ПОЭЗИЯ ЦВЕТА

00:00, 18 ноября 2010г, Культура 1778


ПОЭЗИЯ ЦВЕТА Фото №1

В краевом художественном музее работает персональная выставка заслуженного художника России Федора Торхова, посвященная 80-летию известнейшего мастера алтайского изобразительного искусства. Название «Алтай – Монголия» определяет не только главные темы творчества, но и основные жизненные координаты мастера: уроженец Кемеровской области, проживший более 70 лет на Алтае, именно Монголию он считает своей малой родиной. Поздравить художника с юбилеем и прекрасной экспозицией пришли представители краевой и городской администраций, депутаты АКЗС, коллеги-художники, друзья и общественные деятели.

Благодаря богатству цвета и света, так свойственному живописи Федора Торхова, многие гости не сразу заметили, что в зале музея довольно темно: пожарные предписали убрать дополнительное освещение, так что открытие проходило в полумраке. Директор музея Инна Галкина призывала присутствующих еще раз прийти в солнечный день, чтобы вполне насладиться мажорной и оптимистичной живописью Федора Семеновича. Впрочем, цветовое решение торховских работ позволяет им производить яркое впечатление даже в убийственных для любой другой живописи условиях.

– Эта выставка – большое событие не только для края, по сути, она международная, – заметил в своем выступлении начальник краевого управления по культуре и архивному делу Анатолий Ломакин. – Федор Семенович, живя на Алтае, нашел свои темы для творчества: Алтай и Монголия. И, наверное, мы реже видим его персональные выставки у нас в крае, чем в Монголии… Мне приходилось быть с ним в этой стране, и я видел уважительное отношение властей и простых жителей к Федору Семеновичу. Это не случайно, ведь он на протяжении многих лет, по сути, писал историю Монголии.

Поздравляя художника с открытием персональной выставки, председатель комитета по культуре города Барнаула Валерий Паршков признался, что в молодости, вдохновленный живописью Федора Семеновича, поехал работать в Кош-Агач и в Монголию, в Баян-Ульгийский аймак.

На груди художника-юбиляра среди разнообразных российских и монгольских наград нашлось место и для медали Алтайского края «За заслуги перед обществом», которой он только что награжден.

– Наша организация Союза художников лишь чуть моложе Торхова, ей в этом году исполнилось 70 лет. И я прошу заметить, что именно на плечах Федора Семеновича и по сей день держится развитие изобразительного искусства на Алтае, – сказал председатель краевой организации Союза художников России Владимир Прохода.

Верность традициям русской реалистической живописи и последовательность художественных пристрастий Федора Торхова – качества, не единожды отмеченные гостями выставки. Однако в музее считают, что это скорее следствие нашей зрительской привычки – все-таки трудно найти в Барнауле любителя изобразительного искусства, который бы не видел торховских работ и не ассоциировал их с определенным периодом в истории советского искусства. На деле все не так однозначно.

Строго говоря, Федор Торхов «реалист» лишь в том смысле, что его работы полны энергии и жизни, а сам мастер – и это очевидно для всех – обладает превосходной живописной школой. Но лучшие его пейзажи чрезвычайно декоративны и сложны пластически, а ранние произведения конца 50-х годов, представленные в экспозиции, явно тяготеют к жизнелюбивому импрессионизму. И потому совсем не удивительно, что Торхову как никому другому удается писать монохромную природу Монголии многоцветной.

– Творчество Федора Семеновича не такое уж простое, и однозначно определять его манеру как «реализм», наверное, немного вульгарно, – считает куратор выставки, научный сотрудник отдела отечественного искусства 20–21 веков Евгений Пешков. – Данная экспозиция была выстроена самим художником в основном из тех произведений, которые хранятся в музее, а главным для нас было показать как можно больше работ. Я бы обратил особое внимание зрителей на большое полотно «Урочище Кок-Тау», которое многим нравится в силу своей пластической живости, а также на знаменитые картины «Таймень-озеро» (1967 год) и «Когда цветут огоньки» (1969).

Кроме большеформатных пейзажей есть на выставке и совсем камерные работы, которые музейщики называют настоящими живописными жемчужинами: «Теплый вечер», напитанный розоватым светом закатного солнца, и полный движения и воздуха «Осенний шум».

Отдельно следует сказать и о торховских портретах – портретах русских и монгольских ветеранов, героических космонавтов, государственных лидеров и простых механизаторов, доярок и студентов. Применительно к этим лицам, озаренным неким внутренним светом, выражение «духовный мир человека» не выглядит пустым штампом. Умение запечатлевать этот свет во взгляде модели, когда-то необходимое всякому приличному художнику, сегодня, кажется, повсеместно утрачено.

Справка «АП»
Федор Торхов родился в селе Верх-Коевал Кемеровской области. В 1947-48 году учился в студии изобразительных искусств при Союзе художников Алтайского края. Продолжил образование в Республиканском художественном училище им. Бенькова в Ташкенте. Работает в жанре тематического пейзажа и портрета. С 1979 по 1991 год был председателем Алтайского отделения Общества советско-монгольской дружбы, руководитель двух творческих групп российских и монгольских художников (1982-84 и 1986-88гг.). Заслуженный художник России (1980). В 2000 году открыл персональную картинную галерею в городе Баян-Ульгий (Монголия) и подарил ей 50 своих произведений. В 2005 году передал в дар Монголии еще 70 работ.

Фоторепортаж