ПЛАСТИКА ЗАКРЫТЫМ СПОСОБОМ

В ГОРОДСКОЙ БОЛЬНИЦЕ № 11 Г. БАРНАУЛА ОСВОЕНА ПЛАСТИКА КРЕСТООБРАЗНЫХ СВЯЗОК КОЛЕННОГО СУСТАВА МАЛОИНВАЗИВНЫМ СПОСОБОМ

00:00, 24 декабря 2010г, Медицина 7395


ПЛАСТИКА ЗАКРЫТЫМ СПОСОБОМ Фото №1

- Как это сказать понятным языком?- обращаюсь с вопросом к главному врачу больницы доктору медицинских наук, профессору Андрею Коломийцу.

- Начнем с крестообразных связок. Это сухожилия, которые стабилизируют коленный сустав и фиксируют голень так, чтобы, сохраняя большой объем сгибательно-разгибательных движений самого сустава, она удерживалась в устойчивом положении, не вывихивалась ни вперед, ни назад. Восстановить их, не нарушая прежнего объема движений сустава, если связки разрываются, крайне сложно. Как правило, одно возможно в ущерб другому.

Классические операции по восстановлению связок – травматичный, с большим разрезом, трудоемкий и, как ни грустно, в большинстве случаев не очень эффективный процесс, так как хорошие результаты получались примерно в трех из десяти проведенных операций.

Современные эндоскопические технологии позволяют все то же самое делать через проколы в области коленного сустава. В небольшое отверстие вводится специальная трубка с оптикой, благодаря которой можно хорошо рассмотреть сустав и место разрыва, а потом под контролем оптики, наблюдая выведенное на экран монитора изображение, оперировать. С превосходным, стоит отметить, результатом: более 90 % успешно.

- Но это же парадокс! Там все открыто, можно, как говорится, руками потрогать и собственными глазами посмотреть, а что можно увидеть через какую-то трубочку?

- Очень даже многое, ведь широкоугольная оптика дает диагностический обзор до 140 градусов. На самом деле через трубку мы видим в 3-4 раза больше, чем глазом, потому что места разрывов обычно прячутся между костями, так что без помощи аппаратуры увидеть дефект невозможно. А нам ведь надо оперировать сустав, максимально сохраняя все его компоненты в целости. При «классике», несмотря на большой разрез, нужного обзора поля деятельности все-таки нет. А при малоинвазивном вмешательстве оптика позволяет в закрытом режиме видеть все в несколько раз лучше, точнее.

- Суть самой операции, как я понимаю, в замене поврежденного сухожилия на целое. Но как это делается?

- Мы формируем новую связку из сухожилия малой берцовой мышцы самого пациента и крепим ее к кости специальными винтами. Под контролем оптики специальным инструментарием. Операция относится к разряду высокотехнологичной медицинской помощи, так как требует современного технического оснащения и высокой квалификации медицинского персонала, осуществляющего эту помощь.

Первыми в Алтайском крае такие операции освоили врачи-хирурги городской больницы № 1 г. Барнаула, которая является филиалом Новосибирского научно-исследовательского института травматологии и ортопедии (ННИИТО), теперь ее осваивают доктора больницы № 11.

Первые шесть пациентов с разрывом крестообразных связок коленного сустава прооперированы здесь на прошлой неделе. Первые три операции провел кандидат медицинских наук, научный сотрудник отделения эндопротезирования и эндоскопической хирургии суставов Новосибирского НИИТО Владислав Баитов. Ассистировал ему хирург ГБ № 11 Артем Медведчиков. Накануне он прошел длительную стажировку в Новосибирском институте, осваивая технологию эндоскопической хирургии суставов.

Любая дорога начинается с первого шага. И делать его надо смело и уверенно. Доверие, оказанное молодому хирургу, оправдалось. Уже на другой день учитель и ученик поменялись местами. Оперировал Артем Евгеньевич, а Владислав Сергеевич помогал и контролировал процесс операции. Работу молодого коллеги новосибирский хирург оценил высоко: эндоскопической техникой владеет хорошо, работает аккуратно, пациентов ему доверить можно, толк будет.

 

Упал, очнулся…

По словам Андрея Коломийца, такая травма, к счастью, не относится к разряду часто случающихся. За год в крае фиксируют около 200 разрывов связок, вроде и немного, однако неприятностей пострадавшим они доставляют немало. Связки рвутся обычно в результате различных падений: на работе, на улице, в быту, с высоты, в ДТП. Нередко при авариях разрыв связок сопровождается переломом нижней конечности. Так что без работы врачи не остаются.

Но оперировать связки лучше «в спокойном состоянии», считают хирурги, так как при острой травме затруднительно определить весь комплекс повреждений. Кроме того, не без доли юмора заметил Андрей Александрович, пациент не всегда поступает в первую городскую больницу или в одиннадцатую, а в других лечебных учреждениях эндоскопической хирургии суставов могут и не делать. Помимо этого в настоящее время количество врачебных ставок и аппаратуры не позволяет круглосуточно по экстренному графику оказания медицинской помощи оперировать такие травмы. А с учетом того, что это пластическая операция, она еще и довольно дорогостоящая, лучше всего выполнять ее по отсроченным показаниям, то есть через несколько дней либо в более поздний период – через несколько недель, а то и месяцев. Все операции, которые были сделаны в ГБ № 11 в пилотном режиме, - по застарелым травмам.

- Кто чаще травмируется: мужчины или женщины?

- Конечно, мужчины, как ведущие наиболее активный образ жизни, - отвечает Андрей Коломиец.- Но и женщины, бывает, попадают в эту группу пострадавших. Вот сегодня мы как раз будем оперировать одну такую пациентку. Надежда N. повредила связку в результате падения с высоты – мыла окно и оступилась.

К сожалению, нам с фотокором не удалось пообщаться с девушкой - анестезиологи уже забрали ее под свою опеку, а после операции, понятно, ей было не до корреспондентов. А вот другой пациент, ожидающий очереди на операцию, двадцатитрехлетний Виталий, согласился рассказать нам о себе.

Заядлый спортсмен. Занимается волейболом, баскетболом, горными лыжами и сноубордом, пешим и водным туризмом. Самое давнее увлечение – туризм, пристрастился к нему с девятого класса, многократно участвовал в краевых соревнованиях. А к спортивным играм относится как любитель. Освоил их, когда учился в вузе. В настоящее время Виталий – служащий банка. Для компенсации за физическое спокойствие, которое несет в себе профессия, он и занимается спортом. С сожалением Виталий говорит о том, что нагрузки придется сократить, а от чего-то и вообще отказаться. За время, прошедшее с момента первой травмы на коленном суставе, полученной в ноябре прошлого года, убедился, что шутки в этом вопросе могут плохо кончиться. Недооценив опасность, Виталий продолжал грузиться в том же объеме и темпах, что и до травмы, и поплатился за это еще несколько раз. Самый последний «звонок» прозвенел в августе этого года во время соревнований. Падения не было, но, скорее всего, от напряжения связки попросту не выдержали, лопнули. В результате дело дошло до операции. Узнал о ней, побывав на приеме у заведующего отделением Валерия Зайцева. Он и предложил радикальное средство решения суставной проблемы.

- Какие неудобства причиняет эта травма?

- В обыденной жизни колено нестабильное. В любой момент может «вылететь» из сустава. Это очень больно. Бывает, что сустав «заклинивает», тогда невозможно пошевелиться. Стоишь ждешь, когда отпустит. Понимаю, что прежние нагрузки уже не для меня, придется себя сдерживать, хотя я человек азартный, увлекающийся. Но совсем без спорта я уже не смогу жить. Для себя, для поддержания формы, наверное, что-то оставлю. Например, волейбол, баскетбол - без больших нагрузок и при артезе, то есть при фиксировании сустава с помощью наколенника. Туризм будет уже не профессиональный, как раньше, а тоже любительский, просто как вид отдыха.

- Волнуетесь перед операцией?

- Конечно, но не сомневаюсь в том, что все будет хорошо. Иначе зачем я здесь? Доверяю врачам и верю, что смогу сам себе помочь после операции.

 

«Подлежат доверию»

- Как давно у вас работают и выполняют высокотехнологичные операции молодые хирурги, которым доверена операция?

- Эти ребята еще с интернов работали на высоких технологиях. У Максима Владимировича уже семь лет стажа, у Артема Евгеньевича – пять. Они прошли все этапы послевузовского профессионального становления – интернатуру, ординатуру, Артем уже окончил специализацию в Новосибирске в НИИТО по данному направлению хирургии, Максим отправится туда после Нового года. Мы уверены в своих ребятах. Несмотря на то, что это высокая технология, она на самом деле не является недосягаемой. Техника, инструментарий - это да, дорогие компоненты, но когда есть навык эндоскопических операций, то не страшно ни доверить, ни исполнить. У ребят этот навык есть.

- Насколько дорогостоящая эта операция?

- Порядка 60 тысяч. Главное, конечно, расходные материалы и медикаменты. Мы пользуемся крепежными болтами российского производства. Они неплохо зарекомендовали себя за все время применения. За рубежом уже применяются саморассасывающиеся винты, однако стоят они баснословно дорого. Россия тоже могла бы освоить их производство, но возможности нашего рынка несопоставимы с западным. Там уровень жизни совсем другой.

- В чем отличие этой операции от других? - спрашиваю новосибирского хирурга.

- Во-первых, в том, что проводится эндоскопически, то есть визуально операционное поле закрыто, хирургическое вмешательство осуществляется через небольшие доступы. Все делается манипуляторами с помощью камер, изображение от которых поступает на экран монитора. По времени операция длится примерно час-полтора. Во-вторых, операция малотравматична, и пациент в послеоперационный период восстанавливается быстрее.

- Сколько дней пациенты проведут в больнице и когда наступит полное выздоровление?

- У нас таких пациентов выписывают через двое суток. Здесь, думаю, придется подержать подольше, они же самые первые, поэтому надо понаблюдать процесс восстановления дней 5-6. Первое время пациентам рекомендуется пользоваться костылями, тростью и фиксаторами на коленном суставе. А полное выздоровление, при котором мы разрешаем спортивные нагрузки, будет месяцев через 6-7, хотя у каждого человека свой график и свой режим, определяемый индивидуальными особенностями организма. Но в любом случае мы не советуем профессионально заниматься спортом, особенно тем видом, в котором человек получил травму. Для себя - пожалуйста, занимайся, но в щадящем режиме, как оздоровительной процедурой. Но и к ней нужно возвращаться потихонечку, через месяц-полтора.

- Можно ли говорить о предрасположенности человека к такого рода травмам?

- О предрасположенности к такого рода поведению – да, можно. Кто ведет себя безалаберно, тот и получает травму. Что во время спортивных занятий, что неосторожно встав с дивана. Недостаток спортивной активности так же плох, как и ее избыток.

- Значит, чтобы предотвратить подобные травмы, надо не очень сильно лелеять себя любимого. А еще?

- Разумно давать физические нагрузки. И потом, когда тебя починили, тоже вести себя разумно.

- Как долго еще надо будет находиться под наблюдением доктора после операции?

- До восстановления - постоянно, а потом периодически показываться специалисту примерно раз в год-два.

Фоторепортаж
Блоги