Мечты сбываются, если упорно стремиться к цели

00:00, 11 марта 2011г, Культура 2271


Мечты сбываются, если упорно стремиться к цели Фото №1

Руководитель вокальной студии отказалась взять школьника Александра Головкова в свой коллектив. Позже его не приняли в Московскую консерваторию имени Чайковского и отправили вместо этого в музыкальное училище. На конкурсах, в которых участвовал, он не получал никаких высоких наград. До определенного момента.

 

Не время…

На самом деле эта история вовсе не о неудачнике. Совсем напротив: это рассказ о том, кто родился в маленьком алтайском городке, а теперь поет на лучших сценах столицы. О том, к кому каждая удача приходила в свой назначенный час.

- Жил я не тужил, пока однажды Ирина Васильевна мне не сказала: «Ты должен петь. Я это вижу. Я слышу!» И пришлось ехать в Москву, – смеется Александр.

Ирина Логинова – тот самый суровый руководитель, что отвергла просьбы матери Саши о принятии сына в вокальную студию. Тогда Александр учился в седьмом классе, ходил в музыкальную школу и играл в школьном оркестре на трубе. И тут вдруг понадобилось спеть песню. Все знали: у Головкова голос есть. Он вышел и спел, после чего мама и попыталась устроить его в «Сольвейг». Но Саша попал туда только через три года.

- Видно, было не время, – задумчиво произносит сегодняшний Александр.

Этой фразой придется объяснить еще многое в его жизни – потому что других толкований нет.

С десятого класса он ездил на различные вокально-музыкальные конкурсы, от краевых до международных. Саше было непросто: он пел слишком уж «серьезно», почти оперным голосом – и не получал признания среди более «легких» исполнителей. А преуспеть на стезе оперного пения не мог из-за недостатка соответствующего образования. Поэтому старался петь «серьезную эстраду» (как Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон), но овации срывал редко. Никогда не брал первых мест. Все говорили: бросай, не твое! И только однажды на Всероссийских Дельфийских играх в 2005 году председатель жюри спросила Александра, нет ли в Барнауле музыкального училища. Узнав, что есть, посоветовала поступать туда – сразу на второй курс.

Саша покивал смущенно - и поехал покорять Московскую консерваторию: абсолютно все воспитанники «Сольвейга» так или иначе, но уехали в Москву.

 

Прецедент

- Есть такая байка про Шаляпина, – вспоминает наш герой. - Как-то раз едет он с извозчиком. И тот у него интересуется: «Барин, а ты где работаешь?» - «Я пою», - отвечает Федор Иванович. «Да я тоже пою… я тебя спросил, чем ты на жизнь зарабатываешь?» История очень современная. Многие люди не воспринимают пение как профессию, которая требует труда и может приносить доход. И моя мама в это тоже не верила. В нашей семье не было никого, кто бы профессионально занимался творчеством.

Александр решился все же создать прецедент… Что само по себе нелегко. А уж переезд из провинции в столицу – когда это было просто? Но… наш герой вообще-то уже был студентом, и весьма успешным. Он учился в АлтГУ на экономическом факультете, изучал секреты государственного и муниципального управления. И как совместить учебу на дневном отделении с новыми столичными перспективами, он не представлял.

По всем законам сказки в этом месте должны были появиться какие-нибудь добрые феи. И они появились.

- Я безумно благодарен декану экономического факультета Ольге Мамченко и декану заочного отделения Ирине Стрижкиной, – восклицает Александр. – Ведь на моей специальности не было заочного отделения! Тогда я пошел и просто поговорил с этими чудесными женщинами по душам. И был найден совершенно легальный выход: по закону, если студент учится в двух вузах сразу, ему позволено свободное посещение в одном из них. Тут все зависит от личных качеств руководства на кафедре… Поймут или нет. Меня поняли! Мне невероятно повезло: раньше на моем факультете подобное не практиковалось никогда.

Но против оказалась… мама. Да, когда-то она сама хотела, чтобы Саша пел в «Сольвейге». Да, безусловно, ее мальчик талантлив. Но кому он, этот талант, сегодня гарантирует кусок хлеба, не говоря уже о масле?..

- В конце концов она все же согласилась. Только поставила условие: я должен обязательно, несмотря ни на что, получить диплом АлтГУ! Условие я принял, – вспоминает Александр и улыбается.

 

Здесь и там

Тогда-то и началось, как выражается Александр, «самое веселое время в его жизни»: учеба в АлтГУ и в Московской консерватории одновременно. Он туда все же поступил, хоть и не с первого раза - сказали, что по уровню молодой человек пока дотягивает лишь до колледжа.

- Поступать в колледж после обучения в высшем учебном заведении – это был, конечно, суровый удар, - признает Александр. – Такой шаг назад, казалось бы! Это посеяло еще большие сомнения у родных. Но я решил не отступать.

Вместо положенных четырех лет Александр проучился в колледже лишь год. За это время преподаватель Борис Кудрявцев успел вытянуть Головкова на уровень, который требовала консерватория им. Чайковского. Но со счастливого дня зачисления в консерваторию настоящие трудности только начались. Александр никогда не жил так далеко от дома. Позже, естественно, появились друзья, но первое время было сложно. И по сей день Москва не стала ему родной: атмосфера снобизма оказалась реальностью, в которой приходится жить. Александр говорит об этом так:

- В Москве люди с годами становятся злее. И это не их вина. Там мир такой, что лжи и подхалимства гораздо больше. У меня нет претензий к самому городу! Но на Алтае добрых людей больше…

Александр очень скучает по родине и в ночь перед долгожданным визитом домой не может уснуть. Для него столица – это прежде всего высочайшего уровня культура. Ради профессии Саша бросил курить и даже похудел за год на 30 кг! (Решил, что стокилограммовый романтический герой превратил бы оперу в фарс - сел на диету, каждый день занимался на велотренажере.)

- То, что оперный певец должен быть дородным – миф! – заявляет Саша. - Только сила грудной клетки имеет значение, а вовсе не твой вес. Такие люди, как Паваротти или Кабалье – просто исключение из правила. Настоящий оперный певец красив, строен и атлетичен. Я и раньше ведь, в Новоалтайске, пытался худеть, только не получалось! А когда собрался в Москву - просто не осталось выбора.

 

«Онегин» по-китайски

Александр в числе своих увлечений назвал бы путешествия и иностранные языки - если бы только было больше свободного времени на полноценное хобби. Пока же напряженный график учебы и различных конкурсов не оставляет свободной минуты даже на встречу с друзьями. Занятия вокалом – тяжелый труд.

- Перед конкурсом, в дни подготовки, я просыпаюсь в 8.45, – делится Александр. - Не выспишься – день насмарку, сон – единственное, что дает силы голосовому аппарату. Голосовые связки – это ведь мышца, и ее по-настоящему качают, когда поют. Потому соблюдать режим очень важно, тогда не будет сбоев вегетативной системы. К 10 часам я выезжаю. Через полчаса начинаю заниматься (то есть заучиваю новые произведения либо повторяю уже пройденные по полчаса, одно за другим). А еще концерты, гастроли, другие занятия в консерватории, тоже связанные с пением… В итоге получается, что пою неделями. Ложусь спать в 24.00.. А когда устаю петь – занимаюсь спортом!

А ведь многим и в голову не приходит, что от пения можно устать… Между тем это занятие не всегда мешает алтайскому певцу смотреть на другие города. Так, Саша объездил со своим курсом все «Золотое кольцо России». А в прошлом декабре у Александра случилась и вовсе экзотическая поездка. У ректора Московской консерватории был заключен договор с ректором консерватории в Пекине для обмена студентами. Китайская сторона попросила поставить у них оперу «Евгений Онегин».

- С сентября по декабрь наши дирижеры, режиссеры, концерт-мейстеры выезжали туда в командировки – заниматься с китайскими студентами. А в декабре туда поехали и мы, – вспоминает Саша. – Есть такой негласный закон: опера во всех странах исполняется только на языке оригинала, без перевода. Планировалось, что первый спектакль споют на русском, второй – на китайском, а третий будет смешанным. Но китайская сторона вдруг стала настаивать на том, что первым спектаклем должен быть непременно китайский! Чуть было международный скандал не разразился!.. В итоге сошлись на варианте «ни вашим ни нашим» - первый спектакль был смешанным. Онегина играл русский, я исполнял партию Ленского, а Татьяну играла китаянка… И эта Татьяна оказалась потрясающей, кстати. Она на тот момент (в отличие от меня) была профессиональной певицей, пела великолепно.

Александру доводилось петь по-немецки, по-казахски и по-итальянски. Он мечтает побывать в Италии и уже пять лет изучает язык солнечной страны (по любви и по долгу службы: все наиболее известные оперы как-никак «итальянки»).

*   *   *

Все, ради чего было потрачено столько усилий, во что никто, кроме Александра и его учителей, особенно не верил, вдруг пришло к нему в ушедшем году Тигра (именно под этим знаком Александр и рожден). Однако наш герой пока решительно отказывается считать достигнутое достижениями. Он уверен: его победы еще впереди.

Достигнутое - не достижения

- Александр Головков весной 2010-го получил вторую премию на конкурсе оперных исполнителей в Москве. Потом стал серебряным призером Девятых Всероссийских игр в номинации «Академическое пение», – перечисляет Марина Александрова, пресс-секретарь администрации Новоалтайска. - Стал лауреатом премии президента РФ в рамках нацпроекта по поддержке одаренной молодежи. В сентябре, на конкурсе всемирно известной оперной певицы Бибигуль Тулегеновой в Казахстане Александр взял приз за лучшее исполнение на казахском языке. А в декабре на Пятом Международном конкурсе искусства и образования завоевал Гран-при. В конце года Александр Головков признан одним из лучших учеников Московской Государственной консерватории имени Чайковского (наряду с Тихоном Хренниковым-младшим), за что получил премию от министра культуры.

Татьяна КРИКУН (фото из архива Александра Головкова)

Фоторепортаж