Игротека 64+

Владимир Горожанин: «Верю в своих ребят...»

00:00, 28 января 2011г, Спорт 2002


Игротека 64+ Фото №1

В предновогодние дни губернатор Алтайского края Александр Карлин вручил денежные призы победителям конкурса «Лучший тренер года».

Единственный из шахматных наставников, ставший лауреатом этого конкурса (в числе 40 лучших специалистов) - Владимир Горожанин из села Алтайское.

- Детский тренер, - поделился с «Игротекой» Владимир Арсентьевич, - должен, во-первых, выявить наиболее одаренных ребят, а во-вторых, создать оптимальные условия для их совершенствования, не забывая, конечно, об остальных воспитанниках.

Я давно сделал ставку на Даниила Векессера и Кирилла Злобина, занимающихся у меня в ДЮСШ уже 8 лет. Хорошо помню школьную районную спартакиаду, в которой Кирилл (тогда ученик 2 класса) и Даниил (учившийся в 4-м) взяли 7 очков из 7 на своих досках. Через какое-то время они дружно выполнили 1-й разряд.

Верю в своих ребят, они рвутся в бой, но сыграть в каком-то хорошем турнире с достойными соперниками удается далеко не всегда из-за финансовых проблем. И в этом отношении в 2010-м нам повезло. Кирилл в краевом турнире выполнил норму кандидатского балла, а Даниил даже съездил в Москву в составе сборной края, занявшей там 3-е место в турнире «Аленький цветочек».

 

Рецепт великого авантюриста

Одной рукой он в шахматы играет, Другой рукой народы покоряет.

 

Так воспел русский поэт Державин в своей оде «Росс в Измаиле» светлейшего князя Григория Потемкина, который действительно был выдающимся полководцем, а насчет  его шахматных досугов слагались легенды. По его приказанию был выписан из Тулы купец, слывший большим знатоком мудрейшей игры. И вот Потемкин заставлял своего подневольного шахматного  партнера сопровождать его во время военных походов. Самодурство этого  всесильного фаворита Екатерины II проявлялось  и в том, что, бывало, какого-нибудь из питерских шахматистов будили среди ночи и доставляли к Потемкину (страдавшему бессонницей) сгонять с ним партийку-другую. Как отмечали бывавшие  в Петербурге иностранцы, в доме князя «гости по желанию могли заняться какой угодно игрой, так как в прихожей стояло множество столов с шахматами, триктраком (старинная игра восточного происхождения, в которой каждому из двух партнеров даются 15 шашек и пара игральных костей).

Слабостью Потемкина к шахматам пользовались многие, чтобы попасть к нему в дом, завязать знакомство, и таким вот макаром однажды законтачил с князем прибывший  в город на Неве странствовавший по Европе великий авантюрист Александр Калиостро, занимавшийся алхимией, «вызывавший духов», преподаватель магии и демонологии. Калиостро, зная об особых отношениях  князя с императрицей (а по одной из версий - он был ее морганатическим супругом), рассчитывал, что тот устроит ему ауденцию у Екатерины.

По ходу шахматных баталий Потемкин предложил необычному гостю помозговать над одной странной задачей, посетовав при этом, что если был бы жив Ломоносов, он нашел бы этой проблеме научное объяснение (и по-научному ее бы решил). И  князь рассказал Калиостро, что на складах, где хранилась амуниция русской армии, произошло невероятное: каким-то фантастическим образом все пуговицы для солдатских мундиров превратились в серый порошок. Великий маг исследовал олово, из которого делали  эти пуговицы, и выявил своеобразное явление, впоследствии названное оловянной чумой. Это такая штука, когда при низких температурах   чистое олово спонтанно переходит в другое состояние - серое олово, превращающееся просто  в горстки серой пыли. Поэтому Калиостро посоветовал Потемкину изготавливать пуговицы из латуни, для чего «на одну треть цинка брать две части меди». Вот с той поры, по рецепту Калиостро, пуговицы для военных мундиров российской армии и стали делать из латуни! Отполированные до яркого сияния  толченым кирпичом, они  верой и правдой долгое время служили русскому солдату...

Ценнейшую подсказку великого авантюриста Потемкин оценил по достоинству - выдал ему из армейской казны аж 25 тысяч рублей, огромную сумму по тому времени. И, конечно же, он без обиняков попросил самодержицу принять графа. Но та... решительно отказала!

Более того! На театральных подмостках в Эрмитаже была поставлена комедия «Обманщик» (ясно - про кого), сочиненная самой царицей. Калиостро и его красавице жене Лоренце было предложено «елико возможно поспешно» убраться за пределы Российской империи.

Почему же государыня так жестоко обошлась  с иноземным графом? В этом, несомненно, была вина Потемкина, известного ловеласа, положившего глаз на калиостровскую супругу. Этого царица не могла стерпеть... Но главное - Екатерине нашептал про гостя всякое: шарлатан, мол, он и жулик! - ее лейб-медик Роджерсон, завидовавший славе Калиостро. Людская зависть, интриги врагов плюс собственная неосторожность графа, обвиненного в чернокнижничестве и франкмасонстве  в конце концов привели его за решетку. Вдобавок на него  три короба  наговорила следователям собственная супруга... И на свою голову тоже. Дали ей пожизненный срок как подельнице, и вскорости она умерла в неволе...

*   *   *

Загадка Малиновой комнаты

 

В 80-е годы прошлого столетия ведущий «Игротеки», будучи в творческой командировке в Санкт-Петербурге (тогда - Ленинграде), не преминул посетить тамошние исторические места.

И вот при восторженном осмотре  Павловского дворца (пригород Северной столицы), являвшегося летней резиденцией императора Павла I, гид обратила внимание экскурсантов на изящной работы шашечный столик в рабочем кабинете (так называемой Малиновой комнаты) императора. Причем доска на этом столике (как нам пояснили -изготовленном известным в ту пору мастером столярных дел из Германии) была, что удивительно, не 64-клеточная, как в русских шашках, а 100-клеточная! Но ведь шашки-стоклетки (иначе - международные) тогда только входили в моду... Кто же из окружения Павла привил их самодержцу? Наверное, это навсегда останется загадкой.

P.S. Международные шашки родились во Франции в первой четверти 18 века, однако их нередко называют польскими шашками, так как предложил ввести 100-клеточную доску (взамен 64-клеточной) и изменить правила игры с большим числом шашек живший тогда в Париже польский шашист, чье имя так и осталось неизвестным...

*   *   *

Реванш китаянок

Под занавес 2010-го в турецком городе Хаят финишировал чемпионат мира по шахматам среди женщин. Финал его получился чисто китайским: рейтинг-фаворитке Хоу Ифань противостояла ее соотечественница Жуань Луфэй (тем самым шахматистки из Поднебесной отреваншировались за Олимпиаду, в которой победили россиянки).

В четырех партиях с классическим контролем времени финалистки разошлись с миром. И только в дополнительных быстрых партиях Хоу вырвалась вперед и завоевала титул чемпионки мира! Со второй попытки, ведь в финале чемпионата-2008 она уступила нашей Александре Костенюк, которая на этот раз выбыла из борьбы на одном из отборочных этапов…

*   *   *

Так играл полковник Кларк

На страницах нашей «Игротеки» не раз воспроизводились остроумные задачи статского советника Дмитрия Кларка, многие годы управлявшего Барнаульским сереброплавильным заводом. И вот только что коллеги  из Ассоциации шахматных историков Сибири прислали партию, игранную Дмитрием Васильевичем в  1880 году  в Барнауле против какого-то местного шахматиста, скорее всего, из горных  инженеров. Поскольку противник Кларка был разгромлен как мальчишка, при публикации партии  в петербургской «Всемирной иллюстрации» его имя и фамилия были зашифрованы двумя буквами...

Кларк - Г.Х.

Защита двух коней

1. е4 е5 2. К f3 Кс6 3. Сс4 Кf6 4. Кg5  d5 5. ed5  К:d5 6. К :f7 Кр:f7 7.
Фf3+ Кре6 8. Кс3 Ке7 9. d4 с6 10. Сg5 Фа5 10. о-о К f5 12. Ла-е1 Сd6 13. de5  С:e5 14. Фе4 Фс7 15. С:d5 + сd5 16. Ф:d 5, мат!

В партии был разыгран модный в ту пору дебют-защита двух коней, но соперник  директора завода  оплошал на 5-м ходу, теория рекомендовала здесь 5...Кс6-а5, чтобы не допустить опасную для черных жертву коня на  f7, которую Кларк провел незамедлительно.

Не исключено, что Дмитрий Васильевич сражался  с местной шахматной гвардией прямо  в своем рабочем кабинете после трудового дня - в заводоуправлении (в таком виде сохранившемся в наши дни).

И на закуску – красивая миниатюрка великого русского шахматного композитора А.Галицкого, почти современника Кларка. Дмитрий Васильевич умер в 1886-м, еще до полного краха Алтайской горной металлургии, которой он посвятил всю свою жизнь без остатка…

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж