Законодатели против палочки Коха

00:00, 29 июня 2011г, Общество 1034


Законодатели против палочки Коха Фото №1

Комитет Алтайского краевого Законодательного Собрания по здравоохранению и науке на выездном заседании в Рубцовске обсудил, как в этом городе, а также в Рубцовском районе выполняется закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Алтайском крае».

В мероприятии участвовали представители краевого управления по здравоохранению и фармацевтической деятельности, местного самоуправления, органов правопорядка, надзорных инстанций, медицинские работники.

Шесть лет назад, когда депутаты принимали закон о борьбе с этим опасным заболеванием, впору было бить в колокола. Положение настолько тревожило, что некоторые заговорили об эпидемии. Экстренные меры федеральных и местных органов власти, в частности принятие ведомственных специализированных программ и подпрограмм, дали положительные результаты. Благодаря профилактическим мероприятиям, большему охвату населения флюорографическими осмотрами с 2008 года ситуация начала улучшаться. Но признать, что она стала благополучной, к сожалению, нет оснований.

Первичная заболеваемость туберкулезом в крае остается по-прежнему высокой. В прошлом году число больных выросло на 2700 человек. Как считает председатель комитета АКЗС, координатор проекта «Качество жизни. Здоровье» партии «Единая Россия» Александр Лазарев, именно сейчас, в пору активной фазы модернизации отечественного здравоохранения, сложились благоприятные условия для консолидации усилий в борьбе с болезнью. Для этого есть политическая воля, финансовые средства, заинтересованность медицинского сообщества.

Туберкулез, который не всегда обоснованно считают только социальным заболеванием, был, есть и, по утверждению специалистов, будет. Другое дело, как относятся к нему в обществе и какое оказывают противодействие. Причинами распространения остаются низкий уровень жизни, интенсивные миграционные процессы, повышенное инфицирование в учреждениях пенитенциарной системы. Так получилось, что фтизиатрия в нашей стране всегда, в том числе и в советское время, финансировалась по остаточному принципу. Распространенное убеждение, что в ее сети попадают только алкоголики, бомжи, бывшие заключенные, сформировало отчасти предвзятое отношение к болезни: о ней не так громко бьют тревогу, как о других. Между тем каждый заболевший - источник серьезной, не всегда осознаваемой опасности: в активной фазе он может заразить до 40 человек. Жертвами становятся члены семьи, ближайшее окружение, все, кто с ним контактирует. В зону риска попадают медики, социальные работники, педагоги. Ежегодно регистрируются десятки случаев заражения людей из этой категории населения.

Рубцовск - печальное подтверждение туберкулезного неблагополучия в отдельно взятом городе. Окруженный кольцом из пяти учреждений федеральной службы исполнения наказаний, попросту - колоний, которые вносят свою существенную лепту в этот процесс, он прочно лидирует в краевой статистике заболеваемости. Число выявленных больных и смертность от туберкулеза здесь в два раза больше, чем в крае, меньше взрослых и детей проходит рентген-обследование. И это несмотря на то, что финансирование противотуберкулезных мероприятий с каждым годом увеличивается и город обеспечен специализированными учреждениями.

Чтобы узнать, в каких условиях оказывается в них медпомощь, депутаты побывали в местном диспансере и двух стационарных отделениях - взрослом и детском. Впечатление оказалось удручающим: помещения не приспособлены под больницы такого профиля, в них нет обязательной приточно-вытяжной вентиляции, горячей воды, централизованной канализации. Коечный фонд иначе как убогим не называют. По оценкам экспертов, здания полностью изношены.

- Мы не отстаем, а топчемся на месте, - признается главный врач диспансера Владимир Белошапко.

Не менее напряженная эпидемиологическая обстановка в Рубцовском районе, но случаев своевременного выявления туберкулеза здесь больше, поэтому и результаты лечения лучше. Изменить ситуацию помогла элементарная организация труда фельдшеров и специалистов, оплата труда которых впрямую зависит от того, насколько эффективно они вовлекают население во флюорографические осмотры. Вывод до банальности прост: добросовестная работа первичного медицинского звена.

К слову сказать, «вовлекаются» люди с большим трудом, делать это становится все сложнее. Если раньше обследования в коллективах были организованными и обязательными, с появлением частных предприятий подобная практика утратила актуальность.

Другая проблема заключается в том, что не все опасные для окружающих больные хотят лечиться, а принудить к этому может только суд. Но даже его решение не гарантирует изоляцию больного. По мнению уполномоченного по правам человека в Алтайском крае Юрия Вислогузова, для таких людей нужно открывать в регионе специальное медучреждение закрытого типа. А вот как быть с законопослушными гражданами, которые нередко отказываются от лечения или бросают его, оказавшись рядом с людьми асоциального поведения?

На заседании комитета разговор с заявленной темы перешел на обсуждение смежной, в данном случае - кадровой, без которой, собственно, ничего не решается ни в одной отрасли. Известно, что в крае ощущается дефицит многих врачебных специальностей. Укомплектованность врачами - фтизиатрами, к примеру, составляет 60%.

Кадровый голод призваны утолить меры, заложенные в рамках модернизации здравоохранения. Как сообщила заместитель начальника Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Елена Вайгель, разрабатывается региональная целевая программа по закреплению молодых специалистов на селе, предусматривающая, в частности, меры материальной поддержки в виде долгосрочных ссуд, грантов, губернаторских выплат. Кроме того, намечается заключение договоров между управлением и обучавшимися по целевому направлению выпускниками об обязательной пятилетней отработке в конкретном медучреждении.

Что касается непосредственной темы разговора, представитель этого ведомства рассказала о планах реформирования в области фтизиатрии. В частности, в следующем году в адресную инвестиционную программу намечено включить строительство детской противотуберкулезной больницы. Подготовлена проектно-сметная документация на строительство белоярской больницы. Начнется строительство дополнительного корпуса диспансера в селе Лебяжье Егорьевского района. В целом будет существенно укреплена материально-техническая база учреждений данного профиля.

Подводя итоги обсуждения, Александр Лазарев пообещал, что в решении комитета будут учтены все предложения депутатов, подчеркнув, что пока в Рубцовске не смогли приспособиться к новым условиям:

- Мы часто ностальгически оглядываемся на прошлое, дескать, как там было хорошо. Нужно смотреть вперед и думать над тем, что можно сделать сегодня, на что реально повлиять. С туберкулезом не все однозначно, время от времени он дает вспышки во всем мире, в том числе в развитых странах, так как появляются устойчивые к лекарственным препаратам формы болезни. Как известно, биологические и социальные процессы слабо поддаются управлению со стороны общества и власти, поэтому нужно влиять на то, что даёт результаты, в данном случае на профилактическую работу с населением. Сегодня это самое главное. Глава города - человек неравнодушный, настроенный на перемены. При таком отношении муниципальной власти к проблеме туберкулеза многое можно изменить.

Проверить, как выполняется принятое решение, комитет намерен в конце года.

Как и два века назад, туберкулез остается серьезной проблемой во всем мире: ежегодно от этой болезни умирает до 3 млн. человек, от 8 до 10 млн. подвергается инфицированию. Самая распространенная форма болезни связана с органами дыхания (92% от общего числа).

Алтайский край относится к регионам с высокой заболеваемостью и смертностью от туберкулеза. Уровень и темпы роста основных показателей превышают российские в 1,4 раза: в 2010 г. было выявлено около 2600 случаев инфицирования. Показатель первичной заболеваемости составил 116 случаев на 100 тыс. населения (в РФ - 83, в СФО - 130).

 

Татьяна СЁМИНА

Фоторепортаж