ВСПОМНИТЬ ВСЕ

ПРОБЛЕМЫ С ПЛОХОЙ ПАМЯТЬЮ КРИМИНАЛИСТЫ СЛЕДСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕШАЮТ ЗА НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ

00:00, 19 октября 2010г, Происшествия 2206


ВСПОМНИТЬ ВСЕ Фото №1

Андрею Немичеву соврать не получится. Уличать во лжи – это его работа, он специалист-полиграфолог регионального Следственного управления. Только за девять месяцев этого года Андрей Александрович провел больше ста исследований на детекторе лжи, его заключения легли в основу доказательной базы по всем этим уголовным делам.  

Результат впечатляет

- Андрей Александрович, у вас редкая, мягко говоря, профессия. Много ли в крае таких специалистов?

- Тех, что работают в государственных структурах края, можно пересчитать по пальцам. Дело в том, что специальных заведений, где обучают этой профессии, в нашей стране просто не существует. Это относительно молодая структура, которая в Советском Союзе появилась в 70-х годах прошлого века. Руководством страны было дано указание КГБ разобраться, почему происходят провалы у нашей разведки. После этого стали использовать детектор лжи, и результат не заставил себя ждать. А уже с 80-х годов полиграфологи, получившие хорошую практику в контрразведке, начали уходить в милицию. Первый специалист в Алтайском крае появился в 1996 году в Главном управлении внутренних дел. Сейчас там работают больше всего полиграфологов – четыре человека.

- Почему в вашем кабинете так пусто: мало мебели, стены голые?

- Здесь проводятся исследования, что-то вроде психологических сеансов. Человек должен максимально расслабиться и сконцентрироваться на задаваемых мной вопросах. Поэтому в кабинете нет ничего, что бы отвлекало внимание. Тесты проходят не только подозреваемые и подследственные, но и кандидаты при приеме на работу в управление. Результаты я сообщаю в отдел кадров и службу собственной безопасности, где принимается решение о профессиональной пригодности. Пока еще никого не отбраковывали, кандидаты до полиграфа проходят достаточно серьезный отбор. В Следственном управлении эта практика недавно была принята на вооружение, а вот в ФСБ, к примеру, используется не меньше пятнадцати лет. Я считаю, что это необходимо, - жизнь диктует. Многие предлагают проводить подобные исследования и в органах власти. Помните недавний случай, когда мэр Казани провел на полиграфе тестирование сотрудников своей городской администрации? После него 80 человек написали заявления об увольнении по собственному желанию. А задавался ведь небольшой перечень тематических вопросов.

- Если вас посадить по ту сторону аппарата - сможете скрыть какую-то информацию?

- Во-первых, я знаю, что на ту сторону лучше не попадать (смеется). Скрыть информацию очень тяжело. Многое зависит от специалиста-полиграфолога, потому как решение принимает не техника, а человек, который с ней работает. Начнем с того, что в народе сложилось не совсем правильное представление о работе полиграфолога. Полиграф – это устройство, предназначенное для выявления скрываемой информации. Если человек ее утаивает, то можно понять, какую именно. Само исследование представляет собой многоэтапную процедуру, длительную по времени. А то, что показывают в известной телепередаче «Детектор лжи», является всего лишь вершиной айсберга. В первую очередь полиграфологу нужно правильно определить изначальную посылку действий. Представим ситуацию: следователь приводит ко мне человека и говорит, что он свидетель, который скрывает сведения либо их искажает. В этом случае используется одна методика. Если же передо мной сидит подозреваемый в преступлении, то работать нужно совершенно по другой схеме. Если со свидетелем работать как с подозреваемым, убийцей, то, естественно, можно не получить достоверной информации. В Бийске был случай: выпивали два приятеля, как обычно, им не хватило. Вышли на улицу, а следом за ними компания таких же пьяных вынесла из подъезда бесчувственное тело, чтобы отрезвить. Оставили возле дома, а сами уехали. Те ребята, что вышли раньше из подъезда, его избили, забрали сотовый телефон и бросили на улице. Утром мужчину нашел дворник. Не приходя в сознание, избитый скончался в больнице. Эксперт объяснил, что удары наносил один человек, но кто именно? Один отказался беседовать, а второй согласился. На детекторе выяснились роли каждого и мотивы убийства. Делая выводы, я указываю в заключениях вероятную картину происшествия. Сказать что-либо однозначно просто не имею права.

Фифти-фифти

- Ошибаетесь часто?

- Когда человек садится в это кресло, вероятность его причастности-непричастности к преступлению 50 на 50. Все обстоятельства дела выясняются в результате полного исследования. Работа с одним человеком занимает от двух до трех часов. Иногда - до четырех. Естественно, тесты проходят с небольшими перерывами. Только после этого начинает вырисовываться определенная картинка. Имея ее, начинаешь анализировать поведенческие признаки, вербальную-невербальную реакцию на вопросы.

Еще раз хочу подчеркнуть: важен комплексный подход. Во-первых, необходимо выяснить, какие нужно задавать вопросы каждому конкретному человеку. Принцип работы с полиграфом основан на сравнении реакции человека при ответах на вопросы определенного плана. Таким образом я сравниваю, какой именно параметр изменился и насколько. При всем том не надо забывать, что у людей постоянно меняются реакции, это фоновые изменения. Их тоже нужно учитывать и анализировать. Только в совокупности оценив результаты тестирования, начинаешь правильно понимать, какая именно тема волнует человека или вызывает у него больший стресс. Принцип очень простой: если человек совершал какое-либо неправомерное действие, участвовал в нем или был свидетелем, в его памяти остаются следы. Поэтому и говорят, что полиграфологи работают с памятью. Мы заставляем вспомнить то, чего не хочется вспоминать. Когда я понимаю, что заставил человека воссоздать событие, время, место, последовательность действий, то далее выясняю подробности. Если он преступник, то обязательно должен вспомнить место преступления, орудие убийства, сколько раз им нанес удары и многое другое. Собранный комплекс информации анализируется и по нему выстраиваются вопросы, которые в свою очередь сравниваются с другими волнующими его темами.

- В чем измеряется вероятность того, правду говорит ваш клиент или врет?

- Когда вы приходите на прием к врачу, он вам сразу не скажет, чем вы больны: ангиной, бронхитом, ОРЗ или ОРВИ. Вам не дадут комплексное лекарство, которое помогает от всего вышеперечисленного. Потому что у вас, вероятно, какое-то из этих заболеваний. Врач не может с ходу определить болезнь, для этого нужно провести дополнительный анализ, потратить на него время. У нас то же самое. Я не могу сказать: вероятность того, что человек ударил другого по голове, составляет 96 процентов, а не бил – четыре. Так не бывает. Полученные от детектора лжи данные требуется подтвердить следственными действиями и результатами различных экспертиз. И любая из них не дает стопроцентной уверенности. Даже геномы совпадают у одного из 10 млн. человек.

Если бы все было так просто, то не нужны бы тогда были следователи, эксперты, суды. Использование полиграфа – это еще и психологический ход. Люди в этом кресле себя по-разному ведут. Те, кто понимает, что проболтался, начинают срывать с себя датчики, метаться. Далеко не все в состоянии стресса контролируют свои поведенческие реакции. Когда понимают, что загнаны в угол, всячески пытаются из него выбраться. Приходится успокаивать. Некоторые люди замыкаются, принимают закрытую позу (скрещивая ноги, руки) и не хотят отвечать на вопросы. Или же наоборот: человек встает и говорит, что готов все рассказать.

Надо уточнить: детектор лжи определяет только вероятность; если человек говорит правду, то он говорит правду, а если лжет, то лжет. Если он не причастен к какому-либо событию, то это определяется с вероятностью в 100 процентов. А вот причастность может варьироваться. Исследуемый мог, к примеру, присутствовать при разбойном нападении, убийстве, он видел событие, значит, причастен к преступлению. Однако вероятность того, что смерть жертвы наступила, скажем, от его удара, равна нулю.

Жизнь – это не кино

- С вашим опытом сможете определить причастность человека к преступлению по внешним признакам?

- То, что выделывает главный герой в известном сериале «Обмани меня», вызывает улыбку. Если вы скрестили ноги – не обязательно это значит, что закрылись. Возможно, вы сидите слишком близко к столу, и по-другому вам будет неудобно. А может быть, у вас такая привычка. К тому же у каждого из нас разное воспитание. Люди из разных социальных групп и на стуле даже сидят по-разному. Поэтому сказать наверняка – врет человек или говорит правду, по поведенческим признакам нельзя. Тем более давать официальные заключения. А вот полиграф с большей долей вероятности определяет возможный характер событий и их участников. Даже когда всё перевернуто с ног на голову. Допустим, недавно в одном из сел Бийского района местный житель вызвал участкового. Милиционер нашел в доме мать этого человека с ножевым ранением и еще одного мертвого мужчину. Постояльцы сообщили, что это сожитель женщины. Вроде бы он кинулся на нее с ножом, парень встал на защиту и в пылу убил обидчика. Домочадцы подтвердили его показания, но у следователя возникли сомнения. Полиграф показал, что скандал действительно имел место, но после него… сын вышел на кухню, взял нож и ударил сожителя в живот. Мать пыталась его оттащить и случайно порезалась.

В раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений без полиграфа, кажется, уже и не обойтись. Достаточно вспомнить последнее нашумевшее убийство сотрудников милиции в Барнауле. На детекторе лжи было отработано больше тридцати человек, которые подозревались в причастности к этому преступлению. Проверялись жители дома, люди, которые могли изготовить оружие. Как показало следствие, мои выводы о том, что никто из них не был причастен к преступлению, подтвердились. А Евгений Панченко во многом благодаря полиграфу дал нам понять, что обладает информацией по ряду других преступлений, в том числе десятилетней давности.

Технологии не стоят на месте, постоянно появляется новое, более современное оборудование. Так или иначе на Алтае на сегодняшний день в Следственном управлении мы имеем самый современный полиграф. Более того, учитывая достигнутые результаты, решают вопрос о введении второй должности полиграфолога в отделе криминалистики.

Справка «АП». Служба прокуроров-криминалистов была основана 19 октября 1954 года. В их задачи входят оказание помощи следователям при расследовании уголовных дел (криминалистическое сопровождение следствия), методическая работа, организация обучения и стажировки следователей. Кроме того, они занимаются работой по расследованию преступлений прошлых лет. С 1 января 2011 года с созданием Следственного комитета РФ как самостоятельного органа ожидается, что их должности будут переименованы в должности следователей-криминалистов. Это позволит работникам криминалистических подразделений осуществлять более широкие процессуальные полномочия.

В настоящее время в отделе криминалистики СУ СК РФ по краю работают 12 человек. Все они в прошлом опытные следователи, сотрудники отдела криминалистики краевой прокуратуры. Ежегодно с их участием раскрывается больше ста особо тяжких преступлений. Они используют новые методики расследования преступлений. К примеру, генетические экспертизы. 

Фоторепортаж