Владимир Харитонов: «Этот День Победы – порохом пропах…»
00:00, 11 февраля 2011г, Культура 5103
Фронтовые дороги Владимир Харитонов прошел солдатом пехоты. Ему было двадцать лет, когда началась Великая Отечественная война. Он испытал немало горьких минут, когда расставался со своими боевыми товарищами. А меж боями, в землянках и окопах сочинял стихи о своих однополчанах, о нелегких победах, о далеком доме.
Еще в школьные годы Харитонову запомнились слова писателя Ивана Франко, который говорил, что за одну песню, которую бы принял народ, он отдал бы все свои поэмы. А среди солдат звучали песни поэтов М. Исаковского «В лесу прифронтовом», «Огонек», В. Лебедева-Кумача - «Священная война», А. Фатьянова - «Соловьи», «На солнечной поляночке». Уже тогда, на фронте, Владимир Харитонов мечтал написать песню, которую бы запели военные, он вслушивался в тексты и музыку, хотел, как писал Иван Бунин, «найти свой звук». Но такое время наступит после, когда он напишет сотни песен на темы войны, Родины и защиты Отечества, и среди них будет главная из них - «День Победы».
«Россия – Родина моя!»
Когда на просторы нашей Родины пришел мир, тема России и память о сверстниках, которые не вернулись к калиткам своих домов и не увидели уставшие глаза матерей, лица девчонок, с которыми сидели за одной партой, - они остались в Бресте, Подмосковье, в Сталинграде, на берегах Немана, Вислы и в далеком Берлине, - стала главной в творчестве Владимира Гавриловича Харитонова. Со своими стихами он обратился к М. Исаковскому, и эта встреча решила его творческую судьбу. Первые песни были композитора Анатолия Новикова - «Фестивальная» (исполнитель В. Бунчиков), «Запевайте, москвичи», «Огневые годы пройдены» (исполнитель И. Шмелев), «Осенний лист» (исполнитель Н. Поставничева).
А когда произошло знакомство с композитором Вано Мурадели, поэт передал ему стихотворение «Тропинка». Он написал музыку и позвонил Харитонову. Вот как об этом рассказывает поэт: «Знаешь, Вано, по-моему, слова не сочетаются с музыкой». - «Как не сочетаются? - удивился композитор. - Вот увидишь, завтра все будут петь эту песню». Я все же возразил, сказав, что стихи должны быть более гражданственными, и попросил его не пускать песню в эфир. Вано снова удивился: мол, еще никто не отказывался от песни, которой суждено быть популярной. И мы разошлись недовольные встречей. Я долго не находил нужных, единственно верных слов, и вот однажды на высоком берегу реки ко мне пришли те слова, которые теперь поются с этой мелодией:
Когда иду я Подмосковьем,
Где пахнет мятою трава,
Природа шепчет мне с любовью
Свои приветные слова:
Россия, Россия -
Родные вольные края!
Россия, Россия,
Россия - Родина моя!
Потом Мурадели сказал: «Это вместо «Тропинка, тропинка дальняя бежит» - «Россия - Родина моя». Спасибо, дорогой! Какую ты песню мне подарил!» Этот факт говорит о высокой требовательности поэта к своему песенному творчеству.
Песни о Сибири и о целине
Поэзия Владимира Харитонова отличалась четкой гражданской позицией, и песни, созданные на его стихи, формировали личности молодых людей, которые трудились в послевоенное время на заводах, фабриках, на целинных землях. Здесь нельзя не вспомнить очень популярную песню композитора Д.Тухманова «Мой адрес - Советский Союз».
В годы освоения целинных земель Владимир Харитонов побывал в Сибири (Алтайский край и Новосибирская область) и в Казахстане. С разными композиторами были написаны песни. Вот одна об Алтае - «А счастье не сразу отыщешь»:
А зря не уехала с нами
На древние земли Алтая,
Прилипла ты к папе и маме,
О счастье о близком вздыхая...
В картошке, костром опаленной,
В еще зеленеющем жите
И в том, что есть парень влюбленный,
Который живет в общежитье...
Но, пожалуй, самой популярной была песня В. Харитонова о героических годах освоения целинных земель - «Планета целина» (композитор - О.Фельцман), принятая молодежью. Она распевалась на вокзалах, в вагонах, на полевых станах:
Утро! Утро начинается с рассвета.
Здравствуй! Здравствуй,
необъятная страна.
У студентов есть своя планета -
Это... это... это целина!
«Не тревожься, ты самая близкая…»
Поэт Харитонов тонко чувствовал природу. В его записной книжке появились строчки: «Мы уходим к соснам в гости, полотенцем белым мостик застывает на весу... Он шел и слышал гомон стай - изорванные облака стрижи сшивали с краем край...»
И потом, уже в Москве, он напишет большой цикл лирических песен.
Признаюсь своим читателям, что первую из них на стихи В. Харитонова услышал очень давно - еще в 1952 году на патефонной пластинке. Это была песня Б. Мокроусова в записи В. Нечаева «Буду ждать тебя». И я тогда удивился - как автор смог описать нашу деревенскую природу в поселке Мельница, живя так далеко в Москве, будто он видел излучину нашей речки и будто слышал, как соловей завораживал песней наш красивый сосновый бор:
Буду ждать тебя я вечером
У излучины реки,
Приходи, коль делать нечего,
Я прочту тебе стихи.
Ждать всю ночку не устану я,
Только б ты пришла опять.
За тобой, моя желанная,
Соловья могу послать...
Так уж удачно получилось, что во время моей работы над этим очерком я получил из Москвы от журналиста Всероссийского радио Дмитрия Фокина новую песню В.Харитонова и С.Туликова «По каким же приметам?» в записи В.Нечаева:
Может, это известно поэтам,
Я пока вам сказать не готов.
По каким же приметам
Узнается любовь?
Может быть, по глазам узнается,
По цветам, что привяли в руке.
Иль по песне, что тихо поется,
Одиноко плывя по реке...
Литературные критики не баловали поэта, порой пускали критические стрелы - скорее всего, от зависти (его литературная судьба очень схожа с поэтом А. Фатьяновым), но они правильно подметили, что лирический цикл (а их около трехсот) разделяется на мужские и женские произведения. Поэт сумел создать благородные образы влюбленных мужчин в песнях, имевших известность: «Вернулось танго», «Любовь вернется» (певец Г. Отс), «Давай помиримся», «По прямому проводу» (певец Г. Абрамов), «Субботний вечерок» (певец В. Трошин). «Я влюбился в твою красоту» (певец В. Нечаев), «Лучше нашего солдата не поет никто» (певец Г. Белов) и во многих других.
Более тридцати песен на стихи В. Харитонова написал композитор А. Новиков. И когда были подготовлены к записи их лучшие песни «В день рождения» и «Когда идешь ты на свидание», поэт попросил певца Георга Отса записать их. Но Отс уезжал в заграничную командировку, и у него не было времени приехать в Москву (жил он в Таллине). Об этом случае композитор рассказал певцу В. Бунчикову: «Мы с Харитоновым слаженно работали много лет, но вот с песнями «В день рождения» и «Когда идешь ты на свидание» чуть ли не поссорились: никому он не доверил их - только Отсу. А у нас «горела» запись, не так-то просто получить время в другой раз... Я развел руками, подумал, что Владимир Гаврилович прав, и сдался... Но потом, когда Отс вернулся из Финляндии, была сделана запись. Художественный совет высоко оценил наши песни, я пожал руку Харитонову и еще раз убедился в том - как он тонко и умно чувствовал музыку».
Давайте вспомним то, что вошло в золотой музыкальный фонд и, к счастью, не забыто:
Не могу я тебе в день рождения
Дорогие подарки дарить,
Но зато в эти ночи весенние
Я могу о любви говорить...
Песенник Харитонов во всем своем творчестве оставался поэтом. Он находил емкие, точные и нежные слова, когда отдавал свои произведения композиторам. Поэт не уставал воспевать «далекие просторы», «вершины горные», «озорные глаза»...
Удивительно красивые, искренние, правдивые, сделанные по велению доброго сердца песни В. Харитонова о женской верности. Несколько песен пела Клавдия Шульженко: «Девичья песня», «Зачем грустите, ивы?», «Верность»: «Тает на старой траве снежок в саду. Я по знакомой тропе иду...».
Очень талантливо пели их Нина Поставничева, Гелена Великанова, Людмила Зыкина, Майя Кристалинская. Вот некоторые из них: «С березкой рядом я стояла», «Беда, не беда», «Скажи, моя подруга», «У кого мне узнать, посоветуй», «Ты зачем меня, мой милый, обманул», «Мне березка дарила сережки» (последняя в записи Л. Зыкиной):
Мне березка дарила сережки,
И рябина дарила цветы,
И тропинкой ко мне и дорожкой
Приходил на свидание ты.
На мою красоту нагляделся,
Добротой мое сердце обжег,
И когда вдруг закат заалелся,
Мою песню унес за порог...
Песенный мир поэта богат произведениями о защитниках нашей Родины. Он воевал до самого конца войны: был солдатом, служил на флоте, несколько раз лежал в госпиталях, но всегда находил в себе силы браться за перо. А начало было положено стихами: «Ну, что тогда мы знали о войне, что там за храбрость ордена даются. И как-то непонятно было мне, что многие мальчишки не вернутся...»
Как поэт-гражданин, поэт-фронтовик, поэт-лирик он решил создать большой цикл солдатских и морских песен.
В него вошли песни композитора В. Мурадели «В морских десантах я бывал» (певец Г. Абрамов), «У солдата все найдется» Е. Птичкина (певцы В.Бунчиков и В.Нечаев), «Море надо понимать», «На полубаке» и, наверное, самая популярная В. Шаинского - «Не плачь, девчонка» в записи Эдуарда Хиля:
Не плачь, девчонка,
Пройдут дожди.
Солдат вернется -
Ты только жди.
Главная песня поэта
В ней тема войны, героизма советских людей ощущается по-новому, поэт нашел редкие слова о Родине, победившей фашизм. Это - «День Победы». Об этом Харитонов так рассказывал: «Поздним вечером мне позвонил молодой человек из радиокомитета: не напишу ли я к юбилею Победы бодрую, жизнерадостную песню. Я ответил корреспонденту, что для меня, ушедшего на войну в двадцать лет, День Победы - праздник со слезами на глазах: столько я видел погибших друзей в пехоте и на море... Сказав эти слова, я бросил трубку. Но тут же у меня мелькнула мысль - зернышко, из которого может вырасти настоящая и необычная песня. А через два дня было найдено еще одно определение: «праздник с сединою на висках». Когда стихи были написаны (вдохновение было огромное), позвонил Тухманову и прочитал текст. Он сразу взялся за работу и в короткий срок сочинил музыку».
Песня имела огромный успех. Она впервые прозвучала 9 мая 1975 года в день 30-летия Великой Победы. Ее исполнил Лев Лещенко:
День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек...
Были версты, обожженные в пыли -
Этот день мы приближали, как могли.
Этот День Победы - порохом пропах.
Этот праздник -С сединою на висках.
Это радость - со слезами на глазах -
День Победы! День Победы!
День Победы!
Владимир Гаврилович Харитонов написал несколько сот стихотворений за сорок лет литературной деятельности, и, наверное, больше половины их положены на музыку (только в моей фонотеке 265 песен). Поэт ушел из жизни в расцвете лет, в 1981 году. Свою юность он отдал фронту, стихи и песни - любимой стране и великому народу. Он верно служил Отчизне, был Патриотом с большой буквы.
Ветеран советских песенников Михаил Рудерман, автор знаменитой «Тачанки», говорил о В. Харитонове: «Он был автором «Дня Победы» - этим все сказано. Это не только песня, это уже часть жизни, часть истории...» А мне Харитонов однажды сказал: «Быть может, нас, песенников, раз в жизни посещает удача...»
Высоко ценил творчество Владимира Харитонова Сергей Наровчатов: «Его поэзия не терпит трескучих фраз. Она правдива, жизненна. Литературный герой ее целеустремлен и полон энергии: «Годами время не считай, считай, как прожита минута».
Виктор ДЕНИСОВ