ГАРМОНЬ, ЛЮБОВЬ И БАРНАУЛ

В ДОМЕ № 9 ПО РЫНОЧНОМУ ПРОЕЗДУ В БАРНАУЛЕ ПО СУББОТАМ, БЫВАЕТ, СОБИРАЮТСЯ ПО 15-20 ГАРМОНИСТОВ

00:00, 12 ноября 2010г, Культура 8116


ГАРМОНЬ, ЛЮБОВЬ И БАРНАУЛ Фото №1

В двухкомнатной квартире повернуться негде. И так уже более пятнадцати лет подряд. Здесь сложился неформальный клуб любителей-музыкантов. Удивительно, но соседи по подъезду не возражают, когда с четвертого этажа несутся переборы сразу нескольких инструментов, значит, хорошо играют.

«Хромка» жива!

Хозяин «музыкальной квартиры» Семен Решетов озабочен:

- Когда-то гармонисты были в каждом сельском клубе, а в райцентрах - целые ансамбли. Сейчас лишь кое-где. «Однорядки» вообще редко у кого остались, «хромка» - двухрядная гармонь – еще жива. Есть и кому на ней играть, только ни один клуб нас под свое крыло не берет. В прошлом году попробовали предложиться городскому Дворцу культуры, ответного энтузиазма не встретили. Гармонисты сегодня не востребованы, вот и приходится собираться на дому. Каникулы у нас только летом. А как заканчивается садово-огородный сезон, снова встречаемся, и не один раз в неделю.

Как заметил Семен Герасимович, почти все они родились в деревне, где гармонь была в почете, а умеющий держать ее в руках считался первым парнем на селе. И хотя они давно живут в городе, тоскуют по двухрядке. Многие могут играть и на баяне, но говорят, что это все же не то. «Все увлеклись фонограммами, караоке, а ведь под живую музыку выступать интереснее».

- Как вы, сельские гармонисты, нашли друг друга в Барнауле?

- В восьмидесятых годах по выходным мы собирались на Малаховском рынке, где была барнаульская барахолка. Туда приезжали не только гармонисты, но и мастера, изготавливающие этот инструмент. Набиралось до двух десятков музыкантов-любителей, которые общались между собой и давали импровизированные концерты прямо на улице. Там в 1987 году нас и нашел известный сибирский гармонист Геннадий Заволокин. Он сказал: «Ребята, организуйте свой ансамбль «Играй, гармонь» и приезжайте выступать в Новосибирск». Мы так и сделали. Там со всей страны тогда 600 гармонистов собралось – такая сила! Когда вернулись с фестиваля, пришли в ДК котельщиков. Нас хорошо встретили. Женский вокальный ансамбль пел под баян. Мы стали ему аккомпанировать сразу в шесть-восемь гармоней. Руководил ансамблем Михаил Ишуткин. А уговорил нас пойти на такой шаг наш заводила Николай Вавилов. Это о нем в свое время Геннадий Заволокин сказал: «Мы все «нотники» имеем музыкальное образование. Но я знаю одного гармониста на Алтае, который без нот сыграет нашу музыку намного лучше и красивее». Два года назад в июне Вавилов поехал в Иваново на очередной фестиваль «Играй, гармонь» и в поезде умер – отказало сердце. Не доехал до Москвы 300 километров. Для нас это невосполнимая потеря. Кстати, вопреки досужим вымыслам, гармонисты - народ не пьющий.

 

Бывали дни веселые…

За ансамблем был закреплен свой автобус, за десять лет самодеятельные артисты объехали на нем почти все районы края. После уборки их приглашали на праздники урожая и другие торжества. Раз в месяц выступали в Белокурихе, каждый четный год участвовали в международном фестивале «Играй, гармонь», который проходил в Иваново. Представляли там Алтайский край. Весной 1995 года Николая Вавилова и Семена Решетова пригласили выступить на открытии Поклонной горы. Они взяли с собой третьего музыканта Василия Журавлева. 2 мая наших гармонистов попросили выступить на Васильевском спуске перед делегацией американских ветеранов, прибывших на праздник Победы. Там для гостей накрыли столы.

Не сговариваясь, троица начала со звонких переборов «Матани», потом перешла к другим народным мелодиям. Голосистые женщины из какого-то вокального ансамбля подхватили песни, и получился целый концерт. После этого выступили в Измайловском парке, а на Поклонной горе в тот раз не удалось сыграть. Зато потом алтайские гармони звучали там не единожды.

Конечно, ансамбль участвовал во всех фестивалях «Играй, гармонь», которые проходили в Барнауле и на Чуйском тракте. А перед американцами еще раз выступить довелось лет десять назад, когда их делегация приезжала на Алтай.

- Мы всегда играли для души. А когда во главу угла начали ставить деньги, я ушел из ансамбля, - качает головой Семен Герасимович. – Постепенно все распалось. Гармонистов не стало слышно, а молодые ребята стесняются показывать, что знают этот инструмент. Сейчас даже на фестивалях «Играй, гармонь» звучат больше баяны.

У каждого гармониста, приходящего к Решетову, была или есть профессия, «которая кормит». А гармонь – для души. Сам хозяин работал сварщиком в «Мостоотряде-96», Виктор Карякин – электриком на станкостроительном заводе, Александр Нитиевский – на комбинате химволокна. Три Владимира - Жигульский, Зотин, Бровкин, Сергей Ярыгин, его сын Иван, недавно отслуживший в армии, и другие гармонисты-любители освоили инструмент еще в детстве, перенимая переборы у отца, дяди, брата. У Семена Решетова, например, отец был известен на всю Кировскую область и четверым своим сыновьям передал любовь к гармони.

- Я с четвертого класса играл на гармошке, один на все село, - рассказывает Александр Нитиевский. - Меня даже с уроков отпускали, чтобы на свадьбах музыка была. В армию в 1959 году уходил уже с баяном. Служил на Курильском острове Итуруп в одной роте с четверкой отважных: Зиганшиным, Поплавским, Крючковским, Федотовым. Помните, они зимой 1960 года 49 дней в открытом океане на оторвавшейся барже дрейфовали, пока их не подобрал американский крейсер?

- Чтобы выжить, они варили свои кожаные ремни, сапоги и даже съели гармошку…

- Точно, она принадлежала Ивану Федотову, я помню, как он на ней играл. После этой истории о них все газеты Советского Союза писали. Их возили по стране как героев, а Федотову в Туле подарили новую гармонь. Кстати, раньше перед поездками в Иваново нам по три комплекта инструмента заказывали разной тональности и стоили они недорого. Сейчас за хорошую гармонь тысяч 50-70 выложить надо.

 

Звонкое разноголосье

Выяснилось, что у каждого музыканта-любителя не по одному инструменту. У Семена Решетова самая старая гармонь сделана сразу после войны. Среди узоров, украшающих ее корпус, мастер оставил свою фамилию «Мухин Г.В.». У Виктора Карякина, отыгравшего восемь лет в тальменском ансамбле «Тальяночка», есть гармонь, изготовленная в 1963 году на Украине, в городе Гомеле, мастером Приходько. Тот назвал ее «Победа». На другом инструменте надпись: «Любительская». Инкрустированные буквы расположены столбиком сверху вниз. По общему мнению, гармонь голосистее баяна и звонче.

Во время встречи члены неформального клуба не раз вспоминали Николая Вавилова, руководившего ансамблем «Играй, гармонь» при ДК шинников. На каждом концерте ансамбль исполнял его песню со словами «В душе моей навек соединились гармонь, любовь и город Барнаул!». Больше всего их печалит, что сегодня в деревнях не слышно гармони, закрыты клубы, не обновляется библиотечный фонд. Молодежи пойти некуда. Может быть, поэтому люди уезжают в город. «Даже во время войны в каждом селе было где вечером собраться, попеть, потанцевать под гармошку», - вспоминает Виктор Карякин.

Его поддерживает Семен Решетов: «Мы не за деньги хотим выступать, а чтобы приходили нас послушать и старики, и молодые ребята. Мы им свои гармони отдаем – играйте! А предприниматели могли бы приобрести мальчишкам, желающим учиться игре, «хромку» хотя бы за 20-25 тысяч. Родителям такую сумму трудно осилить. А мы бы помогли найти инструменты».

Чего хотят барнаульские гармонисты? Заниматься при каком-нибудь Доме культуры и чтобы у них появился новый руководитель, грамотный организатор. Такого человека они уже нашли. Лариса Зеленина сама играет на гармошке, хорошо поет, заочно учится в академии культуры, знает нотную грамоту и обладает организаторскими способностями. Пока она живет в Тальменке, но собирается переезжать в город. Побывала в гостях у гармонистов и, кажется, не прочь взяться руководить ансамблем, добавить вокальную и танцевальную группы.

На прощание Семен Решетов сказал:

- Мой отец говорил: «Над Россией должны звенеть колокола и раздаваться переборы гармони».

Справка «АП»

Гармонь (гармошка) – духовой язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Согласно исследованиям академика Мирека, в России первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука – при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха).

Русские гармони делятся на два вида: у одних при растяжении и сжатии мехов каждая нажатая кнопка издаёт звук одной и той же высоты, у других – высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов.

К первому типу относятся такие гармони, как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время), ко второму – «тальянка» (сокращенное от «итальянка», у которой на правой клавиатуре находятся 12-15 кнопок, а на левой – три), «черепанка», «тульская», «вятская».

Фоторепортаж