ЗА ЧТО В ОТВЕТЕ ГОСУДАРСТВО

00:00, 01 декабря 2010г, Медицина 2773


ЗА ЧТО В ОТВЕТЕ ГОСУДАРСТВО Фото №1

Депутат Государственной думы, первый заместитель председателя Комитета по охране здоровья академик РАМН Николай Герасименко рассказывает нашему корреспонденту о принятых и обсуждаемых Думой законах, в разработке которых он принимал непосредственное участие и которые имеют большую социальную значимость. Начался разговор с закона об обязательном медицинском страховании.

- Что в нем нового и почему возникла необходимость принимать еще один закон?

-Начну со второй части вопроса. Действующий до настоящего времени закон об обязательном медицинском страховании вступил в силу 1 января 1993 года. Кстати, Алтайский край был в числе двух регионов, где проводился пилотный проект по внедрению медицинского страхования. Это был девяносто второй год, я в то время возглавлял комитет по здравоохранению администрации края и получал разрешение Верховного Совета России на проведение такого эксперимента. В нем участвовала также Кемеровская область. Проект имел очень серьезные изменения системы финансирования здравоохранения. Тогда впервые были продекларированы такие важные понятия, как выбор врача, выбор лечебного учреждения, выбор страховой компании, оплата по полису, защита застрахованных, контроль качества, выполнение программы государственных гарантий на бесплатную медицинскую помощь.

К сожалению, за почти двадцать лет работы на практике эти принципы были плохо реализованы. То, что планировалось при введении медицинского страхования, на практике не было достигнуто. Оказание медицинской помощи застрахованным зависело от финансовых возможностей региона. А для неработающих граждан вообще не существовало единого страхового тарифа, и каждый регион сам определял, сколько денег он может выделить на медицинскую помощь пациента из этой категории населения: кто пятьсот, кто тысячу, кто полторы. Поэтому качество медицинской помощи, особенно уровень ее платности, зависело от финансовой обеспеченности региона. Чем он богаче - тем больше отчислений, тем меньше платных услуг. Понятно, что при таких условиях функции страховых компаний по защите интересов застрахованных граждан фактически не реализовывались.

Не уравниловка, но равенство

Первый базовый принцип, провозглашенный в новом законе, заключается в том, что обязательное медицинское страхование становится разделом социального страхования. Это принципиальный вопрос. Обязательное страхование является ответственностью государства. Закон устанавливает единый страховой тариф в размере 4 тысяч рублей для работающего и около 3 тысяч рублей для неработающего населения.

А чтобы уравнять диспропорцию между богатыми и бедными регионами, будет проведена централизация средств, и с 2013 года 5,1% отчислений из фонда оплаты труда будут концентрироваться в федеральном фонде обязательного медицинского страхования. Любому гражданину России, независимо от места постоянного проживания, будет оказана медицинская помощь в размере утвержденного в стране тарифа ОМС, а федеральный фонд переправит эту сумму в территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи. Так ликвидируется зависимость от финансовых возможностей регионов и вступает в действие принцип социальной солидарности, когда богатый платит за бедного. В частности, богатый регион платит за регион со скромными доходами.

Особый порядок

Эта схема начнет действовать с 2013 года, а пока в течение двух лет будет работать особый порядок использования финансовых средств. Для того чтобы улучшить условия оказания медицинской помощи и отработать многие организационные вопросы, в 2011 и 2012 годах 2% увеличения отчислений на медстрахование будут аккумулироваться в специальном фонде, учредителем которого являются Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Минздравсоцразвития. Из этого фонда, сумма которого должна составить 460 млрд. рублей, будут финансироваться мероприятия по модернизации здравоохранения.

Страхование в действии

Закон ориентирован на безусловное обеспечение государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. На основе базовой программы медицинской помощи, утвержденной правительством РФ, в регионах создаются территориальные программы, и объем предусмотренных там бесплатных услуг не может быть меньше, чем в базовой программе. А пациенту предоставляется право выбора по своему усмотрению страховой компании и лечебного учреждения. Функции страховщика переходят к ФФОМС. Страховые же медорганизации заключают договоры, оплачивают все услуги ЛПУ и при этом несут ответственность за застрахованных. Если в результате неправильных действий медицинских работников пациент погиб или получил увечье со стойкой утратой работоспособности, то страховая компания предъявляет иски лечебному учреждению и выплачивает застрахованному определенные суммы: в случае смерти 2 млн. руб., при увечье, повлекшем 1 группу инвалидности, - 1,5 млн., в случае 2 группы – 1 млн. и при 3 группе – 500 тысяч рублей.

Страховые медицинские организации не могут заниматься другими видами бизнеса, кроме страхования.

Закон расширяет участие лечебных учреждений в оказании медицинской помощи. Кроме государственных ЛПУ бесплатно обслуживать пациентов по полису смогут также частные учреждения здравоохранения, включенные в систему ОМС на заявительной основе.

Табачный вопрос

- Вы были автором первого закона о табакокурении, инициировали разработку и новой редакции закона о потреблении табака. Как дело движется?

- При разработке новой редакции закона мы базировались на положениях Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения, которую ратифицировали в 2008 году, и Концепции государственной политики в области потребления табака на 2010-2015 г., утвержденной правительством РФ 23 сентября этого года. Ситуация с курением в стране катастрофическая. Мы стоим на первом месте в мире по потреблению табака - у нас курит в среднем 40 % взрослого населения, а во всем мире только 18 %. В стране почти 44 млн. курильщиков: 61% мужчин, 23% женщин. Что особенно печально - курит 40 % беременных. Дети рождаются с табачной зависимостью, больными.

Европа уже поставила цель к 2040 году изжить курение вообще, у нас задача скромнее – к 2015 году снизить потребление табака на 15%. Но мы должны стремиться к тому, чтобы Россия тоже стала бездымной зоной.

Курильщики усматривают в ограничении курения в общественных местах ущемление своих прав, забывая о правах 60% некурящих. Но самое главное право человека - на жизнь и на здоровье, а это значит, и на чистый воздух. Важно понять, что никто не борется с самими курильщиками, мы возражаем против курения в тех случаях, когда это вредит другим людям.

В разрабатываемом законе предусматривается ограничение мест продажи табачных изделий (только в магазинах и специализированных киосках),ужесточается контроль за соблюдением правил торговли и наказание за продажу табака несовершеннолетним, вплоть до правовых санкций в виде лишения права на функционирование данного торгового объекта.

Закон запретит курение во всех общеобразовательных и спортивных учреждениях, учреждениях здравоохранения и культуры, в общественном транспорте, в лифтах и других пожароопасных зонах. Разрешено будет курение только в специально создаваемых помещениях. В местах общественного питания залы для курящих и некурящих должны быть изолированы друг от друга, а в случаях, когда разделение невозможно, приоритет отдается некурящим посетителям.

В новом законе под запрет попадают также спонсорство табачных компаний, свободная реклама табачной продукции (за исключением специализированных магазинов). Но зато на сигаретной пачке еще больше увеличивается размер предупредительных надписей о вреде курения, они «украшаются» картинками с изображением патологии, вызванной табакокурением.

Это будет комплексный закон, имеющий с 2013 года переходный период для постепенного полного внедрения в стране. В настоящее время законопроект готов, проходит экспертную проверку и при положительном заключении будет направлен в Госдуму. Цель закона – борьба за здоровье населения, особенно детского, снижение потребления табака и обеспечение права граждан на чистый воздух. Поэтому в нем предусмотрена помощь курильщикам, желающим избавиться от табачной зависимости.

Принято в первом чтении

- Зачастую табак там, где спиртное. Что предлагают законодатели для борьбы с этой бедой?

- Действительно, почти миллион граждан России умирает каждый год от трех главных зависимостей: алкоголя (примерно 500 тысяч человек), табака (400-450 тысяч) и наркотиков (около 33-36 тысяч человек). Для нас это очень болезненная проблема. Если до революции Россия была одной из самых малопьющих стран, потребляя в среднем за год около двух литров чистого спирта на душу населения, то сейчас, по данным Роспотребнадзора, у нас приходится 18 литров.

Одиночными мерами остановить алкоголизацию жителей невозможно, нужен комплекс мер, включающий улучшение жизни, занятость населения, формирование здорового образа жизни и т.д. Но и без ограничительных мер не обойтись. Мы уже начали, пусть и небольшими шагами, движение в этом направлении. Так, по всей стране ограничиваются условия продажи алкоголя. Например, введен запрет на ночную торговлю.

Законопроект, обсуждаемый в Государственной думе, направлен прежде всего на снижение преступности, связанной с потреблением алкоголя, ведь 80% преступлений в России совершается в пьяном виде. Но в территориях, где ограничили продажу спиртного (Москва, Петербург, Владимирская область и др.), преступность сократилась на 40-50 %. Теперь такое решение принято и в Алтайском крае.

Важно, что Госдума наконец приняла наш с депутатом Звагельским законопроект о признании пива крепостью свыше 1,5% алкогольным напитком со всеми вытекающими отсюда последствиями. Обсуждаемый закон запрещает ночную продажу напитков крепостью свыше 15 градусов, а пиво, даже имея 1,5 градуса, будет считаться алкоголем. Это важно, потому что у нас есть пиво и 9, и 12, и даже 20 градусов.

«Пивной» закон принят пока только в первом чтении, но надеюсь, что до Нового года мы успеем принять его и во втором, и в третьем чтении. Это значительно изменит ситуацию в стране. Тогда будет полностью запрещена реклама пива, ограничат и места его продажи, ужесточат меры контроля за соблюдением правил продажи.

Дальнейшее направление деятельности в этом вопросе: увеличение акцизов на алкоголь, контроль за производством фармацевтических, косметологических и химических препаратов, содержащих спирт. Ужесточение контроля над самогоноварением. То есть это целый комплекс мер, который планируется принимать в течение 2011-2012 годов.

Борьба с алкоголизмом не может быть однодневной. Болезнь укоренилась и требует лечения в государственном масштабе с привлечением всех слоев общества.

По ту сторону

- И еще об одном законе, обсуждаемом в Думе, хочу сказать – о запрете рекламы на деятельность чародеев, гадалок, колдунов, магов и экстрасенсов. Вред от их деятельности колоссальный и кошелькам, и здоровью, и психике граждан. Законопроект пока принят в первом чтении, но, думаю, до конца года будет окончательно утвержден.

Фоторепортаж