальная, педагогическая, медицинская, в последние десятилетия появились инженерная, космическая… Современные исследования доказывают, что психологические аспекты присущи абсолютно всем сферам человеческой деятельности. Академик Бонифатий Михайлович Кедров еще в 60-е годы поместил психологию в центр классического треугольника наук: гуманитарные – технические – естественные. Психология непосредственно взаимодействует со всеми. Как пример: кибернетика – техническая наука, но она развивалась благодаря применению законов психологии, знанию принципов работы головного мозга человека. Сейчас активно развиваются психогенетика, нейропсихология, впервые заговорили о психологии здоровья – а это, может быть, один из важнейших аспектов в будущем. Медицина занимается больными людьми, у которых уже сформировалась болезнь, а здоровым человеком, пока он еще здоров, мы практически не озабочены. Да, конечно, есть физкультура, есть спорт, но ведь человек – это не только тело. Разве мало примеров, когда у физически крепкого, вроде бы здорового человека масса психологических проблем, которые в конечном итоге разрушают и его телесную оболочку. Сейчас появилось такое понятие, как психологическая культура, овладение которой как раз и позволяет укрепить свое здоровье в комплексе – и психическое, и телесное. Уже доказано, что человек с высокой психологической культурой способен сам решать многие проблемы собственного здоровья. Без высокой личной психологической культуры в наше непростое время сохранить психическое здоровье будет крайне трудно.

 

Если будет 21 век

– Похоже, психологи считают, что ваша наука самая важная?

– Важны, конечно, все науки. Но выдающийся французский ученый Леви Стросс на одном из конгрессов выразился так: «Либо 21 век будет веком психологии, либо его вообще не будет». Судите сами: психологи работают в составе МЧС при всевозможных естественных и техногенных катастрофах, в воинских частях, в органах внутренних дел, в спецподразделениях, особенно задействованных в горячих точках, являются сотрудниками крупных бизнес- и коммерческих структур, можно привести еще массу примеров. Давление на современного человека извне все возрастает, причем зачастую это агрессивное давление, а он не умеет выстроить психологическую защиту. Не умеет выйти из конфликта с минимальными потерями, не умеет управлять своей психикой, своими эмоциями. Зачастую просто не умеет строить с окружающими нормальные, комфортные отношения. Какое тут может быть здоровье. А посмотрите, сколько мошенников вокруг! Начиная с цыганок и кончая матерыми аферистами – они-то отлично разбираются в психологии людей и манипулируют ими, а у большинства нет знания даже азов психологии, что уж тут говорить о психологической культуре.

– А если человек в процессе работы практически не общается с людьми, сидит себе один на один с компьютером, он чувствует себя комфортно?

– Совсем не обязательно. Даже при таком «общении» человека с машиной могут возникнуть и зачастую возникают самые разнообразные психологические проблемы, с которыми он в одиночку может и не справиться. У каждого человека свой особый, уникальный внутренний мир, и в нем может быть не все благополучно, возникают противоречия между «хочу», «могу» и «надо». Кроме того, психология помогает решить самую, может быть, важную проблему личности – познание самого себя. Помните, на одном из храмов в древних Дельфах было высечено «Познай самого себя»? Этот призыв до сих пор остается актуальным. А как много проблем связано именно с тем, что человек не разобрался в самом себе, взялся за дело, к которому совершенно не приспособлен, строит жизнь с человеком, с которым не может ужиться…

 

Начинать с пеленок?

– С чего же начинается формирование психологической культуры? Или точнее, когда нужно начинать ее формировать?

– Чем раньше, тем лучше. Сейчас это начинается в основном в вузе, куда выпускник школы приходит с «нулевыми» знаниями по психологии – в школе этого предмета нет. Более того, сегодня, в связи с переходом на так называемое «подушевое» финансирование, в школах сокращают ставки психологов, которые хотя и не преподавали психологию как предмет, тем не менее помогали в решении психологических проблем: конфликтных ситуаций в классе, отсутствия взаимопонимания между учениками, педагогом и школьником, родителями и преподавателями. Это перекладывается на учителя-предметника, а у него и так забот хватает. К чему это ведет? Прежде всего к росту конфликтных ситуаций. Особенно в тех случаях, когда родителям не до общения с ребенком – работа, быт, некогда. Хорошо, если подросток найдет умного и доброго советчика: учителя, старшего товарища, тренера, соседа по подъезду. А если нет? Тогда начинают давать «добрые советы» в какой-нибудь уличной компании, а то и в секте. И нарабатывается негативная психологическая культура, которую преодолеть очень сложно.

– Вы в свое время разрабатывали программу «Человековедение», она нашла применение в школе?

– Частично. В 1993 году, когда разрешили школам вводить предметы по желанию, к нам обратилась директор школы N 53 Татьяна Алексеевна Вежневец с просьбой разработать программу по психологии – один час в неделю. Мы начали с разработки рабочих тетрадей и пособий для начальных классов, и эта программа применялась в двадцати школах Барнаула, в ряде школ Алтайского края, особенно в Кулундинском районе, в Москве и некоторых других городах России. Приступили к подготовке пособий для средней школы. Предполагалось, что предмет «Человековедение», потом мы его назвали «Человекознание», будет преподаваться с первого класса до выпускного. В этот курс включались элементы этики, культуры поведения, принципы здорового образа жизни. Работа продолжалась до 2003 года. Но… программа не входит в обязательный блок, и родители решают, включать ли ее в перечень учебных предметов. А родители предпочитают либо иностранный язык, либо информатику. Неизвестно, пригодятся ли ребенку в жизни иностранный язык или информатика, а вот умение жить в мире людей, умение строить с ними отношения, решать проблемы дружбы, любви, семьи, врастать в производственный коллектив – понадобится безусловно.

– Но, может быть, школьникам все это не интересно?

– Еще как интересно. Ведь они только входят в жизнь, и столько вопросов: как помириться с товарищем, как понравиться девочке, как объяснить родителям свои проблемы, куда пойти учиться, какую выбрать работу… А у них даже первоначальных знаний о психологии нет, понимания, что нужно считаться и с характером, мнением другого человека, только при этом условии можно строить какие-то отношения. Психологическая культура – не просто знание каких-то понятий психологии, но и умение применить их на практике, а это возможно только в процессе достаточно длительного овладения предметом и в ходе практических занятий, когда в классе обыгрываются различные жизненные ситуации.

– А в каком состоянии ваша программа сейчас? Есть у нее перспективы?

– Прежде всего отмечу, что проблему в крае понимают. Координационный совет при краевом управлении образования разрабатывает систему психологических центров (в Барнауле и ряде районов они уже действуют). Прежде всего такие центры предназначены помочь учителям, которые осознали необходимость психологической подготовки, а в перспективе, возможно, станут своеобразными консультационными пунктами и для населения края. Мы же сейчас разрабатываем комплекс пособий для дошкольных учреждений. Одна из «рабочих тетрадей», например, называется «В мире людей». По сути, эта раскраска, в которой ребенок знакомится с людьми и человеческим обществом в доступной для него форме. Мы начали именно с самого раннего возраста, чтобы воспитать в ребенке интерес к этой теме, да и родителям дать хотя бы зачаточные знания о психологии, помочь им в общении с собственными детьми – проблем тут тоже хватает. Убеждена, что психология вернется в школы, хотя бы в форме факультатива. Потребность в этом огромная и у учителей, и у школьников, и у родителей. Мы это ощущаем по огромному количеству вопросов, которые поступают в различные кризисные центры. А кризис в отношениях возникает именно потому, что люди не умеют их строить. Многие проблемы можно решить задолго до того, как они перейдут в стадию кризисных, но для этого все участники отношений должны обладать хоть какой-то психологической культурой.

Виталий МАРЧУК

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж