От барокко до современности

В краевой филармонии продолжается фестиваль-презентация органа

00:00, 12 февраля 2011г, Культура 1991


От барокко до современности Фото №1

Большая программа «Орган плюс…» продемонстрировала публике, как звучит обновленный инструмент в ансамбле с симфоническим оркестром (под управлением Владимира Рылова), а также детским и взрослым хором. Гость фестиваля - заслуженный артист России Даниэль Зарецкий, исполнивший для барнаульцев чинную барочную музыку Генделя и необузданный концерт немецкого романтика Рейнбергера, уверен, что и этим многократно возросшие возможности нашего инструмента-оркестра не исчерпываются.

Открыло концерт исполнение знаменитого «Адажио» Альбинони, в котором партию органа исполнил заслуженный деятель искусств Сергей Будкеев, а соло на скрипке – заслуженный артист России Пётр Замятин.

В этот вечер прозвучало два произведения – Джулио Каччини и Франца Шуберта – на текст католической молитвы «Ave Maria», причем в первом отделении вокальную партию исполнила Наталья Логвинова, а во втором – Ольга Гавриш. Кроме того, в первом отделении был сыгран концерт Генделя, изящная и возвышенная музыка, напоминающая диалог органа и симфонического оркестра, в котором два этих главных действующих лица вежливо вторят друг другу.

Под занавес первой половины концерта на сцену вышел вокальный ансамбль «Сентябринки» под руководством Инессы Грицай. В сопровождении органа и оркестра юные певцы изумительно исполнили кантату английского композитора середины 20 века Бенджамина Бриттена на стихи средневековых поэтов. Дирижер Владимир Рылов объяснил публике, сколь драматичный смысл таится в словах этой торжественной и немного тревожной кантаты:

– Английский средневековый поэт, на стихи которого Бриттен создал свое произведение, пишет: «Этот малыш… собирается штурмовать прибежище Сатаны. Он сам дрожит от холода, но ад уже содрогается от ужаса пред его беззащитной мудростью. Он уверен, что враг будет повержен и звуки ангельских труб восславят его победу».

А завершилось первое отделение исполнением финала известнейшей вещи Джованни Перголези – кантаты «Stabat Mater». Причем слушатели в этот вечер стали свидетелями удивительного эксперимента: партии двух солистов в этой музыке, написанной для женских и детских голосов, исполнили юноши Алексей Макшанцев и Дмитрий Разумовский – такое необычное решение предложила Инесса Грицай.

Второе отделение началось с монументального трехчастного концерта для органа с оркестром немецкого композитора-романтика Йозефа Рейнбергера. Даниэль Зарецкий приготовил новое для себя сочинение специально для барнаульского инструмента. По сути, эта пылкая могучая музыка, в которой то и дело чудятся отдаленные раскаты грома, представляет собой уже настоящее состязание симфонического оркестра с инструментом-оркестром. Позже солист признался в беседе с корреспондентом «АП», что очень доволен исполнением:

– Мне кажется, эта солидная махина сегодня действительно мощно прозвучала. Это же соревнование кто кого: орган или оркестр?

Еще в этот вечер солистка филармонии заслуженная артистка России Ольга Гавриш спела арию из Бразильской бахианы
№ 5 Эйтора Вилла-Лобоса. Композитор написал эффектную вещь под влиянием музыки Баха (что и следует из названия) и попробовал соединить в ней классику и бразильский фольклор. Ну, а впечатляющую точку поставил городской академический хор под управлением Александра Тарнецкого, исполнивший фрагменты из «Реквиема» Моцарта.

После выступления Даниэль Зарецкий заметил, что слава обновленного барнаульского органа, главного героя этого вечера, вышла за пределы края: «Я уже прочел в интервью Александра Фисейского, игравшего в конце января на торжественном открытии, что он тоже считает ваш инструмент одним из лучших в стране». Кроме того, у петербургского музыканта остались прекрасные впечатления от сотрудничества с алтайскими музыкальными коллективами.

– Работалось нам замечательно, все с таким воодушевлением играли. Ой, а какой у вас детский хор! Меня удивило, как они выдержали такую огромную программу, ведь сначала пришлось долго ждать, потом выступать…

– Как вы выбирали произведения для сегодняшнего вечера?

– Что касается органных концертов, мы с Владимиром Рыловым решили, что нам не обойтись без Генделя, публика его любит и всегда хорошо принимает. А Рейнбергер – это такая открытая романтическая пьеса, очень близкая нашей душе. Важно, что сейчас ваш орган хорошо заполняет зал и даже как-то «пробивает» симфонический оркестр! Музыкальные пристрастия органистов ведь в большой степени зависят от возможностей конкретного инструмента.

– И что теперь можно играть на нашем?

– Да практически всё! Он достаточно большой, разнообразный, с новейшей электроникой, которая сделала удобным управление… Даже три первых концерта – сольное выступление Александра Фисейского, мое сегодняшнее с оркестром и то шоу, которое будет 14 февраля – абсолютно разноплановые.

Кстати
Следующее событие фестиваля состоится 14 февраля: лауреат международных конкурсов солистка Московской академической филармонии Екатерина Мельникова выступит в жанре музыкальной инсталляции и сыграет музыку разных веков и стилей, объединенную темой любви.

Справка «АП»
Заслуженный артист России Даниэль Зарецкий (Санкт-Петербург) – лауреат Открытого Всероссийского конкурса органистов, Международного конкурса органистов в Германии, дипломант международных конкурсов в Италии и Финляндии. Выступал почти во всех городах бывшего СССР, где установлены органы. В настоящее время активно гастролирует в Европе, США, Израиле, Австралии и Южной Америке. Записал семь компакт-дисков. Член жюри ряда престижных международных конкурсов органистов.

Фоторепортаж
Блоги