На Томск посмотрели, себя показали

Выпускники губернаторской программы встретились и обстоятельно поговорили за жизнь

00:00, 22 марта 2011г, Экономика 1654


На Томск посмотрели, себя показали Фото №1

Открытое совещание выпускников губернаторской программы подготовки кадров (в сфере предпринимательства) состоялось в Алтайском бизнес-инкубаторе. Мероприятие прошло в неформальной обстановке, за чаем. Что, несомненно, помогло завязаться более дружескому и доверительному общению. Словно за столом собрались не успешные предприниматели с несколькими высшими образованиями, а бывшие одноклассники или, правильнее, студенты.

Бизнес-леди и джентльмены

12 руководителей и специалистов малых и средних предприятий познакомились друг с другом и с организаторами встречи еще два года назад. Тогда эта дюжина вместе с другими алтайскими бизнесменами составила первый кадровый набор.

Процесс шел под руководством представителей администрации края и специалистов Алтайского регионального ресурсного центра (АРРЦ). Учеба велась с частичным отрывом от производства на время очных сессий. В течение девяти месяцев слушатели посетили 500 часов занятий.

Когда закончилась теоретическая подготовка, те самые 12 лучших, наиболее подготовленных учеников отправились на стажировку в Томск. Там делегаты-практиканты знакомились с работой предприятий, успешно справляющихся с последствиями кризиса. И вот теперь кураторы программы снова собрали их вместе. Мол, хорошо бы узнать, насколько удачным оказался эксперимент с повышением квалификации.

Встречу открыл начальник крайуправления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, директор АРРЦ Евгений Дешевых:

– Для нас очень важно услышать о ваших успехах. Ведь в этом есть и наша заслуга. Мы готовы к любой критике относительно
оргмоментов, если таковая имеется, вместе хотим подвести итоги. Предложения повысят эффективность программы. И ответы на возникающие вопросы лучше искать коллегиально. Главная задача состоит в оказании вам посильной помощи при участии в других программах поддержки бизнеса.

Есть контакт

Что же, успехи действительно имели место, впрочем, как и яркие впечатления. Разговор сразу оживился. Порой даже в ущерб временному регламенту выступлений. Но дискуссия того стоила.

Например, глава крестьянско-фермерского хозяйства из Кытмановского района Александр Распопин на томскую стажировку поехал с конкретной целью: познакомиться с организацией работы в одной из хлебопекарен.

– Наш семейный бизнес - сельскохозяйственное производство и розничная торговля, - рассказывал Александр Дмитриевич. – Тот же хлеб в магазины мы привозим из соседнего Заринска. Так как на весь наш район осталась всего одна пекарня, да и та не может полностью удовлетворять потребности населения. Тратить деньги на доставку накладно, к тому же зимой продукт в дороге быстро остывает. Гораздо выгоднее открыть собственную пекарню, чтобы булки-буханки поступали в продажу с пылу с жару.

По словам главы хозяйства, в Томске он посетил крупный пищевой комбинат, изучил процесс приготовления тортов в кондитерском цехе. Хотя тут же оговорился, что с применением этих знаний на практике придется подождать – не тот пока масштаб у его предприятия.

- А вот поход на мини-пекарню принес настоящую пользу, - считает практичный Распопин. – Производство там открылось совсем недавно. Хозяин начинал с нуля. Следовательно, мне очень пригодятся и его расчеты затрат, и советы по планировке помещений, и помощь в выборе оборудования.

Начальник крайуправления Евгений Дешевых заметил, что для начинающего пекаря вполне можно устроить еще несколько предметных встреч. Но уже с алтайскими коллегами. Именно с теми, кто только-только организовал подобное дело. И, кстати, если томский опыт еще нужно адаптировать к нашим условиям, то за ближними коллегами «поправок на ветер» гораздо меньше.

– Являясь владельцем салона оптики, столкнулся с проблемой: недостаток коллег, готовых поделиться опытом, - вступил в беседу директор фирмы «ПФ-ВУД» Николай Петров. - А поездка в Томск получилась крайне удачной и эффективной. Там я увидел высокий уровень сервиса, узнал, как предприятия приспосабливаются к условиям рынка и конкуренции. Развитая стратегия повышает стандарты качества производства и обслуживания.

Немного критики

– Кое-какие проблемы во время стажировки все же возникали, - отметил коммерческий директор компании «Умный Дом – Алтай» Евгений Ульрих. – Далеко не все предприятия готовы были идти на контакт. Приходилось много времени тратить на завязывание знакомств, так сказать, на взаимную притирку. В нас видели реального конкурента.

По словам бизнесмена, когда выяснялось, что он приехал не воровать идеи, а заключать длительные контракты о сотрудничестве, принимающая сторона быстро оттаяла. Тогда и начинались настоящие переговоры.

- Хотя руководители нескольких компаний все-таки дали от ворот поворот, - посетовал директор. - С самого начала отказали во встречах. А ведь протокол взаимодействия был заранее согласован, план поездки утвержден. В общем, немало времени потратил впустую.

Однако коллеги по экспедиции подсказали своему товарищу, как нужно действовать. Подобные трудности у них решались сами собой, как только предприниматели сообщали, что представляют не просто отдельную компанию, но весь Алтайский край.

Многие из присутствующих просили внести корректировку и в будущие графики стажировок. Они сошлись в едином мнении: встречу с выпускниками программы лучше организовывать перед поездками. Как говорится, провести рекогносцировку: уточнить списки контактных организаций, наметить дополнительные интересные встречи. Организаторы пообещали учесть пожелания.

Социальная активность

За неделю, проведенную вдали от родных мест и предприятий, бизнесмены успели немного отдохнуть. Гости с удовольствием посмотрели на Томск исторический в ходе городской экскурсии. Качество приема, с профессиональной точки зрения, оценила директор барнаульского турагентства «Солнечный рай» Оксана Едыкина:

– Наш экскурсовод смогла передать нам всю свою любовь к городу. Рассказывала с неподдельной гордостью, позитивно. Барнаульцам тоже необходимо научиться так встречать гостей. Чтобы о столице края у всех складывалось самое благоприятное впечатление.

Свою поездку Оксана считает вдвойне удачной. Ибо второе направление ее деятельности – участие в благотворительным фонде поддержки детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. А во время стажировки даме удалось пообщаться с сотрудниками отдела пропаганды ГИБДД Томской области.

Томичам пришлась по душе идея предпринимательницы. Она предложила провести акцию, чтобы в определенный день на дорожных постах инспекторы не только проверяли документы, но и приглашали водителей сдавать кровь. Инициативу полицейские встретили с энтузиазмом.

Оказалось, что организация благотворительных мероприятий интересует еще одну бизнес-леди. Директор сети розничной торговли из Тогульского района Ирина Ральникова внесла в график своих посещений фонд поддержки детей, больных раком.

– Ничего удивительного, - объясняет Ирина Николаевна. – У предпринимателей района каждый рабочий день, словно день открытых дверей - постоянно кому-нибудь нужна материальная помощь. В томском фонде имени Алены Петровой мне объяснили: не тыкайтесь во все стороны, выберите ключевое направление помощи. А то и два, и три – в зависимости от возможностей… Скорее всего, мы выберем в подшефные детский сад или школу.

– Эффективность губернаторской программы определенно видна, - резюмировал в конце встречи Евгений Дешевых. - Особенно радует, что весь первый выпуск как на подбор получился таким социально ориентированным. Надеемся, что вы теперь и между собой наладили обмен информацией.

По его мнению, развитие дальнейшей деятельности слушателей – лучшее доказательство результативности подобного обучения. Бюджетные траты окупятся в первый же год работы предприятий с подготовленными кадрами. Значит, есть необходимость продлить действие программы.

Нелли ФИЛИМОНОВА

Фоторепортаж