Никита Богословский: «Любимый город может спать спокойно...»

00:00, 25 марта 2011г, Культура 5387


Никита Богословский: «Любимый город может спать спокойно...» Фото №1

Никита Владимирович Богословский - автор многочисленных сочинений в различных музыкальных жанрах. Им написано 17 оперетт, создана музыка к 48 кинофильмам и 52 театральным спектаклям. Спектакль «Факир на час» театральные коллективы в 1946 году показывали в Москве, Туле, Калинине, Вологде и в Барнауле. Но особую известность получило его песенное творчество. У него нет песен громких, риторичных и крикливых, как заметил поэт-песенник Михаил Матусовский. В оркестровых партиях его песням барабанщику места нет. Его знаменитые песни «Темная ночь», «Любимый город», «Шаланды», «Три года ты мне снилась» и другие завоевали широкую популярность. Главное их достоинство - ясная, чистая, легкая мелодия. Богословский - композитор лирический, со своими слушателями говорит доверительно и сердечно.

«Рано тебе, мальчик, по опереттам ходить…»

Родина композитора - город Петербург. Он родился в 1913 году в музыкальной семье. Мать Елена Михайловна была талантливой пианисткой и хотела, чтобы сын Никита пошел по ее пути. Мальчику было всего три года, а мать уже усаживала его за рояль. «Четыре года музыкального образования прошли в скандалах, слезах и наказаниях, но когда мне исполнилось 7 лет, я вдруг почувствовал желание часами бренчать на рояле, издавая совершенно дикие звуки... Опять в доме начались скандалы, только другого порядка - меня не могли оторвать от рояля», - вспоминал в шутливом тоне Богословский.

Никите было 15 лет, когда он написал первую оперетту «Остров пяти крокодилов». Она шла в Ленинградской музыкальной комедии. Автору оперетты было обидно, когда строгие контролеры, проверяя билеты, наотрез отказались пропустить на премьеру автора музыки: они не знали в лицо молодого Богословского, а один из контролеров заявил:

- Рано тебе, мальчик, по опереттам ходить, вот будет утренник - тогда и придешь.

Большую роль в творческой судьбе Богословского сыграл выдающийся композитор Александр Константинович Глазунов. Он помнит первый день, когда пришел к композитору с юными коллегами со страничками клавира увертюры. Глазунов спросил собеседников о музыкальных вкусах, потом взял увертюру Богословского и сел к роялю. Не прошло и пяти минут, как Глазунов сыграл с начала до конца увертюру без единой ошибки, в точном темпе и со всеми нюансами. Это сильно поразило Богословского: « Я почему-то заглянул в рояль, потом под него, решив, что ноты где-то запрятаны. Но они лежали в отдалении на столе. Ошарашенный, я сидел молча, а Александр Константинович заговорщицки мне подмигнул и уронил на жилет сигарный пепел...» На другой день Никита узнал, что ему разрешено приходить домой к Глазунову раз в неделю, по воскресеньям. Так в жизнь Н. Богословского вошел А. Глазунов - «живой классик», как его тогда называли студенты Ленинградской консерватории. После учебы знаменитый учитель посоветовал поступить на композиторское отделение Ленинградского центрального музыкального техникума. Вместе с Богословским поступили в техникум Василий Соловьев-Седой и Иван Дзержинский (автор песни «Ты только одна виновата»).

Дальнейшее музыкальное образование Н. Богословский получил в Ленинградской консерватории у профессора П. Рязанова. После учебы очень много работал: написал музыку к фильмам «Остров сокровищ», «Александр Пархоменко» и «Олеко Дундич».

Знакомство с Сергеем Лемешевым

После завершения музыкального образования Никите Богословскому исполнился 21 год. Он думал - в каком направлении идти дальше? Написал третью оперетту «Как ее зовут». А когда был объявлен конкурс на лучшую песню о пограничниках - решил принять в нем участие. Нужны были стихи. Обратился к другу, писателю Матвею Тевелеву. Он ответил: «Я никогда стихи не писал. Но попробую. Может, получится». Прошло несколько дней, и, как бы стесняясь пробы пера в поэзии, Тевелев отдал Богословскому стихотворение «Письмо в Москву». Песня никак не давалась. После завершения работы композитор послал ее на конкурс. Результат был неудачный - ни премии, ни поощрения. И тогда сказал Богословский своим коллегам:

- Песни не для меня.

Конкурс на лучшую пограничную песню проходил в 1937 году. Автора музыки к фильму «Остров сокровищ» поддержал И. Дунаевский, сказал, что «он наверняка напишет хорошие песни». Рекомендацию Дунаевского поддержал Д. Шостакович. И как были правы оба композитора - Никита Богословский оправдал их доверие: многие его произведения вошли в золотой музыкальный фонд.

Через год Богословский приехал в Москву и был удивлен, когда увидел афишу концерта Сергея Лемешева, где в программе значилась его песня «Письмо в Москву». Как она попала в репертуар знаменитого певца? Можно было понять волнение молодого композитора. А голос Лемешева звучал в зале:

«Присядь-ка рядом, что-то мне не спится,

Письмо я другу нынче написал.

Письмо в Москву, в далекую столицу,

Которой я ни разу не видал.

Пусть будет ночь, пускай погода злится,

И пусть вступает сон в свои права,

Но я не сплю в дозоре на границе,

Чтоб мирным сном спала моя Москва...»

Об этом случае так вспоминает Богословский: «Набравшись смелости, в антракте пришел за кулисы, чтобы познакомиться лично с Сергеем Лемешевым. И был очарован его обаянием, простотой, природным артистизмом, дружелюбием. И артист попросил написать что-нибудь специально для него».

А в это время широко распевались в стране «Каховка» И.Дунаевского, «Орленок» В. Белого, «Партизан Железняк» М. Блантера, «Три танкиста» братьев Покрасс. И среди них вливались мелодии Богословского. Это был его творческий взлет: на стихи Б. Ласкина был создан напевный вальс «Спят курганы темные» и на большое событие - открытие Московского метро - пронизанная лиризмом, мягким юмором - «Песня старого извозчика» на стихи Я. Родионова. Эти песни исполнил Леонид Утесов, с которым Богословский еще не был знаком.

Композитор понимал различие между хорошей песней и песней, которая становится частицей целого поколения. И он работал над такой темой, когда писал музыку к фильму «Истребители». Помог поэт Евгений Долматовский, он передал стихотворение «Любимый город». Композитор вспомнил просьбу С.Лемешева, и когда песня была готова - они встретились в студии.

Своим артистическим дарованием Сергей Лемешев выразил в песне главное, что было в каждом - защищать любимый город, он должен спать спокойно и «видеть сны, и зеленеть среди весны»:

«В далекий край товарищ улетает,

Родные ветры вслед за ним летят.

Любимый город в синей дымке тает,

Знакомый дом, зеленый сад

и нежный взгляд...»

Встреча с Леонидом Утесовым

В творческой жизни Н. Богословского большую роль сыграло знакомство с Леонидом Утесовым. Но их встреча произошла не так, как с Лемешевым - не в концертном зале. Молодой композитор был очень красивый элегантный человек. На одном спектакле он познакомился с веселой и остроумной девочкой Дитой. Никита ей понравился, и она тут же с детской непосредственностью пригласила его на свой день рождения. Нужен был подарок. И он решил подарить девочке Дите вальс, который сочинил за два вечера. И он его назвал по имени юной подруги - «Дита». Среди взрослых гостей Никита увидел известных артистов, писателей и пианистов. Но он искал Диту. А вместо нее - смеющийся, поющий дядя Ледя. И он сразу вспомнил фильм «Веселые ребята». А это был Леонид Утесов - отец Диты. Так в жизнь Н.Богословского на многие годы вошел исполнитель первых песен Леонид Осипович Утесов. А дочь Утесова - Эдит (в музыкальном фонде имеется десятки дуэтов Л. и Э. Утесовых) сохранила юношеский подарок Богословского, и он прозвучал на 85-летии прославленного певца.

Многим песням Никиты Богословского дал путевку в жизнь Л. Утесов. Среди них: «Днем и ночью», «Чудо-коса», «Второе сердце», «Песенка шофера» и другие. А песня «Тем, кто в море» (слова Л. Ошанина) распевалась на праздниках моряков в дни Военно-морского флота:

«Ветер шумит, звезда за кормой.

В кубрике спит матрос молодой.

Матросу снятся девичьи косы.

Дома невеста ждет моряка.

Шире баян разверни, старшина,

Сердцу матросскому вторя.

Песня слышна, и послушна волна,

И подруга верна тем, кто в море...»

Знаменитая песня из фильма «Два бойца»

Когда началась Великая Отечественная война, Н. Богословский вступил в ряды московского народного ополчения. В Главном политическом управлении Красной Армии композитору было сказано, что музыка - тоже оружие в борьбе с врагом. Следом за песней «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого, которую страна слышала глубокой осенью 1941 года, появилась песня Никиты Богословского «Темная ночь» из фильма «Два бойца». Работа над картиной шла весной 1942 года. И вот как трудно она рождалась. Режиссер Л. Луков решил включить в фильм только симфоническую музыку (мол, идет вой-на - не до песен), но, как вспоминал Богословский, режиссер пришел к нему и сказал, что сцена в землянке без песни не получится. «Потом я сел к роялю и сразу, без единой остановки, сыграл ему мелодию «Темной ночи». Случай такого мгновенного сочинения песни в моей практике - единственный». Песня была включена в план фильма. Нужны были слова. Пригласили поэта Владимира Агатова, и он к вечеру написал стихи.

Пришлось разбудить М. Бернеса (он отсыпался после съемок), нашли гитару, и началась запись. Над фонограммой работали всю ночь. Бернес спел песню десять раз, а Луков все требовал: «Давайте еще раз повторим».

Есть интересный рассказ автора слов В. Агатова: «Когда стали испытывать пластинку, послышался хрип. Поставили другие пластинки. Такая же картина. Тогда решили исследовать матрицу. И тогда выяснилось: техник при записи песни плакала, и матрица была обильно полита ее слезами.

Песня «Темная ночь», спетая Марком Бернесом, неразрывно связана с войной, стала позывными тех грозных и героических лет. Обратитесь сегодня к участникам Великой Отечественной войны и попросите их назвать хотя бы пять известных фронтовых песен, и они обязательно назовут «Темную ночь»:

«Темная ночь, только пули свистят по степи,

Только ветер гудит в проводах,

тускло звезды мерцают.

В темную ночь ты, любимая,

знаю, не спишь,

И у детской кроватки тайком ты

слезу утираешь.

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,

Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!

Темная ночь разделяет, любимая, нас,

И тревожная, черная степь пролегла

между нами...»

В январе 1943 года Н. Богословский был направлен в Беломорск Карельского фронта. Тогда на фронтах имелась штатная должность писателя. «Мы писали очерки, листовки, лозунги, стихи и песни», - рассказал при встрече с композитором А. Твардовский. А Богословский являлся композитором фронта, он создал военный ансамбль, проводил концерты перед бойцами и офицерами. Широко распевалась песня Н. Богословского на стихи Е. Долматовского «Лизавета». В конце 1943 года она впервые была записана на радио в исполнении Георгия Абрамова:

«Ты ждешь, Лизавета,

От друга привета,

Ты не спишь до рассвета,

Все грустишь обо мне.

Одержим победу,

К тебе я приеду

На горячем вороном коне...»

Близким для защитников Родины был «Солдатский вальс». В этой песне, которую принес на фронт Л. Утесов, была ярко выражена уверенность в разгроме врага и скорой встрече с любимой:

«Закончив походную службу,

За мирным домашним столом

Припомним солдатскую дружбу,

Солдатскую кружку нальем...»

На тему этой песни у меня был разговор с В. Бунчиковым, и он мне сказал, что после Л. Утесова тоже записывал «Солдатский вальс» в самом конце войны, но, видимо, запись не сохранилась. Меня этот факт заинтересовал. Хотелось мне обрадовать Владимира Александровича, и я задался целью найти эту песню. Помогли московские радиожурналисты. И надо было видеть радостное лицо певца, когда он услышал свой голос, записанный в 1945 году.

«Помнишь, мама моя, как девчонку чужую...»

Есть такие песни, над которыми время не властно. Это десятки русских народных песен и песни советских композиторов. Среди них прекрасный лирический цикл создал Никита Богословский. Трудно назвать какую-то другую песню о самом близком человеке для каждого - о матери, которую в начале пятидесятых годов написал композитор с поэтом Николаем Доризо - «Помнишь, мама?». Пели ее Леонид Кострица, Виталий Власов, Евгений Кибкало, но как ее спел первый исполнитель Сергей Лемешев - ему нет равных:

«Помнишь, мама моя,

Как девчонку чужую

Я привел тебе в дочки,

Тебя не спросив?

Строго глянула ты

На жену молодую

И заплакала вдруг,

Нас поздравить забыв...»

Не менее популярными песнями этих авторов были «Давно не бывал я в Донбассе», «Мужской разговор», «Московские улочки», «Песня об одиноком друге», «Песня выпускников».

Интерес к композитору Н.Богословскому у меня с каждым годом возрастал: чаще всего покупал пластинки, где значилась его фамилия. И вскоре встретились мне еще две лирические песни: «Ты да я» и «Дождик» (обе исполняли дуэтом В.Бунчиков и В.Нечаев). Мне рассказывал В.Бунчиков, как их часто на концертах просили исполнить лирико-шутливую песню «Ты да я»: «Трудным был последний куплет: одному из героев нужно была «заплакать», и такая доля выпала мне. Виктор Кнушевицкий, руководитель оркестра, делал несколько попыток, чтобы запись была без погрешностей. И нам она удалась»:

«Ох, есть у нас агроном,

Эх, да косы длинные!

А глаза, друг, бирюза, друг,

И зовут Галиною.

Мы в нее влюблены,

Ты да я, да мы с тобой,

Оба ходим, глаз не сводим

С нашей Гали дорогой.

По причине таковой

Разругались меж собой,

Ты да я, да мы с тобой…»

Работая над этим очерком, я просмотрел весь список песен Н. Богословского из своей фонотеки (их у меня 185) и обратил внимание на исполнителей: ведь их пели прекрасные артисты советской эстрады - Георгий Виноградов («Аленушка», «Березонька», «Влюбленный коногон», «Звезда моих полей»), Иван Шмелев («Спят курганы темные», «Где ты, утро раннее»), Георгий Абрамов («Василий Васильевич», «Бывалый старшина», «Три года ты мне снилась»), Ружена Сикора («Неужели в самом деле», «Приходи скорей»). И список этот можно продолжить.

В заключение хочу рассказать об одном вечере в Центральном Доме журналиста в Москве в июне 1986 года. Он посвящался поэту-песеннику Михаилу Таничу, на стихи которого Богословский написал несколько песен.

Две из них: «В ответ на твой обман» и «Песню о киномеханике» исполнил наш земляк Валерий Золотухин:

«Маков цвет, липов цвет -

Такая красота!

Все места на земле -

Лучшие места.

Все почти, как в кино,

И я почти ковбой,

А уйду - мы еще

Встретимся с тобой...»

Никита Владимирович Богословский оставил заметный след в советском музыкальном искусстве. Он отмечен почетным званием «Заслуженный деятель искусств РСФСР» в 1968 году, а в 1983 году ему было присвоено звание народного артиста СССР. Его лучшие произведения - это признание в любви к своей Родине и своему народу. Он умножил число высоких образцов массовой песни, начатое великим Дунаевским. Его мелодии еще многие годы будут жить в памяти благодарного народа, которому он отдал свой большой талант.

Виктор ДЕНИСОВ

Фоторепортаж
Блоги