Поющая душой

Заслуженная артистка России Татьяна Петрова мечтает о концерте на новом мосту через Обь

00:00, 25 февраля 2011г, Культура 2012


Поющая душой Фото №1

Посетив музеи Барнаула, дав мастер-класс в музыкальном колледже и концерт в краевой филармонии, один из лучших голосов России Татьяна Петрова предложила невиданное дело.

Сначала во время своего удивительного по эмоциональному воздействию выступления, потом, беседуя с директором филармонии Еленой Надточий, режиссером Мариной Шаульской, руководителем филармонического университетского оркестра Николаем Корниенко и корреспондентом «АП», она сказала:

- Когда я гуляла по городу, вдруг стала мечтать: а что если на новом мосту через Обь собрать два русских оркестра и дать концерт? Вот это был бы праздник! Прогремели бы песни на всю красоту сибирскую!

В Венеции я один раз видела подобное, но там - маленький мостик, стоячая вода и оттого… пахнет нехорошо. И представьте простор сибирский! Новый мост, звучат оркестры, лодочки-моторочки, катера внизу… И берега заполнены людьми. Представляете, какая это радость? Такого праздника ни у одного города не было! Пригласим потрясающих солистов, я позову Владимира Моторина – лучший бас. Мы сделаем настоящий великорусский концерт на мосту!

- Проект хороший, но ведь надо технически его осилить. Нужна трансляция – озвучание, экраны - ведь народ будет стоять далеко.

- Я в музее про Ползунова узнала – неужто у вас его продолжателей не найдется? Клич бросить надо!

- А вы приезжайте к нам на Шукшинские дни, на Пикет!

- Пикет я люблю. Я никогда не была на празднике, но знаю людей, которые мечтали о нем и сделали его. Скульптор Вячеслав Михайлович Клыков (автор памятника на Пикете. – Прим. авт.) был моим другом. Я видела, как все рождалось, обсуждалось в мастерской. Я посмотрела много видеоматериалов - их мне присылали Анатолий Заболоцкий и Ольга Шукшина.

Спеть на Пикете – это, конечно, честь. Я знаю любимые песни Шукшина, они все инструментованы. С новосибирским оркестром я записала диск «Чистые снега» на стихи моего друга, потрясающего поэта Константина Скворцова. У него есть песня, посвященная Шукшину. Если я приеду, сделаю инструментовку и спою.

- Вы у нас, наверное, будете первой профессиональной певицей на Пикете. Чаще всего мы обходимся самодеятельностью.

- И это правильно – когда от народа, от корней… Я в Сростках была восемь лет назад, у меня остались хорошие воспоминания о доме-музее.

У меня, наверное, генетическая любовь к Шукшину. Потому что он похож на моего отца: смотрю на Василия Макаровича, у меня прямо сердце екает. С Олей Шукшиной мы познакомились, когда я приехала на престольный праздник в Иваново - выступала там с благотворительным концертом. Она с сыном Васенькой была при храме, мы с ней подружились. Характер у нее шукшинский.

- Как вы к Богу пришли?

- Я жила в деревне, была не крещена. Однажды на Пасху лежала на печке за занавеской. Тут пришли мои родные, дверь открывают – я, радостная, занавеску отодвигаю, она рвется, и я… падаю в открытый подпол – мама туда пошла. А это метра четыре.

Я лежала в коме два дня. Меня повезли в Алапаевск крестить, чтобы потом можно было отпеть. И во время причастия я очнулась. Первое, что я помню - красной тряпицей мне вытирают лицо… Я воскресла, и с шести моих лет пошла моя другая жизнь…

– Вы сегодня виновник торжества, – обращается Петрова к Корниенко. – Ведь я пою, как живу. У меня ритм плавающий: могу так, могу эдак – потому что душа так просит. И инструментовки сложнейшие. А оркестр-то студенческий… И как они меня ловили! Если б с симфоническим оркестром певица так «гуляла»: здесь вздохнет, здесь захочет потянуть, а там оборвет – все бы, наверное, исказилось…

- Обратили внимание, какой у нас на Алтае хороший слушатель?

- Да, мне понравилось. Ведь иногда аплодисменты мешают, разрушают концерт. А здесь такая тонкость: они вначале напитывались, а потом отдавали свою любовь.

Вот ещё бы защитить звуковое пространство сибирское! Куда ни пойдешь, жуткая реклама уши режет… Защититься бы культурой классической!

- Есть люди, которые просто заболевают от этого физически, не могут ездить в общественном транспорте…

- Власть музыки сильна и страшна. Потому что музыка действует на подсознание, она может человеком управлять и он не может защититься. Приходишь в Москве на рынок – там только восточная музыка, в каждой палатке свой магнитофон. А что транслируют в центральных магазинах? Я без плеера туда не хожу… Подумайте, как можно защитить сначала на одном рынке, потом в одном магазине...

- Песня «Шумел камыш» зазвучала в вашем исполнении совсем по-другому…

- Ничего охального в русской культуре не было - все очень серьезно и по-настоящему драматично. А дальше уже деньги дело сделали… Наследие нам огромное оставлено. Например, «Коробейники» - это такое чудо, подлинный сказ о любви. У нас же все заканчивается на «расступись ты, рожь высокая...» А ведь все не так. Дальше-то было о том, как он ее полюбил, хотел к ней вернуться. Он был коробейником (то есть новым русским) – и его убили! Это все про нашу жизнь сегодняшнюю сказано Некрасовым. Но отсекается на третьем куплете. Получается мультяшно-мультяшно: встретились и все. А ведь история продолжается всю нашу жизнь.

Наш концерт посвящался Лидии Андреевне Руслановой. Она пострадала за историю, страну, за то, что была великой народной певицей. Ей буквально за два месяца до кончины вернули звание заслуженной… Надежда Плевицкая умерла во французской тюрьме. Пришли немцы и разрыли могилу в 1943 году, чтобы убедиться в том, что она умерла. Настолько боялись они магической силы ее голоса. Она была доминантой радости, счастья и призвания русского.

Людмила Георгиевна Зыкина… Сейчас говорят только о ее бриллиантах. Но она создала Великорусский оркестр «Россия»! Мастера, русские Страдивари, для нее создали лучшие инструменты, потому что люди любили ее. Вы не представляете, как звучит ее оркестр! Я пела с ним в Татьянин день в храме, и это было чудо. Эпоха ее голос подняла и полюбила своими струнами живыми. А она, великая певица, последние годы жила тем, что сдавала свою квартиру… А все только о бриллиантах…

Я спела с коллективом Зыкиной - для меня это победа. После этого собрались в трапезной, там были не дилетанты, но, в общем, немузыкальные люди -Валентин Распутин, Валерий Ганичев, Владимир Крупин, академики Минатома. И каждый встает и говорит слово о русской песне. Как нам стыдно, что мы ее не знаем… Я встаю и говорю: «Дорогие мои, это для меня высшая похвала. Потому что в сегодняшнем концерте ни одной народной-то песни и не было!»

А что такое русскость? Это когда любое светлое в жизни воспринимается как общее, соборное…

- Песню «Сладка ягода» на стихи Роберта Рождественского, рожденного на Алтае, тоже все считают народной…

- Я попросила поэта Константина Скворцова: «Напиши такую песню, чтобы все задрожали!» Потрясающую написал - «Вера, Надежда, Любовь». И кому отдать слова? Автору «Сладкой ягоды», которую я очень люблю, Птичкину! Удивительная совершенно песня получилась. Для меня такая честь – Зыкина взяла ее в репертуар, у нее она звучала как песня гражданского сопротивления. Зыкина – такая величина – и ее никто не пустил с этой песней ни в один эфир!..

…Мы почему-то очень любим осуждать. Кто-то имеет дом – ах, какой счастливый! И никто не знает, каким трудом все достается. Я вспоминаю Вячеслава Клыкова, удивительный был человек. Скажешь: ничего не получится, он же: «А я верю, что получится!» И работал по 22 часа в сутки. Он перекладывал тонны цемента, бетона – все сам. Около него всегда были художники, писатели со всей страны. Он со всеми разговаривал, Клыков всех окормлял.

Дар продавать нельзя, надо его отдавать людям. Это очень важно. Мы должны действовать сообразно своему назначению – не за грош, а за душу.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал ей такую оценку: «...Творчество народной певицы России Татьяны Юрьевны Петровой отличается высокой духовностью, приверженностью к народным песенным традициям и высочайшим талантом».

Справка «АП»
Татьяна Петрова - заслуженная артистка России. Родилась 19 сентября 1957 года в поселке Буланаш Артемовского района Свердловской области.
Любовь к русской национальной культуре зародилась у Тани еще в детстве. Маленькую Таню всегда окружали песни, сказки, поверья. В семье все пели. Бабушка наставляла внучку: «Не пой худой песни добрым людям!» С тех пор певица следует этому завету.
Пятнадцатилетняя Татьяна выдержала конкурс в Государственный Уральский народный хор, пела в нем. Затем уехала учиться в Москву, где окончила музыкальную школу, отделение сольного народного пения Музыкального педагогического училища имени Ипполитова-Иванова, Музыкальный педагогический институт имени Гнесиных и аспирантуру. Одновременно с учебой в училище работала в Ансамбле народной музыки под управлением Дмитрия Покровского, а в 1978 году стала солисткой «Москонцерта».
Татьяне Юрьевне очень повезло в жизни, потому что в свое время ее заметил и согрел своим духовным напутствием ныне покойный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Он, предвидя назначение молодой певицы, сказал ей: «Не зовись артисткой, зовись народной певицей. Потому что ты не артистка, ты, когда поешь, каждый раз проживаешь». А потом добавил: «Ты должна не тешить, а утешать людей». Девизом каждого выступления певицы стали слова: «Чем труднее времена, тем нужнее песня».

Фоторепортаж
Блоги