МНОГОТОННЫЙ «ПРИВЕТ» ИЗ ПРОШЛОГО

КАЧЕСТВЕННЫЕ ВЕЩИ СЛУЖАТ ВЕКАМИ

00:00, 24 ноября 2010г, Общество 944


МНОГОТОННЫЙ «ПРИВЕТ» ИЗ ПРОШЛОГО Фото №1

На территории «Алтайвагона» в Новоалтайске найдена железнодорожная цистерна, изготовленная еще в начале XX века. По всей видимости, она оказалась на предприятии в конце 1940-х или в начале 1950-х годов, где ее использовали под емкость для нефтепродуктов.

Молодой завод развивался, разрастался, строился. Горюче-смазочные материалы (ГСМ) стали хранить в современных специальных резервуарах. И старая цистерна, забытая и бесполезная, потихоньку врастала в землю на заводском складе.

В конце июля там начались подготовительные работы к модернизации, основные мероприятия которой намечаются в четвертом квартале 2010 года. Вместе с другим мусором «конструкцию» перевезли на складскую площадку утиля. Возможно, она так и канула бы в Лету, кабы не расторопность составителя поездов железнодорожного цеха Андрея Толстых.

- Старые цеховые машинисты посмотрели на раритет и даже не могли вспомнить, когда подобные агрегаты находились в эксплуатации, - рассказывает он. – Первая моя мысль: «Такая вещь не должна исчезнуть!» И я сразу обратился с просьбой к руководству. Чтобы, значит, сохранить находку. А действительно, почему бы ей не стать началом заводского музея железнодорожной техники?! Конечно, цистерна произведена не нашим предприятием. Но на ее примере ярко виден прогресс, которого достигла отрасль вагоностроения…

Находка, действительно, уникальна. Уже при первом осмотре обращают на себя внимание мощная деревянная рама и колеса с литыми спицами. Что, между прочим, для современного вагоностроения уже просто немыслимо. Местные исследователи из числа знатоков-техников проявили неподдельный интерес. Они отметили отличную сохранность старого изделия:

- Это очень большая редкость для техники-долгожителя.

Так оно и оказалось. По предварительному заключению зам. гендиректора испытательного центра технических средств железнодорожного транспорта Николая Андреева, это цистерна образца 1908 года. Предположительно изготовлена она в период до 1917 г. на Коломенском машиностроительном заводе. Объем котла - 15,5 кубов, грузоподъемность - до 10 тонн.

Очень экзотично (для современности) выглядит способ изготовления котла. Вместо цельного корпуса и привычных нам сварных швов здесь имеются пять листов железа. Они скреплены внахлест двойным рядом заклепок. При явной архаичности других деталей на цистерне установлен более «молодой» автоматический пневмотормоз. Спецы объясняют: в 1920-1930-х годах одновременно с выпуском новых вагонов шло переоборудование старого парка. Причем упомянутая система торможения - один из первых опытов оте-
чественных вагоностроителей.

Повторюсь. Образцы вагонов подобного возраста встречаются весьма редко. Особенно из числа цистерн. Поскольку в дореволюционной России их строили мало. Сказать прямо – это откровенный подарок судьбы. Для знающих людей, конечно.

Как пояснили сотрудники пресс-службы предприятия, сейчас намечены мероприятия по реставрации находки. В первую очередь ее тщательно изучат на предмет «прописки». Поскольку в цистерне хранились нефтепродукты, необходимо обезвредить их опасные пары. Затем ее очистят, покрасят и определят на постой - найдут достойное место на территории «Алтайвагона». Ну как для крейсера «Аврора» на питерском рейде.

 

Кстати
Музейная тема не исчерпывается вышеуказанным событием. Напомню читателям: в частности, желдор по большим датам устраивает смотры старой техники в краевом центре. А 20 августа на станции Славгород Алтайского отделения Западно-Сибирской железной дороги состоялось торжественное открытие паровоза-памятника на привокзальной площади. Он открыт в честь 100-летнего юбилея города и 100-летия посещения российским премьером П.А. Столыпиным степного Алтая.

Справка

На заметку технарям-краеведам

Для истовых технарей приведу несколько «тактико-технических» данных. Вековая цистерна имеет две оси. Колеса с восемью спицами вращались на подшипниках скольжения.

Надо отметить, что современные вагоны – четырехосные. Это обуславливает их большую грузоподъемность. Там ставят роликовые подшипники - более долговечные в эксплуатации… Роль современных пружин в ходовой части раритета выполняли рессоры из восьми полос. Судя по всему, привычное наследие гужевого транспорта.

В дореволюционной России при производстве несущих конструкций вагонов широко применялась древесина. Что было связано со слабым развитием металлургии. В означенной конструкции из дерева сделаны поперечные и продольные силовые элементы рамы (за исключением боковых и концевых балок). Посредством деревянного бруса к раме крепится и котел. Примечательный факт: все деревяшки прекрасно сохранились.

Ударно-тяговые элементы цистерны тоже разительным образом отличаются от современной автосцепки и поглощающих аппаратов. Агрегат соединялся с другими вагонами при помощи сквозной упряжи с винтовой стяжкой (она проходит снизу вдоль всей рамы). Сцепление состава производилось ручным способом. Для этого на железной дороге служили специальные рабочие - сцепщики. Чтобы избежать чрезмерных нагрузок при соударении вагонов, буферные элементы снабжены пружинной спиралью из стальной ленты.

Игорь МИХАЙЛОВ

Фоторепортаж