Для тех, кто верит в чудеса

В краевом театре музыкальной комедии впервые показали музыкальную сказку «Щелкунчик» по мотивам повести Э. Гофмана

00:00, 13 января 2011г, Культура 2216


Для тех, кто верит в чудеса Фото №1

Идеи носятся в воздухе, и в праздничные дни это правило нашло более чем убедительное подтверждение: в кинотеатрах шел фильм «Щелкунчик и Крысиный король 3D» режиссера Андрея Кончаловского, а на сцене краевого театра музкомедии свою версию этой же сказки представил на суд зрителей режиссер Константин Яковлев.

Самая первая реакция юных зрителей звучит так: «Класс!», «Круто!» Эти слова непроизвольно вырывались у ребят, стоило им увидеть декорации заснеженного городка, которые едва скрывал прозрачный занавес. Сцена буквально утопала в синеве разных оттенков и «хлопьях снега»… Словом, атмосфера ожидания чуда была создана еще до начала действа усилиями художника-постановщика спектакля Виталия Болгова и художника по свету Надежды Зуевой.

Спектакль начинается с боя часов (а как же иначе в новогодние и рождественские дни?). Роль сказочника взял на себя Человечек-Часовщик-Сова, единый в трех лицах рассказчик в исполнении заслуженного артиста РФ Дмитрия Иванова. Именно он обещает ребятам, что «в эту ночь под Рождество мы устроим волшебство». Он же направляет и корректирует сюжетную линию, периодически давая советы героям (например, Мари) или вступая с ними в дискуссии (Мышиный король).

В сущности, пересказывать подробно эту историю нет необходимости – всем она знакома с детства. Ведь кто не читал Гофмана, тот смотрел балет «Щелкунчик» Чайковского (кстати, также показанный в каникулярные дни по ТВ) или, на худой конец, одноименный мультфильм. Поэтому остановимся на нюансах интерпретации старой сказки Константином Яковлевым. Как и полагается, дело у него происходит в кукольном королевстве, подвергшемся нашествию мышей. В отличие от оригинала девочке Мари (актриса Ирина Басманова) не дарят куклу Щелкунчика (актер Никита Карев). Впервые он предстает перед ней в образе сказочного Принца вместе со своей Принцессой (актриса Галина Криулина). Злодейское превращение Принца в Щелкунчика, а Принцессы в Мышиную королеву происходит у Мари на глазах.

Поэтому Мари предстоит помочь Щелкунчику не только вернуть утраченное королевство, но и пережить предательство любимой.

В этом спектакле сюжет двигается посредством танца, а герои таким образом выражают свои чувства. Большая работа выпала на долю музыкального руководителя театра Евгения Гутчина: ему пришлось адаптировать гениальную музыку Петра Ильича Чайковского под возможности актеров и режиссерский замысел. Евгений Захарович проделал это без какого-либо ущерба для первоисточника.

Балетмейстером-постановщиком сказки стала прима музкомедии Марина Парфенова (она же исполнила в спектакле партию феи Драже). Она замечательно выстроила общий хореографический рисунок спектакля. Ломкая грация кукол и скользящая, вкрадчивая пластика мышей создают впечатляющий контраст, особенно в батальной сцене, разворачивающейся под популярный марш Мышиного короля из балета Чайковского.

Юная же аудитория с восторгом восприняла сцену бала, при воплощении которой постановочная группа проявила немалую фантазию: на сцене появлялся то верблюд (в египетском танце), то дракон в китайской сценке… Ну, а появление задорного быка было встречено смехом и самыми настоящими овациями.

Большая ответственность легла на Максима Вехова, сыгравшего Мышиного короля, но ему же достался и самый благодатный ролевой материал. Его Мышиный король и коварен, и зол, и вместе с тем не лишен остроумия. Недаром Принцесса предпочла стать Мышиной королевой. Кроме всего прочего, Максиму пришлось и говорить, и петь, и солировать в танцах – каждое его появление на сцене сопровождалось оживлением в зале.

Как и полагается, все закончилось хорошо. Но Константин Яковлев, уже зарекомендовавший себя как режиссер нестандартных концовок, не изменил себе и на этот раз. У него Мари после победы не обретает своего Принца, а… просыпается! Принц как фантом растворяется в танце вместе с феей Драже. Неожиданно? Но ведь на то она и сказка, чтобы удивлять.

 

Анна АЛЕКСЕЕВА

*   *   *

По окончании спектакля мы побеседовали с ребятами из МОУ «Лицей № 86», и вот что они нам сказали.
Ваня Кародин:

– Мне больше всего понравилось, что Рождество все-таки спасли и Щелкунчик снова стал Принцем.
Алена Малютина:
– А мне понравилась Сова, без нее вообще бы сказка не получилась!
Катя Скоробогатова:
– Самое интересное было, когда Мари оживляла кукол. Они стояли совсем застывшие. А потом так здорово танцевали и смешно разговаривали!
Андрей Полагин:
– Мне больше всего понравились оригинальные мыши – не серые, а серебристые.

Фоторепортаж