НЕЗАКЛЕЙМЕННЫЕ

ПОЧЕМУ ЭТИКЕТКИ СО СЛОВОМ «АЛТАЙСКИЙ» УКРАШАЮТ ТОВАРЫ ЧУЖИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

00:00, 12 ноября 2010г, Общество 1930


НЕЗАКЛЕЙМЕННЫЕ Фото №1

В мире нет конкуренции товаров: между собой уже давно соперничают торговые марки. О том, что это за зверь, насколько важно сегодня производителю иметь охраняемое государством условное обозначение своей продукции, говорили в конце октября участники Всероссийского совещания по проблемам товарных знаков и наименований мест происхождения товаров.

Сказано – куплено

Мало кто знает точное определение термина «Товарный знак», но всем знакомы простые, лаконичные, запоминающиеся обозначения, которые сопровождают деятельность предприятий. Без них не обойтись, потому что похожих товаров много, а надо навязать покупателю именно свой. Вот и приходится убеждать, что он лучше, причем убеждать до такой степени, чтобы выработать у потребителя автоматизм в его приобретении. И в этом неоценимая роль принадлежит товарному знаку. Он играет роль связующего звена между производством и потреблением. Производитель запускает массированную рекламу, которая воздействует на потребителей на улице, в транспорте и дома. Поток информации, который обрушивается на нас, – это не что иное, как наперегонки предлагаемые товары. В самый разгар фильма начинается рекламный блок, и дорогим женщинам предлагают косметику «Dove», которая позволит сделать их моложе лет на двадцать. Стильные буковки, а чуть ниже – голубок. А если у вас болит голова, то надо носить в сумочке таблетки «Нурофен» (такие, с красным кружочком на упаковке).

Безликий же товар сразу вызывает недоверие, подозрение у покупателей. Такие товары котируются меньше, и стоимость их может быть существенно ниже известных раскрученных вещей.

- По-хорошему, надо вначале зарегистрировать торговую марку, как следует ее разрекламировать, а уж потом брать потребителя тепленьким, - советует предпринимателям Светлана Горленко, главный научный сотрудник Роспатента.

На раскрутку товара за рубежом обычно уходит около трех лет, но это сторицей окупается за счет постепенной дополнительной наценки. Известная торговая марка со своей историей прочно ассоциируется у покупателей с потребительскими свойствами товаров. Она сама по себе представляет ценность, это так называемый нематериальный актив, который владельцы марки учитывают в своих бухгалтерских балансах, начисляют на него амортизацию и могут продать другой компании за большие деньги. Стоимость таких активов иногда составляет астрономическую цифру. Например, торговая марка «Coca Cola», по некоторым данным, оценивается в 72 млрд. долларов.

Некоторые правообладатели торговых марок извлекают прибыль, продавая лицензии на их использование другим производителям, оставаясь владельцами. Есть умельцы, для которых регистрация сразу десятка, а то и сотни торговых марок для последующей перепродажи - весьма доходный бизнес.

 

Сыры алтайские из Москвы

Немало алтайских производителей обзавелось торговыми знаками и даже зарегистрировали их в Роспатенте. Причем поток заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности нарастает. По информации начальника управления инновационной и кластерной политики Главэкономики Алтайского края Александра Жидких, в прошлом году подано 208 заявок, что на 26 больше, чем в 2008 году. Их оформлением занимаются в основном Алтайский центр научно-технической информации, Алтайская торгово-промышленная палата и ООО «Патентсервис». Собственные патентные службы также имеют крупные вузы и предприятия, в которых теплится инновационная деятельность.

На практике нередки случаи, когда уже известная на рынке компания не спешит регистрировать свой товарный знак и конкуренты не упускают возможности использовать его в своих интересах.

Как следствие – растет число судебных обращений. Например, известно об иске Чебоксарской макаронно-кондитерской фабрики к ОАО «Алтайские макароны», о споре между организациями «Алтайский пчелоцентр» и «Пчелоцентр Алтая».

Наиболее сложно, говорит Александр Жидких, обеспечить охрану товарных знаков, состоящих из географических обозначений. Для нашего края актуальна регистрация словесных обозначений, включающих прилагательное «алтайский», правообладателем которых являются фирмы из других регионов. Например, товарные знаки «Алтайские зори» и «Алтайская нива» принадлежат новосибирским компаниям, а «Алтайские сыры» - московской.

Равнение на вологодцев

Кроме торговой марки существует и такой вид интеллектуальной собственности, как «наименование места происхождения товара» (смотри справку). НМПТ имеет огромное социальное значение. Потому что это обозначение, как правило, связано с объектами материальной и духовной культуры. Это наша история и традиции.

Увы, предприятия Алтайского края не зарегистрировали ни одного НМПТ, кроме - «Бехтимирская минеральная вода». Это очень обидно, если считать, что наш край имеет большой природный потенциал. Алтай, как выразилась Светлана Горленко, это невытоптанная земля. Здесь есть все: и степи, и леса, и горы, и водоемы.

- Здесь наверняка есть продукция, которая ассоциируется у потребителей с Алтайским краем и расположенными на его территории географическими объектами, - считает московский специалист.

У изготовителей должна быть колоссальная заинтересованность в регистрации НМПТ, чтобы подчеркнуть, что такого качества товар можно произвести только в этом месте и нигде больше. Поэтому в охране таких объектов заинтересованы не только изготовители, но и администрация региона. Такие товары становятся символом региона, улучшают инвестиционный климат.

Например, администрация Вологодской области добилась, чтобы наименование «Вологодское масло» было исключено из ГОСТа и технического регламента. И только шесть предприятий на территории области имеют право его производить. Причем разработан механизм контроля качества этого продукта: с одной стороны, за аутентичностью следит созданная гильдия изготовителей вологодского масла, с другой – региональный центр качества. Гильдия также занимается продвижением продукта на рынок.

По мнению руководителя Рос-патента Бориса Симонова, Алтайский край ассоциируется у россиян с местом, где производится экологически чистая продукция. Надо укрепить это представление, сделав, например, сыр визитной карточкой края. Алтай может стать центром сыроделия РФ. Все предпосылки для этого есть, уверен Симонов. Как, может быть, и у меда.

 

Медовая карта

- В Москве продается много «алтайского» меда, который никакого отношения к Алтаю не имеет, - заявил Евгений Даринов, начальник отдела департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза. - И вы как производители должны решать эту проблему.

Даринов рассказал, что сейчас к ним поступила заявка на выдачу заключения на «Бурзянский мед» (Башкирия). Этот мед, по мнению минсельхозовского чиновника, обладает уникальными свойствами и национальными традициями производства, поэтому на него будет выдано заключение об особых свойствах, на основании которого Роспатент должен зарегистрировать НМПТ. Естественно, такая бумага активизирует сбыт, а значит, производство, что благоприятно скажется на социально-экономическом развитии территории, где производится бурзянский мед.

Между тем алтайский мед уже давно превратился в бренд, известный за рубежом, хотя он не зарегистрирован ни как торговая марка, ни как название места происхождения товара. Наличие дешевого фасованного меда из европейской части страны или Китая, обозначенного как алтайский, особенно в сетевых супермаркетах, создает препятствие для дорогой качественной продукции от наших производителей. Легкость фальсификации объясняется тем, что достаточно вывезти с Алтая несколько фляг меда с настоящими сертификатами качества, а потом, прикрываясь ими, реализовывать низкокачественную продукцию.

Руководитель барнаульской компании «Пасеки Предгорья» Сергей Зинченко сообщил, что он подал заявки на правообладание торговыми марками «Пасеки Предгорья» и «Алтайпчелопродукт» и хотел четко зафиксировать место происхождения товара, запустив проект «Медовая карта Алтая». Суть его в том, чтобы помочь потребителям отследить, где произведен мед, с помощью интернет-сайта по специальному коду на упаковке. Но фирма не получила поддержку у большей части алтайских производителей, которые побоялись доверить свою репутацию, по сути, конкуренту. Из этого Зинченко делает вывод, что программа должна иметь краевой статус и официальные правила, чтобы получить доверие большинства пчеловодов. Администрация края, по мнению предпринимателя, также может организовать переработчиков, чтобы кто-то из них или союз выступил заявителем на НМПТ «Алтайский мед». А компания «Пасеки Предгорья» готова принять активное участие в этом процессе, взяв на себя финансовый вопрос.

В ходе обсуждения предложения Зинченко московские гости сделали несколько рекомендаций. Например, Борис Симонов заявил, что ООО «Пасеки Предгорья» пошло по неверному пути, затеяв проект «Медовая карта Алтая». Надо начинать с правовых механизмов защиты, о потом дополнять их техническими, а не наоборот.

А Светлана Горленко порекомендовала сначала зарегистровать НМПТ «Алтайский мед», а потом каждый производитель может зарегистрировать и свою торговую марку, например, «Пасечник Сидоров», которая бы дополнялась НМПТ. Они могут объединиться, чтобы следить за качеством своей продукции и отгонять конкурентов из других регионов. В качестве заявителя может выступить любой производитель этого меда или общественная организация - союз производителей. При этом Евгений Даринов подчеркнул, что для выдачи заключения Минсельхоза важна позиция курирующего управления в регионе. В данном случае - управления по пищевой и перерабатывающей промышленности, поскольку у министерства нет функции проверять качество товара.

Справка «АП»
Наименование места происхождения товара (НМПТ) — уникальный объект интеллектуальной собственности, позволяющий в установленном законом порядке закрепить за производителями региона (обеспечивающими определенные качества продукции благодаря природным и/или людским ресурсам) права на данное наименование. В России в качестве примера можно назвать такие НМПТ, как вологодское масло, оренбургский пуховый платок, адыгейский сыр.

Прямая речь

Борис Симонов, руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент):

- Интеллектуальная собственность ради признания своего умственного потенциала не нужна. Она нужна для использования ее результатов в экономике. И как эти результаты внедрить, облачить в реальный продукт инноваций, технологий, услуги. Но нам не хватает стратегических менеджеров, которые и должны этим заниматься.

Вы видите, как мало у нас патентных поверенных. У нас практически отсутствуют патентоведы, мы потеряли существовавшую ранее систему, когда любое крупное предприятие имело патентно-лицензионный отдел. Но прошлого уровня сегодня недостаточно, потому что система была заточена на поддержку изобретательства, но не на коммерциализацию продуктов интеллектуального труда. Беда наших ученых в том, что они могут создавать новые знания и продукты, но не имеют представления, как их включить в экономику. Отсутствие таких специалистов сегодня становится для России критическим.

Поэтому мы будем поддерживать любые инициативы, направленные на выращивание подобных кадров.

Фоторепортаж