ДЕТИ РАСТУТ ЛЮБОВЬЮ

В КРАЕ ДЕЙСТВУЕТ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОТКАЗОВ ОТ НОВОРОЖДЕННЫХ

00:00, 11 ноября 2010г, Общество 1432


ДЕТИ РАСТУТ ЛЮБОВЬЮ Фото №1

Под счастливой звездой, говорят, рождаются женщины, у которых всегда все хорошо и правильно. Детство и юность в благополучной семье, брак по любви, радость желанного материнства и воспитания детей. Общеизвестно же: главное предназначение женщины – именно материнство.

Но есть и другие женщины, которые, скажем так, родились под холодным светом иных звезд. Кому-то из них ломает судьбу неудачное замужество, другие так и не встретили своего избранника, третьи, может быть, обожглись на первой доверчивой любви. Всем им потребуется куда больше труда, характера, терпения, чтобы выправить свою судьбу, обрести себя, найти «ключи от счастья женского». И скольких же из них спасало опять-таки материнство!

Существует поверье, что дети сами выбирают себе родителей. Но случаются сбои и там, в неведомом. И женщина, выносившая и родившая свое дитя, решает отказаться от него.

В крае в 2006 году 142 ребенка оказались брошены женщинами, родившими их. В 2007-м – 104. В следующем, 2008-м, – 152. В 2009-м – 120. За 10 месяцев нынешнего 82 малыша попали в число отказников.

Как и почему женщины идут на столь отчаянный шаг? Можно ли и каким образом следует бороться с этим явлением? Что должно сделать общество, чтобы спасти детей от социального сиротства? Что предпринимается у нас в крае в этом направлении? Эти вопросы и обсуждали участники пресс-конференции по теме «Профилактика отказов от новорожденных детей», которую провела Татьяна Абакумова, заместитель начальника Главалтайсоцзащиты, начальник управления по социальной политике. Попробуем вместе с ними найти ответы.

Галина ПОПОВА.

Как это происходит

…Студентка-второкурсница живет в общежитии. Влюбленность, близость – случилось то, что случилось. О продолжении отношений с парнем, тем более о браке речи нет. Что делать? Бросить учебу? Где и на что жить? Выход видится один…

После окончания школы в родном селе девушка приехала в город. Поступить в училище не удалось. Устроилась продавцом. Снимает угол на пару с подругой. Вернуться домой? Ни за что!

Мать-одиночка, потерявшая работу… Бывшая воспитанница детдома… Жертва насилия… Или вот еще – при обследовании по поводу беременности обнаруживается ВИЧ-инфекция. Поверить в то, что ребенок может родиться здоровым?..

Бывает и так. Женщина, уже имеющая, например, двоих детей, понимает, что должен появиться третий. Он не планировался. Он «лишний» в семье, которая и так еле сводит концы с концами. Почему не обратилась по поводу прерывания беременности? Не знала! Поняла, когда он уже толкаться стал, когда что-либо делать уже поздно. «Есть такое понятие, - рассказывает директор краевого кризисного центра для женщин Ольга Казанцева, - как игнорируемая беременность. У этих женщин не бывает токсикоза, не видно живота, они и правда «не знают», объясняя для себя другие признаки усталостью, плохим питанием…»

Наверное, кто-то непримиримый всегда готов осудить этих женщин – сами, мол, виноваты (о вине отцов на этом судилище молчат). Возможно, более гуманный скажет: уж лучше так, чем аборт, все-таки шанс ребенку вырасти, а матери – одуматься и принять его. В конце концов, в классической литературе всех времен и народов столько произведений на этом сюжете построено!

Дети-отказники были всегда. Их подкидывали в богадельни и монастыри, в дома состоятельных и бездетных людей…

- Для них еще с середины XVII века начали строить сиротские приюты, - добавляет Ольга Казанцева. – Еда, минимум ухода…

- А потом? – спрашиваю.

- Они очень рано умирали. Детям, особенно новорожденным, кроме удовлетворения физиологических потребностей, нужны ласка, общение, материнское тепло. Дети живут и растут любовью.

В чем они виноваты?

Действительно, в чем? Почему они столь жестоко расплачиваются не за свою вину?

Председатель Алтайского краевого совета женщин – отделения Союза женщин России Надежда Ремнева приводит данные одного исследования. Часть детей-отказников, пишут авторы, будет усыновлена. Остальные вырастут, ощущая себя ненужными, брошенными. Как правило, 40 процентов из них становятся алкоголиками, наркоманами, 40 – попадают в сети криминала, 10 заканчивают самоубийством. И только 10 процентов как-то выкарабкиваются, формируют семьи, становятся нормальными (или почти нормальными) родителями, так или иначе свой горький опыт их учит чему-то. «Меня особенно потрясло, - делится Надежда Степановна, - высказывание одного психолога: если женщина живет все девять месяцев с мыслью и ощущением того, как было бы хорошо, чтобы он у меня не родился, то ребенок появляется на свет с выражением на лице такого вселенского испуга, горя, ужаса…»

Когда-то очень давно Надежде Степановне посчастливилось побывать с делегацией на далеком острове Маврикий. И там, вспоминает, уже тогда действовала программа семейного воспитания. Под лозунгом: рожать только желанных и здоровых детей.

- Сейчас мы тоже стремимся к этому, - отметила Надежда Степановна. – Но когда речь идет о брошенных детях, то здесь нарушаются оба условия: нежеланен и нездоров. Потому что ощущение ненужности из психологической области быстро переходит в область различных физиологических отклонений, которые развиваются в серьезные патологии.

Елена Сергиенко, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией Института психологии РАН (г. Москва), также принимавшая участие в пресс-конференции, заострила внимание еще на одной закономерности: «95, даже 97 процентов женщин, которые отказываются от новорожденных, - это женщины из семей, где уже были истории отказов. И вовсе не обязательно детей сразу оставляли в роддоме или сдавали в детдом. Может, просто отправляли к бабушкам куда-то в деревню – это же все равно отказ от ребенка, от его воспитания. И показатель возможного будущего отказничества. Второй очень важный фактор – это насилие в семье, свидетелем, а то и жертвой которого может стать девочка…»

Что делается

Вправе ли общество не замечать эту проблему? Не обращать внимания на страдания женщин (только редкая и совсем уж забубенная головушка с легкостью идет на отказ от ребенка) и детей? Да ведь оно просто обязано принимать какие-то меры, создавать условия, позволяющие уменьшить количество отказов от новорожденных.

В крае, как отметила Надежда Ремнева, многое делается, особенно за последние пять лет, в интересах семьи с детьми. Продолжается реализация 20-ти с лишним целевых программ. Еще конкретнее – разработана и действует программа «Профилактика ранних отказов от новорожденных детей в Алтайском крае «Я не могу без тебя» на 2009 – 2011 годы» – при участии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Первый обнадеживающий результат – в прошлом году удалось предотвратить 30 отказов от детей в Барнауле, Бийске, Рубцовске.

Ольга Казанцева, директор не только краевого кризисного центра для женщин, но и ресурсного центра по реализации этой программы, рассказывает:

- У нас есть мобильные бригады экстренной психологической помощи, которые, как только становится известно, что женщина намерена отказаться от ребенка, выезжают в роддом. Встречаются с женщиной, разъясняют, на какую помощь она и ребенок могут рассчитывать после выхода из роддома, и т. д. Это так называемый первичный уровень профилактики отказов. Второй – работа с женщинами группы риска, для которых их беременность не является желанной, и проводиться она будет на базе психокоррекционных кабинетов женских консультаций и роддомов в трех городах. И следующий уровень – работа с девочками, которые не достигли еще благоприятного возраста для рождения детей, не замужем, но могут попасть в группу риска.

Вообще у нас выстраивается целый комплекс услуг, очень нужных для поддержки таких женщин. В Рубцовске уже открыто, а в Барнауле и Бийске появятся в ближайшее время отделения временного пребывания для женщин, которым после родов просто некуда пойти с ребенком. Предусмотрен и бесплатный прокат кроваток, колясок, комплектов по уходу за новорожденными из малообеспеченных семей. А в комнатах дневного пребывания на базе территориальных центров социальной помощи семье и детям женщины получат и практический совет, и поддержку специалистов.

Касается всех

В этой работе по предупреждению отказов от новорожденных задействованы не только специалисты соцзащиты, но и здравоохранения. Участковые врачи – терапевты, педиатры, гинекологи хорошо знают ситуацию в семьях своих пациентов, им известно, как складываются в них отношения между родителями и детьми, желанным ли будет для супругов еще один ребенок и т. д. Вера Ушанова, заместитель начальника Главного управления по здравоохранению и фармацевтической деятельности по родовспоможению и детству, в своем выступлении рассказала, чем может помочь участковая служба в этом направлении, коснулась медицинских аспектов сопровождения женщин, отказывающихся от ребенка. «Главное – не быть равнодушными, - подчеркнула она. – Не делиться – мое это дело или нет. Это касается всех нас!»

Начальник сектора регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, управления края по образованию и делам молодежи Наталья Медникова рассказала, насколько реальна для отказников возможность попасть в замещающую семью. Информация почти о 2700 детях, лишившихся родительского попечения, содержится сейчас в банке данных. И только около 30 процентов от всего количества – это дети в возрасте от нуля до четырех лет. А именно их предпочитают выбирать граждане, решившиеся принять кого-то на воспитание в свою семью. И поэтому из года в год очередь сохраняется…

Первоценность

Да, проблема отказов от новорожденных – это действительно проблема и самих брошенных детей, и общества, и государства. Да, можно жалеть этих женщин, попавших в ситуацию невыносимо трудного выбора, убеждать их не отказываться от ребенка, всячески помогать и поддерживать на первых порах, но…

Надежда Ремнева первой заострила внимание собравшихся на одном важном моменте:

- Можно выстроить целую систему мер помощи, но это будет смягчение, ликвидация последствий, а не самой причины. И до тех пор, пока мы будем, грубо говоря, бить «по хвостам», будет продолжаться воспроизводство социального нездоровья.

Начинать надо с семьи. Родилась девочка – это будущая мама, и надо формировать в ней это дарованное природой качество – стать хорошей матерью. Родился мальчик – воспитывай в нем чувство будущего ответственного отцовства. Мы забываем об этой первоценности, когда ставим на первое место успешность, карьеру, деньги, бизнес…

- Современные дети практически не играют в дом, в «маму–папу» - такую тенденцию отмечают воспитатели, - поддержала Татьяна Игрушкина, руководитель центра раннего развития «Томский хобби-центр» (г. Томск).

Действительно, с куклой Барби не поиграешь в «дочки-матери», у нее с бойфрендом Кеном другие интересы…

И дома, и в детсадах исчезли эти ролевые игры, там идет активное натаскивание к школе. В школах чему только не учат! – но нет речи об основах семейных отношений, ответственности и обязанностях будущих родителей.

…Хорошее название у нашей целевой программы – «Я не могу без тебя». Ребенок, плоть от плоти матери, и в самом деле не может без нее – и не может еще сказать ей об этом. Понять и сказать должна мать.

Пусть поймет и скажет.

Фоторепортаж