«Родина - понятие не географическое»

Директор «Трубопласт-А» Шукурулла Атабаев привык к серьезным делам и менять своих привычек не собирается

00:00, 22 апреля 2011г, Экономика 2197


«Родина - понятие не географическое» Фото №1

Семья Атабаевых была большая, ребятишек много, отец рано умер, и Шукурулла, конечно, понимал, что очень трудно, непосильно просто растить всех, поэтому, окончив восемь классов, пошел работать учеником токаря. Днем работал, а вечером учился в вечерней школе.  

-Я сейчас вспоминаю тех людей, с кем вместе там учился в одном классе – некоторые из них потом поступили в МГУ: Аня Лифшиц, Саша Запорожец и другие, – говорит директор известного в крае предприятия ООО «Трубопласт-А» Шукурулла Атабаев. - Думаю, что в этой школе я получил больше, чем если бы учился в обычной, дневной. Рядом были не ребятишки, а уже взрослые люди, которые пришли туда не шалить, а именно учиться, это дисциплинировало.

В нашем дворе в Андижане жили тридцать две семьи. Там были татары, армяне, евреи, русские, даже один перс. Порой происходили такие шумные скандалы, что, казалось, люди способны просто вцепиться друг в друга, но как только у кого-то случалась беда, весь этот двор, каждый из его жителей старался, чем мог, своему соседу помочь.

Там, во дворе своего детства, а затем позже, далеко от теплого юга - в непроходимых северных болотах, выработалось в нем чувство коллективизма и причастности к общему большому делу, которому Атабаев остался верен и по сей день.

Государственное дело

Когда я окончил вечернюю школу, старший брат мой уже учился в инженерно-строительном институте в Томске, позвал меня к себе учиться вместе, - продолжает свой рассказ Шукурулла Мухамеджанович. - Таким образом я и оказался в Сибири. Получилось так, что с ней оказалась связана вся моя дальнейшая жизнь. Но назвать выбор профессии случайным все же нельзя. Меня с детства привлекали разные механизмы, я всегда говорил, что буду инженером-механиком. В итоге закончил вуз по специальности «Строительно-дорожные машины и оборудование». Институт, где я учился, был своеобразной копией нашего двора в Андижане, только в большем масштабе. Были там в то время ребята из Узбекистана, Белоруссии, из разных регионов России и Алтайского края в том числе.

- Вы тогда впервые про него услышали?

- Нет, еще раньше в Андижане, когда мне было, наверное, лет десять, от старшего брата, который на Алтае служил. Помню, он говорил, что вот идет машина по степи – и за ней на километр тянется столб пыли. Я себе это представлял, и для меня весь Алтай выглядел как бескрайняя степь, да еще вся в пыли, и мне это не очень нравилось. А уже в институте у нас училось много ребят из Рубцовска, они рассказывали про свои края, и это выглядело уже более интересно. Но что я сам поеду сюда жить, я тогда, конечно, и не подозревал. Началось все с того, что уже в институте я женился на рубцовчанке.

В это время началось освоение природных богатств Севера, и я стал работать в тресте «Томскгазстрой». Приехали мы в город Стрежевой, в строительстве которого я участвовал еще в составе студенческого строительного отряда, так что место было уже знакомое. В 24 года я был назначен главным инженером автотранспортной конторы и стал работать на «малой земле», участвовать в возведении нефтепровода Александровск - Томск- Анжеро-Судженск. Это первый наш большой нефтепровод протяженностью 868 километров. И так получилось, что я сразу оказался приобщенным к очень серьезному государственному делу. Работа была ответственной и такой же интересной, и набрался я там опыта, получил трудовую школу и закалку едва ли не на всю жизнь. И когда после «малой земли» я приехал в Рубцовск, то в определенной мере испытал шок, потому что оказалось, что мы там знали и умели значительно больше, чем на «земле большой». Там мы в то время в техническом отношении были впереди, наверное, всей страны.

- А как случилось, что вы приехали жить в Рубцовск ?

- Просто климат на Севере оказался тяжелым для дочери – это и стало главной причиной. Там летом испарения от болот, просто тучи мошкары, гнуса, слепней…Такого я больше нигде не видел. Жена с дочкой приехали в Рубцовск к родителям, а я поскучал-поскучал на «северах» и тоже двинул на Алтай. Летел в самолете и думал: «Куда лечу, не знаю, и никого не знаю, что там делать-то буду?» А я к тому времени был на Севере уже начальником управления механизации в большом тресте, и с такой должности идти неизвестно на какую работу? И думаю, вот хорошо было бы, если б я в Рубцовск приехал и мне поручили с нуля какое-нибудь строительно-монтажное управление создавать. Вот тогда бы я смог себя показать, проверить – на что способен…

В полную силу

- И в итоге?

- И в итоге примерно так и получилось, только не сразу. Устроился в трест «Рубцовскводстрой» главным технологом. Первое время занимался изучением документации на Алейскую оросительную систему, солидный очень и сложный проект. Изучил я ее так, как, наверное, никто больше, и тут вызывает меня в декабре управляющий и говорит о том, что на одном из участков срывается строительство плотины, и просит съездить посмотреть на месте, что можно сделать.

Когда я прибыл в этот отдаленный поселочек и зашел в жилище механизаторов…Это был просто кошмар. Грязные матрацы, на которых люди спят прямо в замасленной одежде, туалета нет... На Севере в болоте, в трассовых городках было намного приличнее. По два человека закреплено за каждым скрепером, а работы нет. Одни в городе бока отлеживают, другие на месте стройки.

Поехал в город, привезли новые матрацы, простыни, полотенца, лампочки и прочее, а так-же тех людей, что дома сидели. Организовал круглосуточную работу, чтобы карьер не замерзал, скрепера работали без остановок. Так мы за декабрь плотину отсыпали, сделали отводной канал, и после этой стройки пришел приказ о создании нового управления в «Рубцовскводстрое» и назначении меня его начальником. Это было в апреле 1976 года.

Мы получили большое количество новой техники, но вот с кадрами дело обстояло гораздо хуже, не было в Рубцовске такого количества необходимых нам специалистов высокого уровня. Поехали мы в Среднюю Азию и Крым, туда, где заканчивались большие стройки и где заканчивали свою работу нужные нам люди.

В итоге нам удалось из Крыма привезти в Рубцовск восемьдесят семей, некоторые живут там и сейчас. Приехали специалисты и из Средней Азии, целая бригада Хабриева.

Набрали 360 человек, создали десять двухсменных бригад и могли работать круглыми сутками, если требовалось. Строили уже хорошо изученную мной Алейскую оросительную систему. Уже на втором году своего существования наше управление завоевало едва ли не все возможные для нас награды – диплом союзного министерства, российского министра мелиорации и переходящее знамя от райкома и крайисполкома.

- И после этого вы пошли на повышение?

- Пригласили меня в «Алтайтрансводстрой», стал работать, а потом началось новое время, перестройка, называйте как угодно. Мы и тогда работали совсем не плохо, но не ставили себе задачу обогатиться каким угодно способом. Главное было – сохранить объединение, и мы, как могли, это делали, причем в течение десяти лет.

Свое дело

- После чего наступило третье тысячелетие, и вы стали предпринимателем, директором ООО «Трубопласт-А». Что-нибудь в вашей жизни и работе принципиально изменилось?

- Да в общем-то как продолжал работать, так и работал. Когда я трудился еще на Севере, мы строили знаменитый газопровод «Дружба», по которому в Европу пошел газ, и потом, приехав на Алтай, я был поражен, обнаружив, что тут-то его нет. Как же так, там зимы куда мягче наших, им наш газ есть, а нам самим нет…Уму непостижимо. Несколько лет назад стало понятно, что газификация в крае будет развиваться достаточно широко, и мы для этих целей готовы были поставлять полиэтиленовые трубы.

- Опять решили, как и на «северах», поучаствовать в большом деле?

- Это были и радость, и боль наша. Когда мы сделали первую трубу и получили лицензию в госгортехнадзоре Российской Федерации на производство газовых труб - я был уверен, что наша продукция сразу всех заинтересует и, как говорится, тут же пойдет на вооружение. Она в семь раз легче, во столько же раз дешевле, в десять раз быстрее собирается, о чем тут говорить? Но говорить и доказывать свою правоту тогда пришлось довольно долго.

- Но все-таки доказали?

- Доказали. Жизнь – борьба, и победить можно только двигаясь, сидеть без движения – это гибель, в этом я убеждался много раз. Мы собрали заинтересованных людей и осенью 2001 года построили газопровод Павловск-Бурановка, зашли в деревню и газифицировали ее. Деньги, вложенные хозяйством в это мероприятие, окупились уже в первую зиму, и это произвело впечатление на многих. Затем по нашим рекомендациям была газифицирована Новоеловская птицефабрика.

- Сейчас ваше предприятие продолжает заниматься именно газификацией или вы сосредоточились только на производстве разного вида полиэтиленовых труб?

- Сейчас занимаемся только производством, и, что отрадно, если десять лет назад мы 80% своей продукции вывозили за пределы края, то сегодня получается примерно пятьдесят на пятьдесят. И вообще интересы края мы в своей работе стараемся учитывать всегда. Когда возникла необходимость, оперативно изготовили и поставили 10 километров трубы для газоснабжения второй очереди комплекса «Алтайский бройлер». Во время восстановления пострадавшей от пожара Николаевки в кратчайший срок изготовили необходимые для ее водоснабжения трубы.

- С семнадцати лет и по сей день живете в Сибири, большей частью на Алтае. Привыкли или на пенсию – да в Андижан?

- У меня брат в свое время был заместителем министра строительства Узбекской ССР. Когда я еще в середине 80-х был там, министр в своем кабинете предлагал мне ключи от четырехкомнатной квартиры в центре Ташкента и очень хорошую должность. Я его вежливо поблагодарил и отказался. Я из России и, в частности, из Алтайского края никогда и никуда не уеду. Родина - понятие не географическое…

Справка «АП»

Шукурулла Мухамеджанович Атабаев родился в 1946 году в Андижане. Трудовую деятельность начал в 1961 году учеником токаря. В 1969 году закончил Томский инженерно-строительный институт.

В 1972 году участвовал в строительстве газопровода «Парабель-Кузбасс» и нефтепровода «Александровское – Томск – Анжеро-Судженск». В 1975 г. – начальник СМУ треста «Рубцовскводстрой». С 1996 по 2000 гг. – директор ООО «Алтайтрансводстрой». С октября 2000 года – директор ООО «Трубопласт-А».

В 1990 году награжден серебряной медалью ВДНХ. В 1992 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный мелиоратор РФ». В 2001-м награжден Почетной грамотой администрации Алтайского края. Победитель краевых конкурсов на звание «Директор года» в 2005, 2006, 2007, 2008 и 2010 годах. За многолетний добросовестный труд и активное участие в газификации Алтайского края награжден в 2006 году Почетной грамотой АКСНД .

В 2006 году Ш. М. Атабаеву присвоено почетное звание «Топ-менеджер Российской Федерации». В 2007 году награжден медалью Алтайского края «За заслуги во имя созидания». В том же году за большой личный вклад в развитие газовой отрасли награжден Почетной грамотой ОАО «Газпром».

Занимается благотворительной деятельностью: на протяжении многих лет оказывает финансовую поддержку Троицкому детскому дому, краевому реабилитационному центру и др.

Женат, имеет двух взрослых дочерей и двоих внуков.

Справка «АП»

ООО «Трубопласт-А» является крупнейшим в Сибирском регионе производителем полиэтиленовых труб для строительства подземных газопроводов, водопроводов, коммуникационных систем диаметром от 20 до 450 мм. В 2006 году на предприятии смонтирована новая экструзионная линия для изготовления труб больших диаметров, ранее здесь не выпускавшихся. В марте 2008 года, несмотря на финансовый кризис в стране, в торжественной обстановке, в присутствии губернатора Александра Карлина была запущена еще одна новая экструзионная линия для изготовления труб.

«Трубопласт-А» из года в год увеличивает объемы производства, расширяет ассортимент труб и географию поставок. За девять лет здесь было изготовлено более 4000 километров труб диаметром от 20 до 315 мм. В настоящее время продукция предприятия поставляется в девять регионов страны: Алтайский край, Омскую, Томскую, Новосибирскую, Кемеровскую области, Приморский и Красноярский края, в Якутию и Республику Алтай. 

Новости партнеров
Фоторепортаж