Поэт Николай Рубцов предсказал собственную гибель в стихотворении «Я умру в крещенские морозы»

00:00, 29 января 2011г, Культура 2418


Странник Фото №1

Так и вышло: Рубцов родился и умер в январе. О его жизни и творчестве вспоминали на литературном вечере в краевой библиотеке им. В.Я. Шишкова.

Всего 35...

Тридцатипятилетний – значит, уже видавший всякое, взрослый, опытный. Достаточно опытный, чтобы умереть? Вряд ли вообще можно быть достаточно опытным для такого. И, однако, Николай Рубцов прожил всего 35 лет. Жизнь ему «выдали» маленькую, но компенсировали огромным талантом. Этот талант пришлось пронести через многие испытания.

– В нынешнем году исполнилось 75 лет со дня рождения и 40 лет со дня смерти Николая Рубцова. Когда организуешь литературный вечер и вечер памяти, прежде всего ищешь какие-то подсказки в книгах. И в этот раз мы тоже сначала обратились к поэзии Рубцова и изданиям, рассказывающим о его судьбе… И выяснили, что она была нелегкая, – рассказала Елена Кривченко, заведующая отделом массовой работы библиотеки. И, помолчав, добавила: - Очень нелегкая.

Возможно, все определило детство. Он провел эту «счастливую пору» в детском доме Тотемского района Вологодской области: мать рано умерла, отец ушел на фронт. На вечере в библиотеке студенты краевого колледжа культуры читали стихи, и один из них был посвящен той поре жизни поэта. Так вот: Николай Михайлович и не думал проклинать детдомовское время. Он радовался ивам за окном. Оскорблялся словом «сирота». Заботливо запечатлевал в сердце картины уже тогда «до слез любимых мест». Потом, через пару десятков лет, на его надгробном камне высекут: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» Пока же он был маленьким и мечтал о море…

Кажется, будто он всю жизнь бежал за чем-то недостижимым. Его скитания начались с Риги. Туда он устремился за своей мечтой – но та ускользнула: ему не было пятнадцати, так что в мореходное училище, о котором так грезил Рубцов, его не приняли. В шумном чужом городе Коля вновь оказался не нужен. Он вернулся в Тотьму, где поступил в лесной техникум, но через год бросил и все-таки ринулся к морю, на этот раз – в Архангельск, и теперь уже – успешно! Он проработал год кочегаром на судне и опять сорвался в путь. Долго еще метался Рубцов, прежде чем понял: он - поэт и никто больше.

Отсветы радости

Трудное начало, сложное становление поэта, трагическая кончина – ни о чем из этого не было сказано на вечере памяти. Зачем? Организаторы позаботились, чтобы хотя бы на этом временном отрезке в 2011 году не было никаких жизненных дрязг и суеты, ничего, кроме души Рубцова. В центре внимания оказалось все то, чем жил Николай Рубцов. Его бесконечная любовь к родине, тревога за ее судьбу, трогательное внимание к каждой родной мелочи в русской природе. Все это прозвучало в стихах на фоне кадров из документального фильма, посвященного Николаю Михайловичу (он попал в архив библиотеки на самых первых Шукшинских чтениях).

«Звезда полей», «Сосен шум», «Зеленые цветы» – стихи из этих сборников читали студенты Нины Федоровой, преподавателя краевого колледжа культуры. Это были те самые творения, которые принесли поэту известность и показали миру глубину его лирики.

– Я узнал о Рубцове совершенно случайно: увидел в магазине сборник его стихов «Зеленые цветы». И эти стихотворения мне не просто понравились. Они потрясли меня, только окончившего школу! С тех пор я и стал искать все, что касалось жизни и творчества Николая Рубцова, – поделился Валерий Тихонов, главный редактор журнала «Барнаул».

На шестидесятые годы приходятся вспышки подлинного счастья в жизни поэта. Публикация нескольких сборников, окончание Литературного института им. М. Горького – душа Николая Рубцова словно временно обрела покой. И в это светлое время он посетил Алтай.

– Рубцов приехал погостить в наш край летом 1966 года, – рассказывает Валерий Тихонов. – Период жизни, который пришелся на это время, был, без сомнения, одним из самых счастливых в биографии Николая Михайловича. Его удивительно хорошо здесь встретили, он общался и дружил со многими алтайскими писателями и художниками. Был среди своих, понимаете… Интересно, что он и Василий Макарович Шукшин одновременно были в Сростках (у них даже был общий друг – Василий Белов)… Но так и не успели познакомиться.

Поэт был в восторге от алтайской природы, что сразу отразилось в творчестве. Рубцов обессмертил Катунь в своих стихах. Его поразила Ая. Алтайский край стал одним из мест, где Николаю Рубцову довелось изведать редкие для него чувства: покой и счастье. Когда вроде бы никуда и не нужно больше бежать…

Призванный вечностью

Литературные вечера помогают сохранить память об ушедших гениях. Они нужны так же, как сами стихи.

В библиотеке давно сложилась традиция приглашать на подобные вечера студентов краевого колледжа культуры и искусств, они – прекрасные чтецы. А послушать стихи приходят школьники и студенты. На вечер памяти Рубцова пришли ученики школ № 27, 103, 69 и училища № 16.

Валерий Тихонов удивился вопросу: «Почему сегодня актуально творчество Николая Рубцова?» Да и каждый бы удивился. С тем же успехом можно спросить о любом великом музыканте, писателе, художнике. Ответ всегда будет один: потому что они не создают ничего временного. Их специальность – вечность.

Кстати
Сегодня готова к изданию книга, посвященная алтайскому периоду творчества Николая Рубцова, но пока нет средств. Есть надежда, что в этом юбилейном для поэта году они все же найдутся и она выйдет в свет.

Татьяна КРИКУН

Фоторепортаж