Характер плюс талант

00:00, 26 марта 2011г, Культура 1698


Характер плюс талант Фото №1

24 марта в музее истории литературы, искусства и культуры Алтая прошел творческий вечер, посвящённый 55-летию Виталия Махова – артиста краевого театра драмы им. В.М. Шукшина. Его поздравили коллеги из театров Барнаула, а о творческом пути актера рассказала известный театровед Ирина Свободная.

Виталий Махов – артист, как говорят, до кончиков волос, до мозга костей. Изысканный, трепетный, загадочный… Его исключительную актерскую породу видно издалека – по высокой стати, стройной фигуре, летящей походке, по отдельности от привычной актерской тусовки и по абсолютной неконъюнктурности помыслов и интонаций. Вот уж точно: человек не от мира сего. В этом «не от мира сего» и проявляются его умная ирония, его обходительное театральное хулиганство и непостижимый актерский дар, замешанный на острой характерности и благородной правде героя.

Путь актера на сцену начинался в знаменитом Саратовском театральном училище, которое в год поступления Виталия Махова закончил тогда еще будущая знаменитость, артист театра и кино Олег Янковский. И именно за его гримерный столик по окончании училища посадили молодого актера Виталия Махова в Саратовском академическом театре драмы. Столик был свободен, потому что Янковского к этому времени уже забрали в Москву. По какой-то странной случайности нередко совпадали и их роли в театре. Одну из последних – месье Амилькара в комедии И. Жамиака «Месье Амилькар, или Человек, который платит» Янковский и Махов сыграли почти одновременно, причем оба выступили еще и в качестве режиссеров.

В молодые годы Виталий Махов так же успешно начинал свою карьеру в кино – снялся в центральной роли у Станислава Говорухина в фильме «Ветер «Надежды». Символическое название для актерской судьбы, не правда ли? Потому что именно ветер надежды носит актеров по свету, заставляя искать тот единственный, свой театр. Им стал для Виталия Махова наш краевой театр драмы, на сцене которого он играет уже 25 лет.

Многие его сценические образы остаются в памяти театралов ярким и поистине неизгладимым впечатлением – «король актеров», легендарный Эдмунд Кин в трагикомедии «Кин IV», девица Фисба в шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь», Алёшечка в «Мурлин Мурло», Вершинин в «Трех сестрах»…

Капризное актерское счастье ненадолго изменяло Виталию Махову: вскоре после того, как спектакль «Три сестры» был снят с репертуара, актер почти пять лет не получал главных ролей. Признавая все его достоинства и зрелое мастерство, режиссеры тем не менее в этот период ставили спектакли «не на него». Но претензий и обид от Виталия Махова не было. От конфликтов с режиссерами актера всегда спасают интеллигентность, порядочность, природный юмор, ироничное и чуть отстраненное отношение к человеческим слабостям и издержкам театральной профессии. На репетициях он может страдать от безысходности и незащищенности, но всегда с прямой спиной, с каким-то невероятным чувством собственного достоинства, видимо, все же доставшимся ему в наследство от тех, благородных актеров 19 века.

Вся суть актерской профессии в том, чтобы вытащить из любой роли сокровенное, то, что обычно прячут от людей, но что единственное и может дать объяснения многим нашим человеческим поступкам. Виталию Махову это удается почти всегда. Даже в непритязательных современных комедиях, героям которых он щедро дарит свое потрясающее сценическое обаяние и комедийный талант!

Сейчас артист вновь востребован и играет практически во всем репертуаре театра драмы, много у него и центральных ролей. Знаю, что Виталий Николаевич много-много лет мечтает о постановке «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова, где есть для него «заветная роль» – роль Мастера. Он даже сам написал инсценировку булгаковского романа, вполне мог бы выступить и в роли режиссера, и в роли сценографа. И подарить нам театральный праздник – праздник таланта и вдохновения жизни.

Ирина СВОБОДНАЯ, театровед.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж