В центре внимания - учитель

Для сферы образования всей страны 2010 год, объявленный Годом учителя, был особым

00:00, 23 февраля 2011г, Общество 1451


В центре внимания - учитель Фото №1

В Алтайском крае масштабная подготовка к нему началась заранее. В последние несколько лет построены 24 новые школы, а 250 зданий капитально отремонтированы. Модернизирована система школьного питания, благодаря чему 575 крупных школ (то есть почти половина всех учебных заведений, имеющих пункты питания) получили новое оборудование для столовых. И во всех без исключения школах были отремонтированы пищеблоки. Если пять лет назад лишь 35 процентов школьников края учились в современных условиях, то в начале прошлого года эта цифра была в два раза больше. Впрочем, своей актуальности эта проблема пока не утратила, ведь образовательная сеть в крае одна из самых сложных в стране из-за огромного количества сельских и малокомплектных школ.

На Алтае 2010-й был богат на события, так или иначе касающиеся школы и учительства. Так, уже в феврале прошел первый в новом веке краевой съезд учителей, собравший более 700 делегатов. Официально он восьмой по счету, однако предыдущий состоялся аж в 1987 году! Традиционно на этих больших педагогических форумах обсуждались важнейшие задачи, стоящие перед школой и учительством в каждый период времени, и такой «глобальной» темой прошлогоднего форума стало встречное движение учительства и общества. В более узком смысле обсуждались развитие кадрового потенциала алтайского образования, инновационная деятельность педагогов, проблемы привлечения молодых специалистов в школу, особенно в сельскую, и многое другое.

После 15-летнего перерыва прошла и летняя творческая педагогическая дача.

Наконец, центральным событием Года учителя, как и предполагалось, стали Всероссийские педагогические чтения, посвященные 100-летию Степана Титова – педагога-просветителя и отца космонавта-2. Они проходили в апреле и собрали более 300 педагогов-просветителей из разных регионов России и Казахстана. Два дня Титовских чтений вместили конференции, «круглые столы», работу нескольких секций, мастер-классы и, конечно, награждение сельских педагогов-просветителей, победивших в конкурсе на соискание Титовских премий. С именем Титова-старшего были связаны и музейные экспозиции. В целом чтения позволили обобщить опыт сельских педагогов всей страны, а их значимость и превосходная организация были отмечены на уровне Министерства образования России.

Традиционная августовская педагогическая конференция прошла в деловом ключе. Один из самых животрепещущих вопросов, затронутых на конференции, – переход в 2012 году на новый формат бюджетирования образовательных учреждений. Выступая перед главами городов и районов края, директорами школ, ректорами профильных вузов и педагогами, Александр Карлин призвал взвешенно отнестись к этой задаче: «Мы выбрали алгоритм постепенного перехода на новую систему бюджетирования, в результате ни одно образовательное учреждение не столкнется с сокращением объемов государственных и муниципальных ресурсов на обеспечение его деятельности», – подчеркнул губернатор. Кроме того, обсуждались неудовлетворительные результаты ЕГЭ по некоторым дисциплинам, раннее выявление и поддержка талантливых детей, структурная перестройка в вузах и другие насущные темы.

Наконец, под занавес Года учителя было представлено уникальное издание «Учительские династии Алтая».

Учительство

Впрочем, Год учителя не получится свести к одним лишь событиям и статусным мероприятиям.

Так, в прошлом году удалось преодолеть тенденцию старения педагогических кадров, а возросшее почти в два раза участие педагогов в интернет-конкурсах и проектах внушает надежду, что школа не просто в состоянии угнаться за изменениями в мире, но может участвовать в построении информационного общества. Александр Карлин неоднократно подчеркивал: одной из задач 2010 года ему видится определение места и роли учительства в модернизационных процессах.

Привлечение молодых педагогов в школу перестало быть отвлеченной мечтой. Условия их поддержки предложили унифицировать на муниципальном уровне. Были объявлены гранты в размере полумиллиона рублей для молодых педагогов, готовых занять 32 специально отобранные вакансии в школах края. Поначалу даже организаторы отмечали, что молодежь не очень-то рвется на эти места. Однако уже в конце лета были представлены молодые учителя, готовые отправиться в села. Так, с 1 сентября в школе Курьинского района математику и информатику преподает Галина Спиридонова. Корреспондентам «АП» она призналась, что гранты – это все-таки не главное, нужно просто любить детей и по-настоящему хотеть заниматься своим делом.

– Современный учитель для Алтайского края – не абстракция и не теоретическая модель, – отмечает начальник краевого управления по образованию и делам молодежи, вице-губернатор Юрий Денисов. – На самом деле современные учителя работают практически в каждой школе, и наша задача – выявить их, поддержать и распространять их опыт.

С этой целью были проведены конкурс в рамках приоритетного нацпроекта «Образование», краевые конкурсы «Учитель года Алтая-2010», «Вожатый года» и «Классный руководитель-2010», а также краевой конкурс среди работников системы НПО «Лучший мастер производственного обучения». Традиционными стали мастер-классы краевого клуба «Учитель года Алтая», проводившиеся в образовательных округах и способствующие распространению уникального передового опыта. Учителя в прошлом году могли продемонстрировать даже «непрофильные» таланты – в конкурсе «Педагогическая муза Алтая» они соревновались в пении, танцах, декоративно-прикладном творчестве.

Наша новая школа

В декабре, отчитываясь перед учителями о том, что удалось сделать, Александр Карлин отметил: достойному началу Года учителя в крае способствовал стартовый потенциал, и определяющая заслуга в этом принадлежит нацпроекту «Образование».

– Мы максимально использовали возможности ПНПО и реализовали не только обязательные его направления, но и те, в которых можно было участвовать на конкурсной основе, – подчеркнул губернатор.

Среди системных перемен – информатизация учебного процесса и эксперимент по дистанционному обучению иностранным языкам в сельских малокомплектных школах. Внедряется дистанционное обучение детей-инвалидов. И почти в половине школьных столовых в этом году обеды будут готовить на новейшем оборудовании.

Наконец, в учреждениях дошкольного образования Барнаула и Бийска введена новая система оплаты труда. С 1 января 2011 года введена выплата стимулирующих надбавок из краевого бюджета педагогам дошкольных учреждений десяти территорий края, а с 1 сентября доплаты распространятся на весь край.

Многолетняя системная работа по улучшению качества образования позволяет краю иметь хороший задел на будущее. И уже в первые дни 2011 года открылись еще четыре капитально отремонтированные школы: в пострадавшем от пожаров селе Николаевка Михайловского района, а также в Немецком национальном, Смоленском и Алейском районах.

Наконец снят тревоживший многих вопрос о будущем школьных автобусов: одноименная программа предполагает постоянное обновление автопарка.

Мария Иванова

Фоторепортаж