Личные озарения

В полотнах Валерия Борзова – целая россыпь уникальных наблюдений за природой и самим собой

00:00, 29 января 2011г, Культура 4137


Личные озарения Фото №1

В выставочном зале Союза художников работает персональная экспозиция бийского живописца и педагога Валерия Борзова. Это первая его по-настоящему большая ретроспективная выставка в Барнауле – притом что с творчеством этого автора в свое время могли познакомиться в Германии и Швейцарии. Поздравить Валерия Петровича пришли коллеги-художники, представители Алтайской академии образования имени В.М. Шукшина и известные ученики.

Как и, вероятно, большинство алтайских профессиональных художников, Валерий Борзов – пейзажист. Однако здесь же начинаются различия: его картины, даже если на них, на первый взгляд, не запечатлено никакого действия, все-таки сюжетны. Искусствовед Наталья Царева, ведущий научный сотрудник отдела отечественного искусства художественного музея, называет Валерия Петровича художником камерного жанра и мастером живописного рассказа.

– У него нет больших полотен с какими-то крупными гражданственными идеями. Не важно, что он пишет, пейзаж или натюрморт, в его вещах всегда незримо присутствует человек со своим наблюдением, личным отношением. Он никогда не делает просто «постановку», но всегда пишет рассказ. И еще: в работах этого художника запечатлено только то, что он лично наблюдал.

В этом наблюдении смешались почти детская наивность, восторженность и мудрость. Характерный пример – картина «Зимние каникулы», на которой дети лепят снеговика, а над этой жанровой сценкой, написанной почти в традиции наивного искусства, зияет линялое зимнее небо сложного зеленоватого оттенка.

Работы мастера отличает мастерство яркой детали – и одновременно предельного обобщения. Но именно личный взгляд, о котором на открытии выставки говорили многие друзья художника, имеет тут наибольшую ценность. Очевидно, что этим очень субъективным наблюдением, озарением отмечен, например, пейзаж «Ноябрь на озере»: серые громады далеких гор, серое небо и вода – и тоненькая полоска невнятной зелени на берегу (и кажется, что ради нее все и затевалось). Или «Осенний вальс», который исполняют опавшие листья на тротуаре. Или «Простор», в котором над туманной долиной парит одинокая птица. «В его душе живут поэтические чувства», – добавляет Наталья Царева.

Под другим углом

– Мы с Валерием Борзовым практически «двойники», – шутит Валерия Никишаева, ректор академии образования им. Шукшина. – Мы - тезки и наших родителей одинаково зовут, а еще у нас много общего в отношении к миру. Так что для меня творчество Валерия Петровича по-человечески очень близко. У нас была такая традиция: каждый год мне на день рождения художник дарил «Февраль», и всегда это был разный февраль – я понимала, что время меняется и мы оба растем вместе с нашей зимой… Хотя колорит его работ может показаться не самым радужным, но чувства… Этот художник сохранил в себе особое радостное отношение к жизни.

Пятнадцать лет назад Борзов стоял у истоков создания художественно-графического факультета бийской академии (тогда – педагогического университета) и все эти годы был со студентами. Коллеги говорят, что будущим учителям рисования Валерий Борзов преподает одну из самых непростых и важных дисциплин – композицию. А сегодня многие из первых его учеников сами стали преподавателями, заведуют кафедрами и, порой сильно отдалившись от своего учителя в творческом смысле, остаются благодарными ему за какие-то важные уроки.

– Мне посчастливилось учиться у Валерия Петровича всего год, но я запомнила, что он -наставник дотошный, – пошутила на открытии Екатерина Дёмкина, живописец, член правления Алтайской организации Союза художников России. – У меня было, кажется, 150 вариантов дипломной работы, которые его не устраивали. Но в конце концов она все же была сделана, а те принципы, которые Валерий Петрович нам прививал, я теперь часто вспоминаю. Думаю, он закладывает очень важную основу: умение посмотреть на вещи под другим углом.

Искусствовед Любовь Шамина предположила, что художник наверняка пишет стихи, настолько лирично и музыкально его творчество.

– Посмотрев экспозицию, я поняла, что автор, как и многие алтайские художники, был когда-то в творческих группах на «Коксохиме» и других стройках. Но даже в таких сюжетах сумел найти поэзию и приобрести важный индивидуальный опыт. Но главное - он умеет передать свои ощущения зрителю. И уж если работа называется «Бархат ночи», я тоже этот «бархат» ясно ощущаю, вижу, – сказала на торжественном открытии Любовь Николаевна.

Переработать мир в себе

– Эта экспозиция ретроспективная лишь отчасти, – рассказал «АП» сам художник. – Тут 125 работ, из них около тридцати относится к прошлым десятилетиям, начиная с 80-х годов. Более ранних у меня просто не осталось. На свое 50-летие я делал совместную экспозицию еще с одним художником, а сейчас этот большой зал впервые весь мой.

– При этом у вас были выставки за границей…

– Да, в свое время я попробовал себя на заморском зрителе, – улыбается Валерий Борзов. – Когда не знаешь языков, картина должна говорить сама за себя. И я понял, что зрители увидели те вещи, которые я считаю самыми важными.

– А чему вы хотели бы научить своих студентов?

– Важно развить у них вкус. Мы все же готовим не художников, а преподавателей изобразительного искусства для школ. Но мое убеждение состоит в том, что если они будут личностями и художниками, им будет легче преподавать искусство детям. Хотя многие мои ученики уже члены Союза. Я очень горжусь Екатериной Дёмкиной, она - энергичный и самостоятельный человек. В Бийске достаточно известны Михаил Карнаев, Сергей Жук, защищавшие у меня дипломы. А уж взяли они что-то от меня или нет, это не так важно. И потом, нельзя пытаться увидеть мир глазами других художников, подражать им…

Я сам, когда приехал на Алтай из Ленинграда, очень полюбил местную природу, но мне не нравится, когда у всех на картинах одно и то же: голубые дали, бирюзовая Катунь, одна и та же краска. Мой рецепт – «переработай увиденное внутри себя». Простая фиксация не увлекательна. Думаете, я не могу нарисовать вот эту линию прямо? – художник показывает на искривленный ствол дерева на ближайшем пейзаже. – Да запросто! Но по моим ощущениям она должна быть именно такой.

Выставка работает до 13 февраля.

Справка «АП»
Валерий Борзов родился в Тамбовской области. Окончил Нижне-тагильское художественное училище, Дальневосточный институт искусств (Владивосток, 1968 год). Член Союза художников России с 1993 года. Живёт в городе Бийске. Работает в основном в области городского пейзажа и натюрморта, а также портрета. Преподавал в ДХШ г. Бийска. В Бийском педагогическом университете преподавал живопись и был деканом художественно-графического факультета. С 2002 года является профессором, членом-корреспондентом Петровской академии наук и искусств в области изобразительного искусства. С 1975 года – постоянный участник краевых, региональных, всесоюзных выставок.

Фоторепортаж