ГЛАЗАМИ СВИДЕТЕЛЕЙ И УЧАСТНИКОВ

В КРАЕВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА "А МУЗЫ НЕ МОЛЧАЛИ"

00:00, 20 марта 2010г, Культура 2830


ГЛАЗАМИ СВИДЕТЕЛЕЙ И УЧАСТНИКОВ Фото №1

Фото Наталья ТЕПЛЯКОВА

Это первый из запланированных на весну проектов ГХМАК, посвященных Великой Отечественной войне. В открывшейся 18 марта экспозиции представлены музейные работы художников-фронтовиков и тружеников тыла, так или иначе обращавшихся в своем творчестве к военной теме. Однако не стоит ожидать, что атмосфера в небольшом зале на втором этаже пропитана трагедией и болью – как раз наоборот. Многие работы на первый взгляд светлы и безмятежны – как лирический натюрморт с розами Глеба Белышева. И лишь особое внимание зрителя к деталям постепенно проявляет их "второе дно".

Впрочем, старшеклассникам, составившим львиную долю пришедшей на открытие публики, все это пока приходится специально объяснять.

Большинство представленных на выставке работ были написаны спустя десятилетия после
войны – хотя и тогда, в 60-70-е годы, их авторам тяжело было вспоминать пережитое на фронте. Виктору Зотееву, попавшему на войну в 1943 году и в 18 лет прошедшему страшные бои на Орловско-Курской дуге, в этой экспозиции принадлежит полотно "Ночь перед боем", которое он писал десять лет. На этой темной картине запечатлена сцена отдыха солдат в окопе перед сражением. Сдержанная коричнево-бурая цветовая гамма разбавлена тревожными багровыми тонами неба над горизонтом.

Вдова художника Лидия Александровна говорит, что после демобилизации и окончания художественного училища Виктор Зотеев выбрал мирный жанр пейзажа, а к военной теме обратился лишь по ее просьбе и написал всего три картины. О том, до какой степени это было личное высказывание, говорит хотя бы тот факт, что в качестве одного из солдат на картине "Ночь перед боем" художник изобразил самого себя.

Совершенно иное настроение в ярких многоцветных работах Майи Ковешниковой – символическом натюрморте "Незабудки" и портрете матери солдата. На последнюю работу директор музея Инна Галкина обратила особое внимание присутствовавших на открытии подростков:

– Этот портрет был написан с натуры в одном из сел Алтайского края в 1975 году, когда еще были живы те матери, чьи дети ушли на фронт, добыли победу и не вернулись. Возможно, вам портрет ничего не скажет, но для меня эта женщина – как моя бабушка: она вот так и одевалась, так и повязывала платок и у нее были такие же натруженные руки. Майе Дмитриевне как труженице тыла эта тема была особенно близка.

Есть здесь и совершенно мирный по духу "Портрет девушки с орденом" художника Волкова: если бы не этот самый орден на гимнастерке, невозможно было бы представить, что эта совсем юная, чуть улыбающаяся румяная барышня прошла войну. А в портрете ветерана (автор – Николай Иванов) и вовсе нет кителя с орденскими планками, зато есть взгляд, в котором читается слишком многое.

– Экспозиция камерная, в ней всего около 30 работ, но каждая из них по-своему интересна. Прежде всего потому, что это война глазами ее очевидцев и участников, – объясняет куратор выставки старший научный сотрудник отдела отечественного искусства XX-XXI веков Александр Федотов. – Кроме живописных работ народного художника Михаила Будкеева, Владимира Шкиля и заслуженной художницы Майи Ковешниковой, которая была труженицей тыла, здесь есть интересные вещи Ивана Харина, который в 40-е годы был председателем Алтайского отделения Союза художников. Иван Евсеевич, кстати, принимал в Барнауле художников, эвакуированных из Москвы и Ленинграда. Еще я хотел бы обратить внимание зрителей на графические эскизы "Окон ТАСС" художника Сергея Астры-Гречухи, который работал в Горно- Алтайске (тогда – Ойрот-Тура).

Эскизы агитплакатов для "Окон ТАСС" 1941-1942 годов, выполненные тушью, отличают чрезвычайная язвительность и наглядность: есть тут, например, огромный сияющий меч, опускающийся на трусливо улепетывающую темную неказистую фигурку – видимо, шпиона. Лист "Гитлер сел в галошу. Ветер с Востока", действительно, изображает промокшего и унылого фюрера, который скорчился под зонтиком в огромной галоше, плывущей под ветхим парусом (и это еще в 1941 году!). А призыв разоблачать шпионов и паникеров проиллюстрирован двумя неприятными персонажами (собственно, шпионом и паникером), один из которых душит длиннющим языком другого. А как выглядели эти самые "Окна ТАСС" и как жадно их рассматривали горожане, можно увидеть на акварели самого Сергея Астры "Около Дома культуры в дни войны".

Новости партнеров
Фоторепортаж