ВСЕ ДОРОГОЕ - РЯДОМ

КОГДА ТЫ ОКРУЖЕН ДРУЗЬЯМИ, БЛИЗКИМИ И СОБСТВЕННЫМИ КАРТИНАМИ, ТО ЖЕЛАТЬ БОЛЬШЕГО, ВЕРОЯТНО, И НЕ ПРИХОДИТСЯ. НАВЕРНОЕ, ИМЕННО ТАК ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ СЕЙЧАС АЛТАЙСКИЙ ХУДОЖНИК-ГРАФИК, ЖУРНАЛИСТ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬ БОРИС ЛУПАЧЕВ

00:00, 02 декабря 2010г, Культура 2427


ВСЕ ДОРОГОЕ - РЯДОМ Фото №1

Борис Никитич поделился главами своей жизни, запечатленными в гравюрах, рисунках и акварелях, с посетителями краевого художественного музея. В зале было тесно – столько людей пришло на открытие его персональной выставки, чтобы посмотреть работы и встретиться с автором.

Многое можно сказать о человеке, глядя на плоды его творчества. Он весь на ладони, весь раскрыт в красках, цвете, штрихе… Выставка – всегда один большой автопортрет художника.

Светло-серебристая графика. Простой карандаш – для незамысловатых и дивных сибирских пейзажей, где ели вольно раскинули свои лапы, а домики будто закутаны в дремучую чащу. Резкие линии черной туши – для экслибрисов и книжных иллюстраций. Невесомая акварель и мягкая пастель – для цветов и лиц. Рядом с людьми и астрами то и дело мелькает большая добрая собака. Это – Гера, любимица четы Лупачевых, жившая у них двенадцать лет: Борис Никитич всегда любил животных. Самая ранняя из представленных работ датирована 1978 годом, самая поздняя – нашим, 2010-м. Художник создавал этот автопортрет полжизни, и вот он перед нами, состоящий из более чем девяноста фрагментов-работ: сибиряк, умеющий видеть красоту, профессионал во многих делах. Как получилось, что в одном человеке соединилось несколько ипостасей?

– Все шло параллельно, – рассказывает Борис Никитич. – Стал художником-самоучкой, потом начал работать в газете, но рисование не бросал. И для журналиста, и для художника главное – наблюдать. Вот я и наблюдал. Мне понравилось, как сказал режиссер Андрей Кончаловский, когда ему исполнилось семьдесят: «Я из тех, кто все время подавал надежды». По-моему, эти слова можно отнести и ко мне. Я много кем мог стать, а в итоге – там взял немножко, тут чуть-чуть... Сейчас, конечно, есть какой-то результат во всех затронутых мной сферах. Однако, знаете, у художника постоянно присутствует в той или иной степени недовольство своими работами. Это не какое-то кокетство, нет. Просто мысль всегда опережает возможности. Так и должно быть. Иначе исчезнет перспектива.

Должно быть трудно

Можно догадаться, что большинству гостей представленные работы давно знакомы. Каждый здесь – друг Бориса Никитича, а по совместительству – коллега, родственник или студент. Каждый сыграл свою роль в его творчестве. Недаром художник так благодарит друзей за их сбивчивые слова. И не зря говорит, что под каждой его работой должно стоять имя его супруги Светланы Васильевны.

– Борис Никитич – один из родоначальников высшего образования среди дизайнеров-графиков на Алтае, – говорит Михаил Диндиенко, заместитель директора Института архитектуры и дизайна АлтГТУ. – Но что меня всегда особенно поражало: он умеет так интересно и четко поставить задачу, что все студенты буквально бросаются ее выполнять! Люди творческие – не самые организованные в мире, знаю по себе. Но вот Борис Никитич и сам дисциплинирован, и работу подопечных может поставить так, что все просмотры устраиваются вовремя и в полном составе. Ну, это уж я не знаю… влюбить в себя надо студентов, наверное.

Студенты смотрят влюбленно – это точно. И Борис Никитич в конце вечера напоминает школьного учителя на празднике 1 сентября: в центре толпы учеников, в руках – цветы. Он и есть учитель уже более 30 лет. Когда-то в его жизни было Новоалтайское государственное художественное училище, в 1997 году художник стал его директором. Сегодня же значительная часть сил отдается Институту архитектуры и дизайна.

– Преподавание – в общении, – уверен художник. – Надо чувствовать связь с теми, кого обучаешь, как актер ощущает свою причастность к залу. Я очень радуюсь, когда вижу успехи студентов. Как только это происходит – стараюсь зацепиться, задеть, чтобы человек, который до того ленился или не хотел, понял: ведь может, может!.. Бывает, что оба порадуемся и на этом все закончится, а иногда я долго потом привожу человека в пример другим студентам. И стараюсь внушить мысль: если что-то дается легко, нужно сразу начинать заниматься тем, что будет трудно. Только тогда начнется процесс саморазвития, без него никакой учебы не будет.

Молодежь шумит, некоторые гости выставки морщатся от ее гомона, но только не Борис Никитич. Он добродушно посмеивается, что-то говорит среди этого гама, и его тихого голоса почти не слышно. «А вас я бы хотел видеть чаще на своих лекциях, чем на открытиях разных выставок! Вы – талантливы», – доносится его пожелание в адрес какого-то высокого парня. Тот краснеет. Возможно, после сегодняшнего вечера и правда станет упорнее в занятиях. Давно известно: педагог учит не словами, а личным примером. У Бориса Лупачева учить получается.

Татьяна КРИКУН

Справка «АП»
Борис Никитич Лупачев – художник-график, работающий в области книжной и станковой графики, член Союза журналистов России (с 1964), член Союза художников России (с 1978), педагог. Художник окончил Московский полиграфический институт по специальности «Художественно-техническое оформление печатной продукции». С 1971 года и на протяжении более чем 20 лет был связан с Алтайским книжным издательством, работая над оформлением книг, брошюр и плакатов. С 2004 г. преподает в Институте архитектуры и дизайна при АлтГТУ им. И.И. Ползунова. Является автором вступительных статей к альбому «По Алтаю» (1971), книгам «Художники Алтая» (1973, 1980) и др. Неоднократно его статьи о художественной жизни края публиковались на страницах газеты «Алтайская правда».

Фоторепортаж