Без границ

00:00, 05 июля 2011г, Культура 1667


Без границ Фото №1

Ретроспективная экспозиция Ольги Яуровой настолько многообразна, что ее хватило бы на нескольких художников, мало похожих друг на друга. В павильоне современного искусства «Открытое небо» рассказывают, как один зритель, походив по небольшому выставочному залу, сначала даже не поверил, что у всех представленных здесь работ один автор! Называется выставка «Без багета» – это символ отказа от всяческих рамок, оков и условностей. Живопись и графика художницы действительно выставлена без рам. Но если бы организаторы не вынесли этот факт в название, публика бы, наверное, в последнюю очередь обратила на него внимание.

Тут ведь и без этого есть чему изумиться. Более 50 живописных и графических работ: портреты и автопортреты разных десятилетий, множество натюрмортов, городские пейзажи, тематические картины и даже абстрактные философские циклы – и все они представляют удивительно разные грани одной души. Если что-то и роднит эти работы независимо от их стиля, настроения, цветового решения и манеры, так это удивительная свежесть взгляда художницы и предельная открытость той эмоции, которая выражена на полотне. Поэтому главное впечатление от экспозиции в целом, пожалуй, можно выразить словом «исповедальная».

Каждую следующую вещь Ольга Яурова пишет как единственную в жизни и уж точно неповторимую. Работы выглядят как чистейшие импровизации, практически джаз на холсте или бумаге: краски больше никогда не лягут таким образом.

– Эмоции! Они же захватывают, и в каждый такой момент я по-разному ощущаю мир и вижу свою модель другими глазами. Естественно, что цвет и приемы при этом меняются! – так истолковывает это качество своих работ сама Ольга Николаевна.

Вот цветочные натюрморты: в экспозиции есть душные, пестрые, подробные и избыточные, почти на грани хорошего вкуса «Лилии». Но есть и совершенно другие натюрморты: спонтанные, без тщательно выписанных фактур, полные воздуха, аромата - одно сплошное настроение («Полевые цветы» 1999 года или «Рябина» 2004-го). Но двух одинаковых натюрмортов с лилиями или пионами тут точно нет. Зато есть эксперименты с цветом как таковым.

– Мне захотелось чего-то совершенно нового, вот и попробовала флуоресцентную гуашь, – объясняет Ольга Николаевна появление небольшого натюрморта в цветовой гамме «Вырви глаз». Он висит в зале над аркой и как бы делит экспозицию на две части. И при всей его пылающей пурпурно-оранжево-розовой дикости соответствует ему, как ни странно, скорее, умиротворение, нежели яростный порыв.

Кстати, говоря о букетах Яуровой, вполне уместно употребить слово «образ» – цветы действительно становятся для нее полноправной моделью со своим характером. Ну и еще художница принадлежит к числу тех замечательных авторов, у которых ландыши могут быть фиолетовыми, и это будут очень правдивые ландыши.

Самый важный жанр

В экспозиции собраны вещи, которые художница ранее не выставляла. «К сожалению, мои студенческие работы не сохранились, их бы я тоже показала», – говорит автор. Здесь представлено настоящее живописное озарение «Тени города», есть отчаянное признание «Как я устала»: гиря, взмывающая в невинное голубенькое небо на розовом воздушном шарике. Есть пронзительный при всей своей формальности цикл «Одиночество». Впечатляет и абстрактная работа «Необузданный нрав», и странный портрет «Неоконченная пьеса» 1993 года: у модели в красном платье недописано лицо, и это невольно рождает необъяснимую тревогу.

Еще здесь можно увидеть два очень разных автопортрета: один, 1976 года, представляет невеселую девушку в блеклой одежде с букетом сирени за спиной, а второй, «Белый воротник», написанный почти двадцать лет спустя, – уверенную даму, которая бесстрашно всматривается в собственную душу и – редкая откровенность – позволяет увидеть ее зрителю.

По собственному признанию художницы, портрет – самый важный для нее жанр: Ольге Яуровой искренне интересен человек, причем настолько, что она, бывало, приглашала позировать даже случайных прохожих (некоторые соглашались). Работая, она пытается перенести на холст свое самое сильное впечатление от модели, схватывает характерные, самые острые черты и умудряется при этом не скатиться к банальному шаржу. Еще ее портреты выдают прекрасную школу рисования (Ольга Николаевна училась в художественно-промышленном училище имени Веры Мухиной). Но главное – как и любые другие работы Яуровой, они дышат все той же спонтанностью.

И именно с Яуровой-портретистом периодически случаются почти мистические истории, изобличающие ее способность запечатлевать чужой характер и внутреннюю суть. Например, к ней иногда обращаются заказчики с просьбой написать портрет родственника по фотографии – а потом поражаются даже не внешнему, а именно человеческому сходству с моделью, которую сама художница никогда не видела…

Справка «АП»
Ольга Яурова родилась в Элекмонаре. Вскоре семья переезжает в Сростки, а затем в Барнаул. С 10 лет Ольга училась в только что открывшейся художественной школе № 1 у Ивана Самозванцева. Среди её родственников много художников, но особенную роль в судьбе сыграла тетка – преподаватель Алма-Атинского художественного училища Людмила Дмитриева. После окончания школы Ольга мечтала о профессии модельера. Окончив Новоалтайское художественное училище, она поступила в знаменитое Высшее художественно-промышленное училище им. В. Мухиной (ныне – Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица). С 1987 года живет и работает в Барнауле. За ее плечами - несколько персональных выставок, а также участие в городских и краевых вернисажах.

Фоторепортаж