ВОЗМОЖНО, ОН СТАНЕТ ЛЕГЕНДОЙ...

00:00, 12 ноября 2010г, Культура 2826


ВОЗМОЖНО, ОН СТАНЕТ ЛЕГЕНДОЙ... Фото №1

Кандидат филологических наук Татьяна Черняева решила сделать так, чтобы книгочеи познакомились с творчеством Георгия Гребенщикова. Он был нашим земляком и выдающимся писателем-эмигрантом.

Непаханая целина

- Георгий Гребенщиков почти неизвестен русскому читателю. Татьяна Георгиевна, расскажите, пожалуйста, как случилось ваше знакомство с этим автором?

- В 1994 году у меня был студент Артем Бочкарев (несколько лет он работал корреспондентом «Алтайской правды». – Ред.). Он тогда начинал работать в музее истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА). Как-то разбирали архив, привезенный из Америки, и он неожиданно нашел тему для дипломной работы - «Военные очерки Георгия Гребенщикова в газете «Русские ведомости»» и стал моим дипломником. Тогда-то я и прочитала роман «Чураевы» Гребенщикова, с которым писатель вошел в историю.

Я знала, что на Алтае Гребенщиков никогда не издавался. В 1982 году в Иркутске его произведения издал известный исследователь сибирской литературы Николай Яновский. И (если судить по тому однотомнику) я не могла согласиться, что Гребенщиков - потрясающей силы писатель. Многое было неясно и неточно.

Тогда и решила заниматься «делом Гребенщикова» как филолог, потому что это была, попросту говоря, «непаханая целина». Шукшина изучали все, о Гребенщикове же не знал никто!

Стояло лето 1995 года, очень жаркое, почти как нынешнее в Москве. Я сидела на восьмом этаже в архиве, передо мной были разложены старые письма… Я перенесла их в машинописный текст, потом они публиковались в журнале «Барнаул». С этого все и началось.

- То есть первым делом вы стали работать с его письмами?

- Да, я всегда любила текстологическую работу. Нужно было находить и издавать все написанное Гребенщиковым, исследовать его письма. Необходимо, чтобы тексты писателя были известны. Ведь Гребенщиков - фантомный писатель, и его роман «Чураевы» – фантомный роман, потому что никто ничего о нем не знает. Это меня и привлекло… Побудило посетить архивы Томска, Усть-Каменогорска, Москвы и Петербурга. Конечно, к настоящему времени найдены еще далеко не все письма Гребенщикова. Но по крайней мере все, что мне удалось найти, уже опубликовано в двух небольших книжках. И надо заметить, что из этих писем вырисовывается сложная, очень самобытная личность...

Летом я послала книги писем младшей внучке Гребенщикова. Мы выяснили, что у сына писателя, Анатолия Георгиевича, было две дочери. И недавно краевое управление по культуре и архивному делу и я лично затеяли с ними переписку. Ведь издания писателя должны быть с юридической точки зрения абсолютно безгрешны, раз уж есть наследники. Младшая внучка Людмила, между прочим, - поэтесса…

 

Стоит в плане

- А можно ли познакомиться с самими произведениями писателя?

- Теперь да. Вместе с редактором журнала «Алтай» Станиславом Вторушиным мы издали автобиографическую повесть Гребенщикова «Егоркина жизнь», а также все написанные тома его эпопеи «Чураевы» и статьи. А еще в Бийске есть замечательный человек Виктор Буланичев, представитель Демидовского фонда на Алтае, который тоже очень посодействовал в моем деле: с его помощью были изданы еще несколько книг - статьи и очерки об Алтае, лучшие повести и рассказы.

Книги сейчас распространяются на гранты администрации по библиотекам. С помощью анкеты краевая библиотека выяснила, что о «Егоркиной жизни» были получены очень хорошие отзывы из районов. Это и понятно: книга написана искренне, словно настоящая крестьянская автобиография.

- Известно, что планируется выход однотомника Гребенщикова. Когда ждать фолиант?

- После издания юбилейного многотомника Шукшина губернатор Александр Карлин не однажды замечал, что пора взяться за других алтайских авторов. И сейчас это намерение начинает осуществляться. Публикация произведений писателей, связанных с Алтаем, и в частности – однотомник Гребенщикова, стоит в плане на 2011 год. Очень волнуюсь, ведь его составляла я… Он должен выйти в количестве пяти тысяч экземпляров.

А на 2013 год в издательском плане стоит многотомник Георгия Дмитриевича.

 

Два разных таланта

- При упоминании «алтайских писателей» первым делом вспоминаешь Шукшина. Возникает вопрос: не является ли Георгий Гребенщиков в каком-то смысле повтором, ведь тематически их произведения схожи?

- Это два совершенно разных таланта, две разные личности! Шукшин тяготеет к жанру рассказа, и поэтому у него такая успешная драматургия. Гребенщиков же изначально - чуть ли не на генетическом уровне (его юность прошла совсем рядом с казахским народом) - был склонен к эпическому. А еще у Василия Макаровича был круг людей, которые постоянно ему помогали, направляли его. У Георгия Дмитриевича, когда он эмигрировал в Америку, не имелось даже редактора. Он был безусловно талантливым, но много писал в спешке, порой литератору не хватало взгляда со стороны. Ему меньше повезло с эпохой и условиями, чем Шукшину.

- Однако обоих волновали проблемы сибирского крестьянства. Гребенщиков раскрыл их как-то иначе, чем Шукшин?

- Тематика произведений у этих писателей схожа только на первый взгляд. Поначалу, как выходец из крестьянской сибирской семьи, Георгий Дмитриевич очень много писал бытовых рассказов, но скоро перешел к изображению крестьянина не в избе, а в полях (и это было ново). Второй близкой темой для него стали столкновения между русским миром и миром казахов, на границе между которыми прошли его юные годы. Он прекрасно знал их разговорный язык, и различные контакты с «инородцами» интересовали его своими разными гранями, особенно - столкновение земледельческой и кочевой культур. Гребенщиков больше тяготел к «народу-ребенку», как образно выразилась одна исследовательница, то есть к кочевникам. И, наконец, была еще одна тема, которая затем выросла в основную ветвь его творчества и сделала его полностью самобытным – старообрядчество. Он очень рано начал изучать его на Алтае, а в годы эмиграции наладил связи со старообрядцами в Америке, которые оказались там еще в 19 веке. В конечном итоге его переживания вылились в эпопею «Чураевы».

Я не знаю другого такого романа, который бы так ярко и интересно рассказал о том, как война переживалась в сибирском обществе.

 

Дорогая жизнь

- А почему «Чураевы» в результате включили в себя только семь книг вместо планируемых двенадцати?

- В Америке Гребенщикову приходилось очень непросто. Но при огромных финансовых сложностях он еще умудрялся помогать другим! Писатель спас нескольких русских, которые оказались после войны на территории Германии и были отправлены в США. Чтобы помочь этим людям встроиться в американское общество, он со своей женой брал их в приемные дети. До сих пор жив некий Стефан Бескет, который подтверждает, что у Гребенщикова таких детей было 17. Всех он обеспечивал, потом помогал устроиться на работу. О себе, как видите, Георгий Дмитриевич думал мало. И потом он потратил все свое зрение, все силы, пока учил студентов во Флоридском университете - он был профессором. Жизнь в Америке во всех смыслах стоила ему очень дорого... Я думаю, на «Чураевых» просто недостало сил.

- Так все же какое место Георгий Гребенщиков занимает в литературе - русской, эмигрантской и мировой?

- Это место еще не определено. Его творчество изучено слишком мало. Само имя Гребенщикова окутано тайной, но тем важнее эту тайну понемногу раскрывать. Просто нет таких людей, которые прочли бы все его тексты, не говоря уже об их глубоком изучении. У меня, скорее всего, жизни не хватило бы на такой огромный объем работы. Пока я надеюсь закончить все дела с изданием и потом, если хватит сил, написать книгу о сибирском периоде творчества Гребенщикова. Что известно наверняка: личность нашего земляка была удивительна.

 

Интервью подготовила Татьяна КРИКУН.

Справка «АП»

Георгий Гребенщиков родился 6 мая 1884 года в селе Каменевка Змеиногорского уезда Томской губернии (ныне Шемонаихинский район Восточно-Казахстанской области), близ Николаевского рудника. Сын простого сибирского горнорабочего, он стал доктором филологии, профессором одного из американских колледжей, почетным доктором академии наук и искусств Испании, Мексики, обладателем литературных премий многих стран мира. Гребенщиков - автор более ста романов, новелл, рассказов, драматических произведений, большая часть которых переведена на многие европейские языки. И только русскому читателю они почти неизвестны.

Осенью 1920 года из-за революционных потрясений писатель покинул Россию. В 1924 году после некоторых колебаний и сомнений Гребенщиков переезжает в США. За 45 лет, прожитых за рубежом, им написано около 30 томов художественных и публицистических произведений, множество стихов на русском и английском языках, десятки драм, рассказов, очерков. Умер писатель 11 января 1964 года. Дом, где жил Георгий Дмитриевич, внесен в реестр мемориальных памятников США. Есть документальные свидетельства о том, что Гребенщиков много хлопотал о возвращении на Родину, но напрасно. Тоска по ней владела им до конца дней.

Фоторепортаж