Император в 3D

Журналист «Алтайской правды» Сергей Тепляков написал книгу о великом корсиканце

00:00, 15 марта 2011г, Культура 1718


Император в 3D Фото №1

Сам автор определяет жанр своего повествования как «реконструкция эпохи» и, представляя свое произведение на суд читателей, пишет: «Век Наполеона» - это первая книга о наполеоновской эпохе в формате 3D. Она является «волшебными очками», при взгляде через которые события, вещи, люди и их поступки приобретают объем. Само пространство эпохи впервые стало многомерным. Книга позволяет разглядеть крупное до мелочей, а мелкое во всех подробностях».

Надо сказать, что о наполеоновской эпохе на сегодняшний день написано очень много, в том числе в России. Достаточно назвать книги знаменитого академика Евгения Тарле «Наполеон» и «Нашествие Наполеона. 1812 год». И тем не менее даже на таком фоне книга Сергея Теплякова выглядит небезынтересной. В ней последовательно - с множеством как трагических, так и комических подробностей - прослежена история французской оккупации Москвы; проанализирован феномен народной войны в наполеоновскую эпоху – не только в России, но и в Испании, Финляндии, Тироли, Пруссии; рассмотрены вопросы тогдашней военной медицины. Много рассказывается о бытовой стороне жизни на войне – в походе, в бою, в плену. Можно узнать, к примеру, и о том, что шприц изобрел Блез Паскаль еще в 1648 году, а носить довольно откровенные наряды молодые дамы начали вовсе не в наши дни, а как минимум на 200 лет раньше.

В будущем году исполняется 200 лет Первой Отечественной войне. В разные времена к ней относились по-разному. Тепляков сообщает о том, что когда перед 100-летним юбилеем в 1911-1912 годах начали отыскивать ее памятники, в газетах появились печальные новости. О находящейся в одной из церквей могиле геройски погибшего на той далекой войне генерала Якова Кульнева писали: «Церковь бедная, неотложно нуждающаяся в капитальном ремонте. Пол церкви крашеный, деревянный, совсем прогнил. Подходишь к гробнице героя и чувствуешь, как трещит пол – того и гляди, провалится». Написано о могиле генерала Отечественной войны 1812 года, а вспоминаются тут же солдаты Великой Отечественной, чьи останки до сих пор лежат незахороненными в Мясном бору и других местах жестоких сражений. Все у нас так - и далеко, и близко и по-прежнему.

Впрочем, вернемся к книге. Те, кто знаком с творчеством Теплякова-журналиста, а таких людей и в нашем крае, и за его пределами хватает, без труда узнают его руку и характер и в «Веке Наполеона». Неизменная напористость, нередко безапелляционность утверждений и выводов могут одновременно и восхищать, и раздражать, но тем не менее вновь и вновь привлекать внимание читателей. Такие же чувства, как преклонение перед давно определенными обществом авторитетами, автору, похоже, и вовсе не знакомы. Особенно достается на орехи графу Толстому. Изображение ряда знаменитых сражений той эпохи Тепляковым выполнено довольно своеобразно и напоминает рецензии на концерты симфонических оркестров:

« ...В четвертом часу пополудни вдруг подошел Дезе с шестью тысячами человек и вместо реквиема получилась вполне себе бодрая токката в быстром движении и четком темпе».

«…2 сентября французы вступили в Москву. Наполеон хотел видеть в этом что-то вроде оратории, однако это были первые звуки бетховенского траурного марша… Дальше были пожар, новые ариозо на тему «Здесь заканчивается Русская кампания», Тарутино и, наконец, начало отступления. Начало конца».

По мнению автора, Египетский поход Наполеона был «элегией – пьесой печального характера», на Сирию он пошел, «чтоб хоть как-то отвести душу», а на Россию потому, что «… столько лет охотившись на зайцев, Наполеон решил взбодрить себя охотой на серьезного зверя».

Наверняка - и не только среди историков – найдутся люди, с подобными утверждениями не согласные, равно как и с заявлением автора, что война вообще не в пример интереснее мира, однако такого понятия, как авторская позиция, пока, по счастью, никто не отменял, и Тепляков ее высказывает вполне однозначно. Особо примечательны в этом плане такие строчки: «Сейчас нам кажется, что люди были одинаковы во все времена. Это так, да не так. Главное, что отличает нас, нынешних, от людей девятнадцатого века: они знали, для чего живут. Мы соревнуемся с соседями, а они тягались с богами – об этом в главе «Религия Наполеона». Ну да, они не были совершенны - об этом в главе «Времена и нравы». Ну, а об эпохе в целом - в книге Сергея Теплякова «Век Наполеона».

Резюмировать все вышесказанное хочется в форме диалога, в котором людям, имеющим привычку к чтению, приходится участвовать довольно частенько:

- Читал книгу Теплякова «Век Наполеона»?

- Нет. А интересная?

- Интересная. Найди, почитай.

Фоторепортаж