ПЯТНАДЦАТЬ ПОУЧИТЕЛЬНЫХ ВСТРЕЧ

В КРАЕВОМ ЦЕНТРЕ ВИЧ/СПИД ПОДВОДЯТ ИТОГИ ПРОГРАММЫ «15», ОСУЩЕСТВЛЕННОЙ В ПИЛОТНОМ ВАРИАНТЕ В ТЕЧЕНИЕ ПЕРВОЙ УЧЕБНОЙ ЧЕТВЕРТИ НА БАЗЕ БАРНАУЛЬСКОЙ ШКОЛЫ № 31 И ДЕТСКОГО ПРИЮТА

00:00, 23 ноября 2010г, Медицина 2431


ПЯТНАДЦАТЬ ПОУЧИТЕЛЬНЫХ ВСТРЕЧ Фото №1

- Программа называется «15», потому что адресована подросткам?- интересуюсь у координатора программы, заведующей отделом профилактики краевого центра по борьбе со СПИДом Марии Егоровой.

- И им тоже, но название дано по количеству обсуждаемых тем. Работа проводилась в четырех целевых группах, сформированных по гендерному типу: мальчики, девочки и их ближайшее окружение (педагоги, родители, воспитатели), и была ориентирована на профилактику ВИЧ/СПИДа, а также инфекций, передаваемых половым путем, и наркомании. Каждая целевая группа занималась отдельно, и только три встречи были общими.

Мария Андреевна рассказала, что на первой общей встрече участники проекта знакомились между собой и с программой, на второй обсуждали актуальные для нашей страны проблемы различных зависимостей, включая алкогольную, и меры их профилактики в подростковой среде, на третьей говорили о благополучии, кто и как его понимает. Речь шла уже не о материальном достатке, а о взаимопонимании в семье, о доверительных отношениях, которые нужно уметь сформировать не только между родными и близкими людьми, но и теми, кто рядом, с кем общаешься в повседневной жизни - друзьями, коллегами, знакомыми.

- Программа сложная, - комментирует ее Егорова, - многие вопросы, предложенные участникам, напрямую не имеют отношения к ВИЧ-инфекции, но косвенная связь с темой все-таки проявляет ее болевые точки. Например, при рассмотрении темы «Любовь и ответственность» невозможно было не коснуться полового пути передачи ВИЧ. А говоря о наркотиках, акцентировали внимание на умении общаться: взрослых с детьми, детей с родителями и сверстниками. Ведь зачастую ложные стереотипы мешают обеим сторонам находить взаимопонимание. В процессе занятий участники программы помимо информации и специальных знаний с помощью тренеров из числа сотрудников нашего центра получали возможность проанализировать типичные сложные ситуации и вместе попытаться найти решение, как правильно поступить.

- Как восприняли проект взрослые участники?

- Очень хорошо. Все отмечали, что в повседневной жизни мы чаще всего не задумываемся над обыденными вещами, не предвидим последствия. А «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», так и тут. В программу занятий был включен просмотр фильма «Трасса 60» с обсуждением фрагментов. Потом многие признавались, что видели фильм раньше, но воспринимали его как кинокомедию. Им даже в голову не приходило, какой же он поучительный и какие глубокие вещи в нем показаны. Для многих участников проекта и сам фильм, и затронутые в нем темы, и полученное на занятиях своего рода прозрение стали настоящим открытием. Понимаете, люди в самих себе открывали что-то заново. Это, считаю, дорогого стоит.

Оценила взрослая аудитория и совместную с подростками часть работы. Причем не только дискуссионную, но и чисто рукотворную, когда сообща трудились над созданием флага. Или творческую, когда разрабатывали предложения по изменению какой-то социально значимой инициативы.

А о том, как оценили свое участие в программе «15» подростки, рассказала тренер девичьей группы Светлана Федина.

- Несмотря на то, что дети приходили на наши занятия после уроков, то есть немного уставшими, было видно, что им интересно. На вопрос, что же их привлекло, отвечали, что затрагивались вопросы, которые они не могли обговорить с родителями. По разным причинам: стеснялись или даже боялись, или не было контакта, доверия между ними, или из-за неумения родителей говорить на такие темы, ведь многие дети воспитываются в неполных семьях, у многих из них пьющие, курящие или наркозависимые родители.

Видела я интерес к предложенным темам и на общих встречах. Обе стороны отмечали, что общение на равных открыло им по-новому друг друга. Девочки и в самих себе почувствовали изменения, они стали более активными, инициативными, у них как будто открылись глаза на то, чего раньше не замечали или не считали важным. При изучении темы наркомании одна из девочек поделилась опытом общения с отцом-наркоманом. Все происходило на ее глазах: от изготовления наркотика до приема, кайфа и ломки. «Сама я никогда не буду потреблять наркотики», - говорит девочка. Но ведь бывает и противоположное влияние: кто-то в кайфе, а я нет, тоже хочу попробовать. Интерактивные занятия, ролевые игры, дискуссии, просмотры фильмов, видеороликов с последующим обсуждением увиденного и помогали девочкам понять то, что раньше оставалось назамеченным.

И когда на заключительную встречу представляли проект по народным инициативам, они предложили в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом провести в школах города или даже края акцию по здоровому образу жизни, организовать лекторий с участием специалистов и дискотеку, чтобы привлечь побольше молодежи. А в обращении к директору школы высказали пожелание устроить день отказа от курения и других вредных привычек (например, сквернословия) как среди детей, так и взрослых.

Я сама как мама сына-подростка получила полезный опыт, который помог мне встать на его позицию. Во время занятий я сама часто старалась вспомнить себя в его возрасте и поставить в ту ситуацию, которую мы обсуждали.

- Вы ведь не в первый раз работаете с детской аудиторией. Она с годами меняется?

- Да. В чем-то они более продвинутые, но при этом отмечаю, что раньше дети были более информированы в вопросах, касающихся ВИЧ-инфекции. Сейчас даже само определение ВИЧ, как расшифровывается, вызывает у многих затруднение. Видимо, мы все-таки недостаточно говорим на эту тему, хотя распространенность проблемы осталась, а ее актуальность усилилась. Хотя бы в том, что уже подрастают дети, рожденные с диагнозом ВИЧ от инфицированных матерей. Детям придется идти в школу, и вопросы их интеграции в коллектив имеют очень важное значение. От информированности сверстников и педагогов, от толерантности окружающих зависит очень многое в жизни этих детей.

В то же время я с сожалением отмечаю, что дети становятся более агрессивными. Им сложно строить конструктивные диалоги не только между собой, но и при общении со взрослыми. Они выбирают либо деструктивный вариант общения, либо вообще перестают поддерживать контакт, отмалчиваются. Слабеют и коммуникативные связи между детьми. В чем-то это следствие глобальных социальных изменений в обществе, в чем-то отрицательное влияние телевидения, Интернета. А детей это тоже беспокоит. Все они отмечали, что с ними никогда прежде не говорили на темы, которые мы обсуждали в программе «15».

- Считаете ли вы достигнутой главную цель проекта?- спрашиваю Марию Егорову.

- Да. Нашей задачей было дать информацию не только о ВИЧ-инфекции и помочь интеграции ВИЧ-инфицированных людей в общество. С участниками программы прорабатывался широкий круг социально значимых проблем: алкоголизм, наркомания, репродуктивное здоровье и др. Надеемся, что повышение знаний по различным аспектам здоровья среди участников программы будет способствовать его сохранению, а также и формированию у них ответственного и безопасного поведения, а это значит, и повышению качества жизни.

Фоторепортаж
Блоги